3 четверть
Прочитай текст «Прозрение» Бориса Ганаго. Борис Ганаго Прозрение
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две... Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой. Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили: – Почему Лёва не ходит в школу? Мама печально ответила: – Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может... Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил: – А мы его по очереди в школу водить будем. – И домой провожать. – И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники. У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал: – Здравствуйте. И тут со всех сторон посыпалось: – Я завтра зайду за тобой и провожу в школу. – А я расскажу, что мы проходили по алгебре. – А я по истории. Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы. После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим! Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты... Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. Не счесть людей, прозревших для добра.
Выполни задания. Отметь v утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В каком городе учился мальчик? а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой? а) у него не было телефона; б) он перестал ходить на занятия; в) ребятам захотелось сходить в гости. 3. Как Лёвина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста. ___________________________________________________________________
4. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом? а) когда увидели Лёву; б) когда увидели Лёву с повязкой на глазах; в) когда увидели, как Лёва с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним. 5. Какое решение приняли ребята? ___________________________________
6. Что сделали одноклассники после посещения товарища? _________________________________________________________________
7. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)? а) запели; б) заговорили одновременно; в) заспорили между собой.
8. Восстанови последовательность смены настроения мамы. а) У мамы на глазах навернулись слезы. __ б) Лицо у неё (мамы) было очень грустное. __ в) Мама печально ответила… . __ г) По лицу мамы градом катились слезы. __
9. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости? а) да; б) нет.
10. Почему ребята радовались пятёркам Лёвы больше, чем своим? __________________________________________________________________
11. Почему одноклассники стали учиться лучше? Что об этом говорит автор произведения? Выпиши предложение из текста. ___________________________________________________________________
12. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Лёвы) глазами? ___________________________________________________________________
13. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана. а) Всемирная известность. __ б) Мальчик перестал ходить в школу. __ в) Решение ребят не бросать друга в беде. __ г) Успешная учеба Лёвы в школе. __ д) Одноклассники у Лёвы дома. __ е) Новые друзья в институте. __
14. Укажи жанр этого произведения а) басня б) рассказ в) сказка г) стихотворение д) былина
15. Запиши тему этого произведения (о чём или о ком идёт речь в произведении). ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
16. Выпиши главную мысль этого произведения. Если не можешь найти, сформулируй самостоятельно, запиши. ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
17. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении? ___________________________________________________________________
18. Выпиши пары рифмованных слов. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, __________________ - ___________________ То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. __________________ - ____________________
19. Соедините понятие с его обозначением.
Рифма – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Басня – это созвучие окончаний стихотворных строк. Присказка – это наделение неодушевленных предметов качествами живых объектов. Олицетворение – это шутливое начало или шутливая концовка сказки.
4 четверть
Александр Куприн Скворцы
Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, подвесили новые. Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!» И правда, они сидели высоко на ветках тополей… Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни... Два дня скворцы точно набирались сил и всё навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев из скворечников. Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома. Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься: ветреная, пустая, несерьезная птица. И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй ты, черноголовый. Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». – «Как? Мне? Да я его сейчас!» – «А ну-ка, ну-ка…» И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы и даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой. Скворец таскает туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало – не больше пяти сантиметров. А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье!... Его корм на земле и в земле. И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко... Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья… Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже рассеялись на высоких ветках и начали свой концерт.
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания. 1. О ком или о чём рассказывается в этом произведении? __ о хитростях воробьёв __ о дружбе птиц __ о скворцах __ о воробьях __ о приходе вёсны
2. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов? __ утром пятнадцатого марта __ днём двадцатого марта __ девятнадцатого марта вечером __ вечером в субботу __ утром в воскресенье
3. Сколько дней скворцы набирались сил после полёта? __ пять дней __ один день __ несколько дней __ два дня __ неделю
4. Как происходит выселение воробьёв из скворечников? __ воробьёв выгоняют __ воробьёв клюют __ воробьёв стерегут __ воробьёв не кормят __ воробьёв не поят
5. Как скворцы стерегут своё гнездо? __ всей семьёй __ поочередно __ всей стаей __ не стерегут совсем __ нанимают сторожа
6. Из чего скворцы делают гнездо? __ из веток __ из прутьев __ из строительного мусора __ из одного пуха __ только из перьев
7. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню? __ большим __ маленьким __ средним __ не более пяти сантиметров __ узким
8. Где скворец находит себе корм? __ в воздухе __ в воде __ на земле __ в земле __ на земле и в земле
9. Когда лучше слушать настоящую песню скворца? __ вечером __ на закате __ ранним утром __ днём __ утром
10. Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________
11. Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1- начало рассказа. Отдых. ___ Жизнь дома. ___ Строительство гнезда. ___ Возвращение скворцов. _1_ Выселение воробьёв. ___
12. Определи жанр этого произведения. __ сказка __ художественный рассказ __ басня __ исторический рассказ __ научно-познавательный рассказ
13. Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор? __ камни __ песок __ мелкие кусочки разного мусора __ цемент __ стекло
14. Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |