Диагностика и формирование УУД
Коммуникативные навыки
1-2 классы
Критерии оценки коммуникативного компонента
универсальных учебных действий детей 6,5—7 лет
Базовые виды
Общий уровень
коммуникативных
1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция).
— потребность в общении
развития общения (предпосылки
Основные критерии
Коммуникативные
2. Коммуникация как кооперация.
универсальных
— понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
3. Коммуникация как условие интериоризации.
со взрослыми и сверстниками;
Коммуникативные действия, направленные на
учебных действий
действия, направленные
Типовые задачи
оценивания
формирования)
на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания
— умение договариваться, находить общее решение;
— ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
кооперацию, т. е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению
Задание «Левая и
— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
— рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
Задание «Рукавичка»
— умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
совместной деятельности
правая стороны»
Преодоление эгоцентризма в пространственных и
— эмоционально позитивное отношение к процессу
— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же
— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
Задание «Дорога
(Ж. Пиаже).
предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
межличностных отношениях
сотрудничества;
— способность сохранять
— ориентация на партнера по общению;
— учет разных мнений и умение обосновать собственное
к дому» (модифицированный
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
— умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
Методика «Кто
вариант)
прав?» (методика
— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
— умение слушать собеседника
Г.А. Цукерман и
др.)
«Братья и сестры» (Пиаже). (1 класс)
- Оцениваемые УУД : коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (
- Возраст : предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
- Форма (ситуация оценивания) : индивидуальное обследование ребенка
- Метод оценивания : беседа
- Инструкция :
- 1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»
- 2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»
- 3. «Сколько сестер в этой семье?»
- Критерии оценивания :
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
- координация разных точек зрения.
- Показатели уровня выполнения задания:
- Низкий уровень : ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.
- Средний уровень : правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.
- Высокий уровень : правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.
«Братья и сестры» (Пиаже). (1 класс) Критерии оценки.
Фамилия, имя
задание1
Капустин Н.
1
Задание 2
Итого
0
1
Высокий-3 учащихся
Средний-7 учащихся
Низкий- 8 учащихся
Задание «Рукавички» Г.А. Цукерман. (1 класс)
- Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
- Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 8-8,5 лет
- Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
- Описание задания : детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
- Уровни оценивания :
- 1. Низкий уровень : в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
- 2. Средний уровень : сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
- 3 . Высокий уровень : рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Задание «Рукавички» Критерии оценивания:
Фамилия, имя
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
Дудина А.
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
1
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
1
взаимопомощь по ходу рисования;
1
эмоциональное отношение к совместной деятельности: -позитивное
1
-негативное
Итого
1
5
Высокий-11 учащихся
Средний-3 учащихся
Низкий- 3 учащихся
«Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)(1 класс)
- Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
- Возраст: 6,5—7 лет.
- Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
- Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
- Задания
- 1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
- 2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
- В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
- 3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
- 4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
- Критерии оценивания:
- — понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
- — соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
- Уровни оценивания:
- 1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
- 2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
- 3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
«Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)(1 класс). Критерии оценки.
Фамилия, имя
задание1
Тарасов М.
1
Задание 2
Задание 3
0
1
Задание 4
Итого
0
2
Средний-18 учащихся
«Узор под диктовку» (Цукерман). (1-2 класс)
Оцениваемые УУД : умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст : предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания) : выполнение совместного задания в классе парами
Метод оценивания : наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.
Материал : набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).
Инструкция : «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».
«Узор под диктовку» (Цукерман). (1-2 класс) Критерии оценивания :
Фамилия имя
Продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцам
Дудина А.
1
Способность строить понятные для партнера высказывания
Умение задавать вопросы , чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
1
Способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи ;
1
Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное
1
Итого
1
Рациональность
5
Позиционирование
1
Лидер, исполнитель, оппонент
И
Высокий -7 учащихся
Средний-4 учащихся
Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка («Незавершенная сказка»).
- Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы, коммуникативное действие умение задавать вопрос.
- Возраст: дети 6,5 - 8 лет.
- Форма: индивидуальная
- Оцениваемые УУД - действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задать вопрос.
- Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.
- Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
- Тестовый материал
- Сказка. ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ
- Критерии оценивания:
- интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;
- адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
- Уровни развития познавательного интереса и умения задавать вопрос:
- низкий (1 балл) - ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,
- средний (2 балла) - ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
- высокий (3 балла) - ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- Не хвастай Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.
-Нет, одолею!
-Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.
Спорили, они спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
-Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
-Давай, - согласился заяц.
(В данном месте чтение прерывается).
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу то не холодно. А то катается по снегу, да поет:
-Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит - Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц»! А сам еще сильней лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
-Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках ходят.
Тест «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф)
Оцениваемые критерии: коммуникабельность, межличностные отношения, проблемы в общении.
Возраст: детский возраст от 5 лет.
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе.
Метод оценивания: наблюдение за рисованием и анализ результата.
Назначение теста: На основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и отдельных ее частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. Инструкция к тесту: Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".
Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
- -Как он отнесся к заданию?
- -Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
- -Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
- -Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
- -Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
- -Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
- -Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?
«Рисунок человека» Критерии оценивания:
- 1.высокая неудовлетворенная потребность в общении (широко расставлены руки и преувеличенный размер кистей, пальцев).
- 2.недостаток общения, неумение общаться (маленький размер, отсутствие кистей рук, пальцев).
- 3.уход от общения, негативизм (руки за спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока, голова изображена в профиль).
Показатели уровня выполнения задания:
- Низкий уровень (1 балл): в рисунке ярко выражены 2-3признака, к выполнению рисунка приступил не сразу, при выполнении задания вел себя неуверенно.
- Средний уровень (2 балла): в рисунке слабо выражены 1-2 признака, приступил к выполнению задания и, не задавая дополнительных вопросов.
- Высокий уровень (3 балла): в рисунке отсутствуют признаки проблем в общении, смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях.
Сформированность коммуникативных УУД
уровни
высокий
Умение работать в паре и группе
средний
Умение оформлять свою мысль в устной речи
согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла
низкий
Умение выразительно читать и пересказы-вать текст
умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста
приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других
умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения
не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятель-ности других детей;
Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми
чтение без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста
не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи
чтение с небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает текст с незначительными искажениями содержания
знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми
Умение выполнять различные соц. роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента) в соответствии с задачами уч. деятельности
чтение с большим количеством ошибок, побуквенно-слоговое, без интонации; пересказывает текст со знач. искажениями его содержания
знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми
в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль
не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми
в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя
в групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только исполнителя
Формирование коммуникативных УУД у школьников 6-8 лет
1 класс
Должен уметь:
Коммуникация как кооперация
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Рекомендации:
Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
- Задавать открытые вопросы.
Коммуникация как интеракция
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Работать в паре.
- Создание условий сотрудничества(задание в парах)
- Организация ролевых игр, (чтение по ролям)
- Проведение групповых заданий на уроке;
- Положительное одобрение со стороны взрослого.
Понимать речевое обращение другого человека.
- Воспитание тактичности, вежливости, соблюдение речевого этикета. (деловые игры)
Коммуникация как интериоризация
- Игры на понимание речевого обращения другого человека
Слушать и понимать речь других.
- Проведение групповых заданий на уроке
- Положительное одобрение со стороны взрослого.
- Создание условий для диалога, направленных на умение слышать, понимание и обратной связи.
- Проведение групповых заданий на уроке
- Положительное одобрение со стороны взрослого.
Программа психологических мероприятий по формированию коммуникативных УУД.
В системе практической деятельности педагога-психолога в начальной школе могут использоваться наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков, которые мы предлагаем к рассмотрению.
- 1.Проведение групповых развивающих занятий-тренингов для первоклассников, испытывающих трудности в общении,
Цель занятий - снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей.
Задачи:
- -научить первоклассников эффективно сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
- -сформировать умение планировать совместную деятельность - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- -развить умение управлять эмоциями, поведением, действий себя и партнера;
- -научить понимать и принимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.
Виды используемых методических средств:
- -ролевые игры;
- -психогимнастические этюды;
- -эмоционально-символические методы;
- -дискуссионные игры;
- -релаксационные методы;
- -рисуночные методы;
- -коллективная проектная деятельность. «Радуга»; «Групповой коллаж».
- -проведение «Больших психологических игр», психологических акций