ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии,
зав. центром анализа и методического сопровождения среднего общего образования
ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
Критерии
социализации
Социальная
Социальная
Социальная
адаптация
автономизация
активность
1 этап изучения социальной адаптации детей в образовательной среде в рамках мониторинга (первичная диагностика)
Исследование самооценки, уровня тревожности, уровня агрессии, уровня психоэмоционального состояния, степени эмоционального комфорта личности в определенных ситуациях, так как эти показатели являются одними из составляющих процесса успешной социальной адаптации. Исходя из основной цели и поставленных задач мониторинга, предлагается использовать следующие диагностические методики:
1. ЦТЛ (восьмицветовой тест М. Люшера ) – предназначен для определения психофизического состояния, применяется для диагностики, начиная с 4 лет, верхняя возрастная граница не ограничена.
2. Методика «Лесенка» (модификация Т. Дембо, С.Рубинштейн) – данная методика применяется с целью изучения самооценки психических состояний и качеств личности, начиная с 6 лет до 13 лет.
Диагностические методики изучения социальной адаптации детей (продолжение):
3. Тест тревожности (авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)- проективный тест, направленный на выявление ситуативной тревоги у детей. Рекомендован для работы с детьми 4-7 лет.
4. Проективная методика «Несуществующее животное» (автор М. Дукаревич) – направленная на выявление различных личностных особенностей, включая в себя изучение уровня тревожности, агрессии, показателей самооценки и системы ценностей, а также сферы общения. Рекомендован к применению с 4 лет.
5. ЦТО (Цветовой тест отношений А.М.Эткинда) – направлен на измерение индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека, а также для изучения эмоционального отношения человека к значимым для него людям и понятиям. Рекомендован к применению с 4,5 лет.
Диагностические методики изучения социальной адаптации детей (продолжение):
6 . Шкала самооценки и уровня притязания (модификация теста Дембо – Рубинштейн А.М.Прихожан) – для изучения самооценки и уровня притязаний по критериям: здоровье, умственные способности, характер, авторитет у сверстников, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Методика рекомендована к применению с 14 лет.
7. Опросник Басса-Дарки (авторы А. Басс, А. Дарки) предназначен для диагностики мотивационных агрессивных и враждебных реакций. Рекомендован к применению с 10-11 лет.
8. Шкала тревожности (автор А.М. Прихожан) помогает определить уровни самооценочной, межличностной тревожности. Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для детей 10-12 лет, Форма Б – для подростков 13-16 лет.
Социальная адаптация - активное приспособление
индивида к условиям среды
Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся
младшего школьного возраста
Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся среднего школьного возраста
Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся
старшего школьного возраста
Социальная активность –
Готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека
ПОКАЗАТЕЛИ И ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся выступают:
- особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся;
- социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад жизни вОО ;
- особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!