СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическое обследование уровня развития ребенка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит задания для обследования развития ребенка с ТМНР по годам, что позволяет видеть динамику роста.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическое обследование уровня развития ребенка с ОВЗ»

Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей

1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций.

Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

  • Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

  • Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

Оценка ручной моторики:

  • выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;



  • выполнение графической пробы на слух(методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.



2.Оценка зрительного восприятия.

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

  • узнавание контурных изображений (5 изображений);

  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

  • выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

3.Оценка слухового восприятия.

  • воспроизведение несложных ритмических рисунков;

  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

4.Оценка восприятия формы, величины, цвета.



Тесты цветоразличения

  • раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

  • называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

Восприятие величины

  • раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

  • ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5.Оценка тактильных ощущений.

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

6.Оценка пространственно-временного восприятия.



Оценка пространственного восприятия:

  • показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

  • выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

  • конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

Оценка восприятия времени: с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.



Оценка результативности обучения строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:

Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:

недостаточный уровень (н\у) - действие (операция) недоступна, несформированна;

минимальный уровень (м\у)- действие (операция) на низком уровне, действия выполняет частично, помощью педагога;

достаточный уровень(д\у) - действие (операция) выполняет при сотрудничестве с педагогом;

да- действие (операция) сформировано, выполняется самостоятельно;



Карта уровня сформированности сенсорных процессов


  1. Класс___________________________________________________________________

  2. Фамилия, Имя___________________________________________________________

  3. Дата рождения___________________________________________________________

  4. Домашний адрес и телефон________________________________________________



Диагностируемые

характеристики

Обследование состояния

н/г

к/к

1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций.

Оценка статического равновесия

Оценка динамического равновесия

Оценка ручной моторики:

Оценка зрительно-моторной координации



2.Оценка зрительного восприятия.

узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

узнавание контурных изображений (5 изображений);

узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.



3.Оценка слухового восприятия.

воспроизведение несложных ритмических рисунков;

определение на слух реальных шумов и звуков

определение начального согласного в слове



4.Оценка восприятия формы, величины, цвета.

Тесты цветоразличения

Различение формы

Восприятие величины



5.Оценка тактильных ощущений.

узнавание знакомых предметов на ощупь

узнавание на ощупь объемных и плоскостных геометрических фигур.



6.Оценка пространственно-временного восприятия.

Оценка пространственного восприятия

показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу

определение расположения предметов в пространстве конструирование по образцу из 10 счетных палочек

Оценка восприятия времени




Выводы___________/__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Направления работы___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендации родителям______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Специалист _____________ Н.П.Новожилова

Родители ______________/________________