Методика «Анаграммы» (А. Зак)
Цель: выявление уровня сформированности рефлексии на способ действия.
Ход эксперимента: обучающимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Необходимо найти исходные слова.
I. 1) лбко 4) еравшн 7) окамднри
2) раяи 5) ркдети 8) лкбуинак
3) упкс 6) ашнрри 9) рбкадоле
II. 1) е, р, о, м
2) ш, а, к, а
3) а, к, у, р
4) б, о, н, е
5) а, с, о, к
6) д, а, в, о
Обработка полученных данных. Через несколько минут после начала работы становится ясно, что учащихся можно разделить на две группы. 1. Одни пытаются построить слова методом проб и ошибок. Каждую задачу (анаграмму) они решают как новую. У этих школьников отсутствует теоретический анализ.
2. Учащиеся из второй группы после некоторого размышления быстро находят ответы всех анаграмм. При решении нескольких первых задач они обнаруживают, что все анаграммы построены по одному общему признаку. Обнаружив это общее правило (на эту деятельность и направлен их мысленный анализ), школьники быстро и без труда находят расшифровку всех анаграмм, что свидетельствует о наличии у них теоретического анализа.
Оценка результатов: выделяется три уровня развития.
1-й уровень - содержательная рефлексия. Ученики правильно классифицируют задачи, обосновывают принцип их группирования (переставлены буквы, менялись местами слоги, читались справа налево).
2-й уровень - формальная рефлексия. Ученики при классификации задач ориентируются на сходство предметных значений слов или на наличие в словах одинаковых букв, а не на общий способ их построения.
3-й уровень - отсутствие рефлексии.