Мониторинг формирования функциональной грамотности для учащихся 7-х классов
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
Вам предстоит выполнить работу по 6 составляющим функциональной грамотности. На выполнение всей работы даётся 40 минут.
В каждом модуле нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их.
Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.
Желаем успеха!
Модуль 1 «Читательская грамотность».
Прочтите рассказ «Этажи леса» и выполните задания к нему.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.
Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут.
Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает; у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.
Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове. Но все-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то друг перед другом начинаем их рушить. Этажи леса.
Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пенышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить; они ели, глотали и опять пищали.
Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах сели на рядом стоящих деревьях.
— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье: мы этого не хотели.
Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети.
Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.
— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!
Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.
— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.
Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.
Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.
— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..
Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.
Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков. (М. Пришвин)
Выполните задания
-
Как вы считаете, правильно ли поступили охотники, подняв гнездо на высоту «разрушенного этажа»? Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Почему умершие берёзы ещё долгое время кажутся живыми? Запишите свой ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какое предположение возникло у охотников, когда птицы не спустились к птенцам? Найдите в тексте и запишите реплику одного из охотников, выражающую это предположение.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
-
Что рассмешило охотников? Запишите свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль 2 «Глобальные компетенции».
Рассмотрите рисунок «Не выбрасывайте продукты» и выполните задания 1-3.
1. Георгий показал рисунок младшему брату.
1) Брат не понял, что означают слова «Когда мы выбрасываем продукты, мы также выбрасываем труд людей, который был затрачен на их производство». Объясните на примере семьи, как это происходит.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Георгий предложил своей семье вести хозяйство так, чтобы не выбрасывать продукты и еду. На семейном совете он обсудил это с родителями и младшим братом.
Какие из перечисленных действий помогут семье Георгия не выбрасывать продукты, а какие - нет?
Поставьте «√» в каждой строке.
Действие | Поможет ли действие НЕ выбрасывать продукты |
Да | Нет |
Больше выращивать овощей на даче. | | |
При покупке обращать внимание на срок годности продуктов – время, когда закончится возможность безопасно использовать продукты. | | |
Если останется готовая еда, использовать ее для приготовления нового блюда. | | |
Покупать непривычные продукты. | | |
Ходить за покупками на рынок, а не в магазин. | | |
Составлять списки продуктов, когда идешь в магазин. | | |
3.Георгий прочитал небольшой текст о проблеме выбрасывания продуктов и еды.
«Мы теряем еду на всех этапах её пути от производителя до магазина: во время уборки урожая, во время хранения, во время переработки, во время доставки к фабрикам и магазинам, в самих магазинах.
Кроме того, экономическая истина заключается в том, что чем больше еды потребители выбрасывают, тем больше производители могут продать.»
Какими из утверждений можно подтвердить высказывание «Чем больше еды потребители выбрасывают, тем больше производители могут продать»? Выберите все верные утверждения. Поставьте «√» около каждого выбранного ответа.
1) Если хлеб заплесневел, его есть уже нельзя, нужно купить новый батон
2) Папа будет работать на новом заводе. Там будут производить молоко, сметану, кефир и другие виды молочной продукции
3) Бабушка выбросила испорченные овощи, ей нужно купить другие продукты, чтобы приготовить ужин
4) В магазин привезли печенье в мятой упаковке, по закону его нельзя продавать, магазин заказал на фабрике новую партию печенья
5) Овощи перевозят со склада в магазин в специальных машинах, оборудованных холодильниками
6) В магазинах можно купить молоко с разными сроками годности – от нескольких дней до полугода.
Модуль 3 «Финансовая грамотность.
Прочитайте текст и выполните задания (1 – 2).
Новые джинсы.
– Мама, мне нужны новые джинсы, а то старые мне уже стали малы, – утром перед школой сказал Петя. – Хорошо, – ответила мама. – Зайди, пожалуйста, в магазин и подбери, какие тебе понравятся. Возвращаясь из школы, Петя зашел в торговый центр и сразу же увидел джинсы своей мечты. Они стоили 2400 рублей. «Дорого», – подумал Петя. Но тут к нему подошел продавец и сказал, что до конца месяца в магазине действует акция: «Вторые джинсы – за полцены». После обеда Петя зашел на сайт и обнаружил, что в интернет-магазине такие же джинсы продаются за 1900 рублей.
1. Сколько денег потратит Петя на одну и две пары джинсов в торговом центре и в интернет-магазине? Заполните таблицу.
Где продаются | Сколько стоит |
1 пара джинсов | 2 пары джинсов |
Торговый центр | | |
Интернет-магазин | | |
2. Где выгоднее купить одну пару джинсов и где выгоднее купить две пары?
Дайте развернутый ответ.
_________________________________________________________________________________.
Прочитайте текст и выполните задания (3 - 4).
Конкурс эрудитов.
Влад получил по электронной почте такое письмо:
«Здравствуйте! Пишет вам администратор конкурса эрудитов. Станьте участником нашего конкурса! У нас большой призовой фонд, и каждый второй участник оказывается победителем! Вы готовы попробовать свои силы? Мы очень рады! Для того, чтобы в случае победы сразу получить приз, заполните анкету и заранее сообщите данные банковской карты, на которую можно перевести выигрыш.»
– Не верится как-то, – подумал Влад. – Похоже на интернет-мошенничество.
3. Два предложения текста особенно насторожили Влада и напомнили ему об интернет-мошенниках.
Подчеркните в тексте эти предложения.
Модуль 4 «Креативное мышление».
Прочитайте текст и выполните задания (1-2).
СЮЖЕТ ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ
Вам с друзьями доверили сочинить сюжет для постановки школьного спектакля. Вы решили, что спектакль будет основан на известном литературном произведении или мультфильме, но с героями при этом будут происходить другие события: неожиданные, удивительные, необычные. Последующие задания будут связаны с выполнением этой задачи.
Очень важно проявить воображение! Успехов!
1. Какие известные сказки, рассказы, мультфильмы можно выбрать и какие изменения можно внести в их сюжет? Предложите не менее двух вариантов.
Запишите свои идеи кратко, например: Колобок спел для Лисы песенку, и она заснула. Колобок покатился дальше.
Идея 1:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Идея 2:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Идея 3:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. Оцените идеи ребят из другой группы. Расположите эти идеи в порядке убывания оригинальности. В таблице на 1 место запишите номер самой оригинальной, необычной, удивительной идеи; такой, которая придёт в голову только немногим людям.
Предложения ребят из другой группы:
Идея 1. Вместо того чтобы нести бабушке пирожки, Красная Шапочка решила присесть на пенёк и перекусить. Волк не увидел её и пробежал мимо.
Идея 2. С помощью машины времени Маугли, Багира и Балу попадают из джунглей в современный мир.
Идея 3. В детстве Снежная Королева была доброй. Потом она обиделась на людей и стала жить на Северном полюсе.
1 место – самая оригинальная идея | |
2 место | |
3 место | |
Модуль 5 «Математическая грамотность».
Выполните задания 1-2.
Задание 1. «Кассовый аппарат». Кассовый автомат используют для пополнения счёта на карте «Проезд на транспорте». Информация на экране автомата: Клиент может ежедневно вносить: • Купюрами – не более 300 рублей, • Мелочью – не более 30 рублей. | У Гриши есть 70 рублей мелочью (монеты по 10 р. и 5 р.) – 8 монет, а также 400 рублей шестью купюрами. Всего у Гриши денег – 470 рублей. Он пересчитал все монеты и купюры и заполнил таблицу. | |
Количество монет и купюр
6 2 4 2
Вопрос 1/2. Составьте числовое выражение, которое показывает, что Гриша учел в таблице всю сумму денег.
Числовое выражение: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2/2. Докажите, что Гриша может за два дня положить на счёт все купюры на сумму 400 рублей. Объясните свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль 6 «Естественнонаучная грамотность».
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3.
Аквариум
Никита решил завести аквариумных рыбок. Но прежде чем пойти с родителями в зоомагазин, он стал изучать, что должно быть в аквариуме, чтобы рыбки чувствовали себя хорошо. Он обратился за советом к своему товарищу, у которого уже несколько лет дома был аквариум.
Товарищ Никиты рассказал, что в аквариуме для жизни рыбок должны быть: грунт, подводные предметы, растения, некоторые животные (например, креветки, моллюски). Также надо подумать, каких размеров будет аквариум. А ещё надо знать особенности жизнедеятельности аквариумных рыбок.
В качестве грунта в аквариуме используется крупный речной песок с размером песчинок 1,5–3 мм или галька с размером камешков не больше 8 мм. Тщательно промытый проточной водой песок укладывают в аквариум. И даже после этого в песке останутся органические остатки, а в них бактерии и одноклеточные животные (простейшие). После того как в аквариуме грунт залили водой, она в первые дни помутнеет, а потом опять станет прозрачной.
-
Как Вы считаете, почему вода сначала помутнеет, а потом опять станет прозрачной?
Выберите один ответ.
А. В толщу воды поднимается песок, а потом он оседает на дно.
Б. В воде размножаются одноклеточные зелёные водоросли, а затем они сгнивают.
В. В воде выделяются пузырьки кислорода, а затем они испаряются с поверхности воды.
Г. В воде быстро размножаются бактерии, которые затем поедаются одноклеточными животными.
2. В аквариуме обитают различные представители растительного и животного мира, а также мира бактерий.
Постройте пищевую цепь из перечисленных объектов: одноклеточные животные (простейшие), мальки рыбок, бактерии, органические остатки.
Впишите названия организмов в нужные окошки.
одноклеточные животные мальки гуппи бактерии органические остатки
3. Объясните, для чего в аквариуме нужны растения? Запишите свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________