Диагностика сформированности навыка чтения
учащихся 4-х классов во 2 полугодии _____ учебного года.
Сформированность читательской грамотности - одна из главных задач в обучении современного школьника.
Цель диагностики - выявить основные умения смыслового чтения:
– умение осмысливать цели чтения;
– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
– умение определять основную и второстепенную информацию;
– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Текст контрольной работы.
Прочитай текст.
Вишнёвая ветка
Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый платок. Она осторожно развернула свёрток, и все ахнули, потому что увидели чудо: тоненькую вишнёвую ветку с белыми цветами и нежными зелёными листочками. Живая вишнёвая ветка! А на улице мороз, ветер.
Все смотрят, поверить не могут: разве цветут вишни в декабре?
– Не цветут,– ответила Лена.– Мы с мамой поставили веточку в воду и ждали. Долго-долго ждали, целый месяц. Она и расцвела.
Ольга Сергеевна принесла из учительской кувшин с водой и сказала:
– Давай, Каштанова, поставим веточку на окно. Пусть её солнышко согреет.
Лена загородила веточку и быстро проговорила:
– Нет-нет, это Лидии Алексеевне... Я хотела положить на крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет... – От волнения у Лены показались даже слезы, но она договорила, что хотела сказать: – Лидия Алексеевна меня Леной называла.
В классе почти все забыли свою первую учительницу. Ведь она их учила недолго, и с тех пор прошёл целый год, даже больше. После слов Лены все сразу её вспомнили. Вспомнили, как она ходила с ними в лес, как рассказывала про птицу, которая пешком убегает от зимы. Вспомнили и о том, как она каждого называла по имени.
Ольга Сергеевна почему-то вздохнула и сказала не так громко, как говорила обычно:
– Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне твой новогодний подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят на Новый год такие подарки. А сейчас давай поставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла.
Ольга Алексеевна глядела то на вишнёвую ветку, то на Лену, и глаза её теперь были не просто большие и не просто синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны.
(В. Путилина)
Вопросы и задания:
Определи тему текста._______________________________________
Определи главную мысль текста.
________________________________________________________________
Как можно озаглавить этот текст? Предложи своё название.
______________________________________________________
Раздели текст на части и составь план.
____________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Что принесла в класс Лена под Новый год?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Чему все были так удивлены?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ребята вспомнили о своей первой учительнице?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что поняла Ольга Сергеевна, глядя на своих учеников?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выскажи своё мнение об этом тексте?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания сформированности навыка
смыслового чтения
| Группы метапредметных результатов | Критерии | Показатель критерия | Балл |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста (задание 1, 2) | Определил и записал тему и главную мысль текста | 2 |
Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль | 1 |
Не записал тему и главную мысль текста | 0 |
Умение озаглавливать текст (задание 3) | Подобрал заголовок к тексту | 1 |
Не смог озаглавить текст | 0 |
Умение составлять план текста (задание 4) | Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена | 2 |
Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей | 1 |
Не составил план | 0 |
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде (задание 5) | Дал полный ответ на вопрос | 2 |
Дал краткий ответ на вопрос | 1 |
Неверно ответил на вопрос | 0 |
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде (задание 6) | Дал полный ответ на вопрос | 2 |
Дал краткий ответ на вопрос | 1 |
Неверно ответил на вопрос | 0 |
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде (задание 7) | Дал полный ответ на вопрос | 2 |
Дал краткий ответ на вопрос | 1 |
Неверно ответил на вопрос | 0 |
2 | Преобразова-ние и интерпретация информации | Умение интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте (задание 8) | Дал развёрнутый ответ на вопрос | 2 |
Дал неполный ответ на вопрос | 1 |
Не ответил на вопрос | 0 |
3 | Оценка информации | Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний (задание 9) | Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение | 2 |
Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя | 1 |
Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений | 0 |
Перевод баллов в систему уровневой оценки.
Каждая работа учащихся оценивается по представленным критериям в баллах, затем определяется уровень сформированности навыков смыслового чтения у каждого учащегося: высокий, выше среднего, средний и низкий. Максимальное количество баллов за работу - 15.
Тестовый балл | Уровни овладения навыками смыслового чтения |
14-15 | Высокий |
11-13 | Выше среднего |
8-10 | Средний |
Ниже 8 | Низкий |
Анализ работы
Параметры анализа | 4а | 4б | 4в | всего |
Всего в классе | | | | |
Выполняли работу | | | | |
Умение определять тему текста (задание 1) | | | | |
Умение определять главную мысль текста (задание 2) | | | | |
Умение озаглавливать текст (задание 3) | | | | |
Умение составлять план текста (задание 4) | | | | |
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде (задание 5) | | | | |
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде (задание 6) | | | | |
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде (задание 7) | | | | |
Умение интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте (задание 8) | | | | |
Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний (задание 9) | | | | |
Уровни сформированности навыков смыслового чтения | | | | |
Высокий | | | | |
Выше среднего | | | | |
Средний | | | | |
Низкий | | | | |
Отсутствовали
Низкий уровень сформированности навыков смыслового чтения
Анализ по классу (в сравнении с 1 полугодием)
4А:
4Б :
4В:
Оценочный лист сформированности навыков смыслового чтения у учащихся 4 _ класса (2 полугодие).
№ | Ф.И. ученика | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 | Задание 8 | Задание 9 | Уровень |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | | |
23 | | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | | |
25 | | | | | | | | | | | |
26 | | | | | | | | | | | |
27 | | | | | | | | | | | |
| Выполнили задание | | | | | | | | | | Высокий- |
| | Выше среднего- |
Средний- |
Низкий- |