СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа : проверка уровня развития читательской грамотности 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа : проверка уровня развития читательской грамотности 7 класс»

Инструкция школьного координатора при проведении диагностики по читательской грамотности

Школьный координатор – работник общеобразовательной организации (далее – ОО), назначенный приказом директора ответственным за проведение диагностики, который обеспечивает организацию диагностики в ОО в соответствии с инструкциями.

Общие сведения.

Диагностика проводится на 2-4 уроках. На выполнение диагностики в целом отводится 45 минут:

- инструктаж участников – 5 минут;

- выполнение заданий – 40 минут;

Школьный координатор обязан:

- изучить Регламент проведения диагностики по читательской грамотности в общеобразовательных организациях и четко его соблюдать;

- ознакомиться с инструктивными материалами.

Школьный координатор распределяет организаторов по одному в каждую аудиторию (необходимо предусмотреть резерв). Также должно быть обеспечено дежурство сотрудников ОО на этаже для соблюдения порядка и тишины.

Подготовка аудиторий.

Школьный координатор должен обеспечить организацию мест проведения исследования (аудиторий). Составляется распределение участвующих в проведении исследования обучающихся по аудиториям. Для каждой аудитории готовится список участников диагностики (Приложение 1), направленных в аудиторию, а также распечатываются коды участников с предварительно внесенной необходимой информацией.

Список после корректировки и коды участников в день проведения исследования передаются организатору в аудитории.

Получение материалов.

Назначенный школьный координатор получает от муниципального координатора материалы исследования посредством электронной почты – за день до проведения диагностики. Электронный файл с заданиями передается техническому специалисту.

Школьный координатор совместно с техническим специалистом распечатывает диагностические работы на всех участников, формат печати – А4, допускается печать на обеих сторонах листа. Не допускается печать двух страниц на одну сторону листа А4.

Не позднее чем за 40 минут до начала исследования необходимо удостовериться, что все участвующие в проведении диагностики организаторы прибыли в ОО, вручить им распечатанные инструкции. Провести инструктаж по процедуре проведения диагностики.

За 5 минут до начала диагностики Участники собираются в аудиториях. Проводится проверка их присутствия по спискам.

После окончания исследования убеждается в том, что все количество работ соответствует количеству участников.

Совместно с техническим специалистом выполняет процедуру заполнение итоговых протоколов. В течение двух дней после окончания диагностики отправляет итоговые протоколы муниципальному координатору.











Диагностическая работа для обучающихся 7 классов

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы даётся 40 минут. Нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.

Желаем успеха!








Прочитайте текст



ЦВЕТА

Родители Антона покупают автомобиль и никак не могут договориться, какого цвета он должен быть. Антон решил поискать информацию о том, как безопасность вождения связана с цветом машины, и нашел в интернете несколько публикаций о свойствах разных цветов. Прочитайте информацию из этих источников и ответьте на вопросы.


Текст 1. Красный, жёлтый, зелёный


Вы никогда не задумывались, почему поезда и автомобили останавливают именно красным сигналом светофора? Есть же много красок, не менее ярких.

Красный цвет имеет особенность, которой нет у других цветов. Предположим, на одинаковом расстоянии горят два фонаря: красный и зелёный. Красный человек заметит сразу, а зелёный издали покажется белым. Только подойдя ближе, человек поймёт: огонёк-то зелёный. Так обманывают зрение все огни, кроме красного.

Наука объясняет это так. Расстояние, с которого человек начинает видеть далёкий свет, называет световым порогом. А расстояние, с которого различается цвет огонька, называется цветовым порогом. У всех красок световой и цветовой порог различны. И только у красного световой порог совпадает с цветовым. Красный цвет надёжней всего. Он виден сквозь туман, дождь и снег. Обратите внимание: мы говорим о светящихся сигналах.

Кроме того, красный цвет стимулирует нервные центры, усиливает тонус мышц, вызывает учащение пульса, согревает.

Зелёный же, наоборот, успокаивает, даёт ощущение безопасности, прохлады, уменьшает усталость. При зелёном цвете, как показали исследования физиологов, даже слух становится более тонким.

А что же жёлтый? Это ещё один «цветовой допинг». Он активизирует внимание, стимулирует зрение, нервную и двигательную деятельность. Его используют там, где требуется особая осторожность. Не зря предупреждающие дорожные знаки выполняют именно на жёлтом фоне. Но всё хорошо в меру. Попробовали как-то покрасить в жёлтый цвет кабину нового самолёта, и с пилотом стало твориться неладное: закружилась голова, заплясали цифры на приборной доске. Опытного летчика-испытателя… укачало. (По книге А. Владимирова, Н. Осипова «Красное, жёлтое, синее»)

Выполните задания

Задание 1. Прочитайте текст «Красный, жёлтый, зелёный». Запишите свой ответ на вопрос.

Какое слово пропущено в определении? Цветовой порог – это ___________________, с которого становится различим цвет огней. Запишите свой ответ.

Ответ: ____________________________________________________________


Задание 2.Воспользуйтесь текстом «Красный, жёлтый, зелёный». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Какой вариант продолжения фразы, судя по тексту, стоит выбрать, чтобы получилось верное утверждение? Отметьте один верный вариант ответа. У зелёного света цветовой порог…

  • меньше светового.

  • больше светового.

  • равен световому


Задание 3. Воспользуйтесь текстом «Красный, жёлтый, зелёный». Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Какими свойствами обладает красный сигнал, но не обладают сигналы другого цвета? Отметьте все верные варианты ответа.

  • Красный свет виден на любом расстоянии.

  • Красный свет виден в плохую погоду.

  • Красный свет активизирует внимание.

  • Красный свет издали не спутаешь с другими.

  • Красный свет яркий.


Задание 4.Воспользуйтесь текстом «Красный, жёлтый, зелёный». Запишите свой ответ на вопрос.

В тексте сказано: «Так обманывают зрение все огни, кроме красного». В чём состоит обман, о котором здесь идёт речь? Запишите свой ответ.

Ответ: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Задание 5.

Воспользуйтесь текстом «Красный, жёлтый, зелёный». Для ответа на вопрос выберите варианты ответа. Какой цвет лучше всего подойдёт для каждой ситуации? Выберите нужные варианты ответа и поставьте V.

Ситуация

Цвет

1. Нужно выбрать цвет обоев для спальни.

  • Красный

  • Зеленый

2. Нужно подобрать краску для стен цеха, где льют сталь и рабочие страдают от жары.

  • Красный

  • Зеленый

3. На крышах высотных зданий ночью нужно зажечь огни, которые помогут летчику не врезаться в здание в тумане.

  • Красный

  • Зеленый

4. Нужно выбрать цвет подсветки для обозначения безопасных путей выхода в кинотеатре.

  • Красный

  • Зеленый


Задание 6. Воспользуйтесь текстом «Красный, жёлтый, зелёный». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Как можно объяснить выражение «цветовой допинг»? Отметьте один верный вариант ответа.

  • Это запрещённый цвет

  • Это запрещающий цветовой сигнал

  • Это цвет, усиливающий активность

  • Это цвет, обладающий лечебными свойствами


Текст 2. Оранжевый


Когда первый космонавт приземлился на картофельном поле, его очень быстро обнаружили, в том числе благодаря ярко-оранжевому комбинезону. Этот цвет выбрали специально.

Но почему оранжевый, ведь издали лучше всего виден красный?

Всё дело в том, что в природе красный встречается нередко. Приземлится космонавт на цветущее маковое поле – и не заметишь героя. В жёлтом его не увидишь среди песков. Зелёный тем более не подходит… Остановились на оранжевом. Он реже других встречается в природе. А по яркости близок к красному.

Из тех же соображений делают оранжевыми бортовые самописцы (так называемые «чёрные ящики» самолётов), которые нужно обязательно найти после аварии. (По книге А. Владимирова, Н. Осипова «Красное, жёлтое, синее»)


Задание 7.Воспользуйтесь текстом «Оранжевый». Для ответа на вопрос выделите в тексте два предложения.

Почему для комбинезонов космонавтов, которые должны были облегчить поиски, был выбран оранжевый цвет? Выделите в тексте две причины. Выделите два предложения в тексте, подчеркнув их.


Задание 8.Воспользуйтесь текстом «Оранжевый». Запишите свой ответ на вопрос.

В тексте сказано: «Зелёный тем более не подходит», но объяснения нет. Какое объяснение можно дать на основе текста? Запишите свой ответ

Ответ: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Задание 9. Воспользуйтесь текстом «Оранжевый». Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Для чего оранжевый цвет подойдёт лучше всего? Отметьте все верные варианты ответа.

    • парашюты для спортсменов, которые прыгают с высоты нескольких тысяч метров

    • одежда для охотника

    • спасательный жилет

    • куртка туриста, оправляющегося в таёжный поход

    • экипировка исследователей, изучающих подземные пещеры


Текст 3.Цвета


На одном из сайтов для автомобилистов Антону встретилась таблица «Шкала видимости автомобиля». Антон предположил, что автомобили, которые водители других машин замечают даже боковым зрением, будут реже попадать в аварии.


Цвет

Показатель видимости автомобиля, в %

Белый

70 %

Жёлтый

70 %

Оранжевый

47 %

Голубой

46 %

Красный

38 %

Бежевый

38 %

Зелёный

10 %

Коричневый

10 %

Синий

8 %

Чёрный

5 %


Задание 10.Воспользуйтесь текстом «Цвета».Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Какие цвета автомобиля Антон мог бы рекомендовать родителям на основе шкалы видимости? Отметьте в таблице два цвета. Отметьте все верные варианты ответа.

Цвет


Белый

Жёлтый

Оранжевый

Голубой

Красный

Бежевый

Зелёный

Коричневый

Синий

Чёрный

Задание11.

Воспользуйтесь текстом «Цвета». Отметьте в таблице нужные варианты ответа.

Какие утверждения, судя по данным шкалы видимости автомобиля, верны? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.


Верно ли данное утверждение?

Верно

Неверно

Лучше видны на дороге светлые машины.



Красную машину легче заметить, чем бежевую



Зелёную машину замечают чаще, чем синюю.



Ни один цвет не гарантирует на 100 %, что машину вовремя заметят.




Задание 12. Воспользуйтесь текстами 1, 2, 3. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ.

Антона удивило положение на шкале видимости красного цвета. «Данные Шкалы видимости автомобиля противоречат первому тексту!» – возмутился он. Прав ли Антон?

    • Антон прав, эти источники противоречат друг другу.

    • Антон не прав, он упустил важную деталь.

Объясните свой ответ, выписав из первого текста одно предложение, которое подтверждает вашу точку зрения.

Ответ: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________









Характеристика заданий и система оценивания

7 класс


ЗАДАНИЕ 1 «ЦВЕТА». (1 ИЗ 12)

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

• Уровень сложности задания: низкий

• Объект оценки: находить и извлекать одну единицу информации

• Максимальный балл: 1

1 балл

Записано слово «расстояние».

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует

ЗАДАНИЕ 2 «ЦВЕТА». (2 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

• Уровень сложности задания: базовый

• Объект оценки: делать выводы и обобщения на основе информации, представленной в одном фрагменте текста

• Максимальный балл: 1

1 балл

Выбран ответ 1 (меньше светового).

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует

ЗАДАНИЕ 3 «ЦВЕТА». (3 ИЗ 12)

•Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

• Уровень сложности задания: базовый

• Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации

• Максимальный балл: 1

1 балл

Выбраны ответы: 2 (Красный свет виден в плохую погоду), 4 (Красный свет издали не спутаешь с другими) и никакие другие

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует

ЗАДАНИЕ 4 «ЦВЕТА». (4 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

• Уровень сложности задания: низкий

• Объект оценки: понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

• Максимальный балл: 1

1 балл

Дан ответ, в котором указано на то, что все огни, кроме красного, издали могут казаться огнями другого (белого) цвета.

Примеры ответов:

• Человек думает, что видит один цвет, а когда подойдёт, то увидит другой.

• Издалека зелёный будет казаться белым.

• Путаница цветов на расстоянии.

• Допустимы цитаты: «Красный цвет имеет особенность, которой нет у других цветов. Предположим, на одинаковом расстоянии горят два фонаря: красный и зелёный. Красный человек заметит сразу, а зелёный издали покажется белым. Только подойдя ближе, человек поймёт: огонёк-то зелёный»; «Расстояние, с которого человек начинает видеть далёкий свет, называет световым порогом. А расстояние, с которого различается цвет огонька, называется цветовым порогом. У всех красок световой и цветовой порог различны. И только у красного световой порог совпадает с цветовым».

• Речь идет о цветовом и световом порогах, которые различаются у всех цветов кроме красного.

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует.

Примеры ответов:

• Речь идет о том, что между цветами нет разницы, кроме красного. • Красный цвет бросается в глаза сразу, а желтый и зеленый более спокойные цвета, чем красный.

• Красный свет виден лучше, чем другие цвета (не пояснено, в чем состоит обман).

• У красного цвета есть особенность, которой нет у других цветов: его видно на далеких расстояниях (не пояснено, в чем состоит обман).

• О разности светового и цветового порога (здесь и в следующих примерах ответ неясный).

• Речь идёт об обмане светового порога и цветового.

• Световой порог. Цветовой обман.

• Только когда человек подойдёт ближе, то поймёт: огонёк-то зелёный

ЗАДАНИЕ 5 «ЦВЕТА». (5 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста

• Уровень сложности задания: базовый

• Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

• Максимальный балл: 2

2 балла

В выпадающих меню выбраны следующие ответы:

Ситуация

Цвет

1. Нужно выбрать цвет обоев для спальни.

зелёный

2. Нужно подобрать краску для стен цеха, где льют сталь и рабочие страдают от жары.

зелёный

3. На крышах высотных зданий ночью нужно зажечь огни, которые помогут летчику не врезаться в здание в тумане.

красный

4. Нужно выбрать цвет подсветки для обозначения безопасной зоны, безопасных путей выхода.

зелёный


1 балл

Допущена одна ошибка

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 6 «ЦВЕТА». (6 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

• Уровень сложности задания: низкий

• Объект оценки: понимать значение слова или выражения на основе контекста

• Максимальный балл: 1

1 балл

Выбран ответ 3 (Это цвет, усиливающий активность).

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует.


ЗАДАНИЕ 7 «ЦВЕТА». (7 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

• Уровень сложности задания: базовый

• Объект оценки: устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

• Максимальный балл: 2

2 балла

Выделены оба предложения: «Он реже других встречается в природе. А по яркости близок к красному», другие предложения не выделены

1 балл

Выделено одно из предложений: «Он реже других встречается в природе»; «А по яркости близок к красному», другие предложения не выделены.

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 8 «ЦВЕТА». (8 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

• Уровень сложности задания: низкий

• Объект оценки: делать выводы и обобщения на основе информации, представленной в одном фрагменте текста

• Максимальный балл: 1

1 балл

Дан ответ, в котором указано на то, что зелёных зон много в природе, ИЛИ что леса, трава, поля зелёного цвета Примеры ответов:

• Он не подходит из-за того, что его больше других в природе.

• Его не будет видно в лесу, на траве.

• Потому что зеленый - самый распространенный цвет в природе, и если космонавт приземлится в лес, поле и т.п., то найти его будет почти нереально.

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует.

Примеры ответов:

• Зелёный цвет не концентрирует внимание, а наоборот, расслабляет. • Зеленый можно спутать с белым издалека, он очень спокойный, неяркий.

• Зелёный не подходит, потому что его цвет успокаивает.

• Зелёный – неяркий свет и почти незаметный, поэтому он не подходит.

• Так как его не видно

ЗАДАНИЕ 9 «ЦВЕТА». (9 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста

• Уровень сложности задания: базовый

• Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

• Максимальный балл: 2

2 балла

Выбраны ответы: 1 (парашюты для спортсменов, которые прыгают с высоты нескольких тысяч метров), 3 (спасательный жилет), 4 (куртка туриста, оправляющегося в таёжный поход) и никакие другие.

1 балл

Выбраны только два верных ответа, другие ответы не выбраны.

0 баллов

Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 10 «ЦВЕТА». (10 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста

• Уровень сложности задания: базовый

• Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний

• Максимальный балл: 1

1 балл

Выбраны любые два ответа из следующих: белый, жёлтый, оранжевый, другие ответы не выбраны.

0 баллов

Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 11 «ЦВЕТА». (11 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

• Уровень сложности задания: низкий

• Объект оценки: делать выводы на основе сравнения данных

• Максимальный балл: 2

2 балла

Выбраны следующие ответы и никакие другие:

Верно ли данное утверждение?

Верно

Неверно

Лучше видны на дороге светлые машины.

X


Красную машину легче заметить, чем бежевую


X

Зелёную машину замечают чаще, чем синюю.

X


Ни один цвет не гарантирует на 100 %, что машину вовремя заметят.

X



1 балл

Допущена 1 ошибка

0 баллов

Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 12 «ЦВЕТА». (12 ИЗ 12).

• Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

• Уровень сложности задания: вповышенный

• Объект оценки: делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов

• Максимальный балл: 1

1 балл

Выбран ответ «Антон не прав, он упустил важную деталь», в качестве подтверждения скопировано предложение «Обратите внимание: мы говорим о светящихся сигналах» или его часть.

Примеры ответов:

• Антон не прав. Свет и цвет – это разные вещи, свет – излучает, цвет – отражает.

• Антон не прав. «Обратите внимание: мы говорим о светящихся сигналах», а машины не светятся.

• Антон не прав. В первом тексте шла речь о светящихся сигналах.

• Антон не прав. Красный более заметный, когда светится.

• Антон не прав. Антон упустил ту деталь, что в тексте про красный цвет идет речь не про окрас чего-либо, а про свет - фонари, сигналы светофора и так далее.

0 баллов

Другой ответ или ответ отсутствует.

Примеры ответов:

• Антон не прав. Он не учел, что в мире очень много красного цвета и человек в красном может слиться с окружающей средой.

• Антон не прав. Если речь идет о светофоре, то красный цвет легче заметить, т.к. машины стоят, а во время поездки красный цвет машины заметить труднее, т.к. она движется.

• Антон прав. В первом тексте говорится, что красный гораздо заметнее других цветов, а в таблице он находится на достаточно низкой позиции по заметности.

• Антон прав. Красный цвет легче заметить в пасмурную, туманную и дождливую погоду, чем бежевый и голубой цвет.

• Антон прав. Если красный заметен больше всего, тогда почему красную машину не сразу замечают?


Задания, направленные на выявление умений:

  • находить и извлекать информацию – 1,3,

  • интегрировать и интерпретировать информацию – 2,4,6,7,8,11

  • осмыслять и оценивать содержание и форму текста – 12

  • использовать информацию текста – 5,9,10


Система оценки выполнения диагностической работы

В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом и двумя баллами.

Максимальный балл составляет 16 баллов.


Количество первичных баллов

Уровень функциональной грамотности

Высокий: 15-16 баллов

Высокий уровень


от 12 до 14 баллов

Повышенный уровень


от 8 до 11 баллов

Средний уровень


от 4 до 7 баллов

Низкий уровень


от 0 до 3 баллов

Недостаточный уровень











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс