Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей
1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций.
Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
Оценка ручной моторики:
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
выполнение графической пробы на слух(методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.
2.Оценка зрительного восприятия.
узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
узнавание контурных изображений (5 изображений);
узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
3.Оценка слухового восприятия.
воспроизведение несложных ритмических рисунков;
определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
4.Оценка восприятия формы, величины, цвета.
Тесты цветоразличения
раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
Восприятие величины
раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5.Оценка тактильных ощущений.
узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
6.Оценка пространственно-временного восприятия.
Оценка пространственного восприятия:
показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
Оценка восприятия времени: с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.
Оценка результативности обучения строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:
Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:
недостаточный уровень (н\у) - действие (операция) недоступна, несформированна;
минимальный уровень (м\у)- действие (операция) на низком уровне, действия выполняет частично, помощью педагога;
достаточный уровень(д\у) - действие (операция) выполняет при сотрудничестве с педагогом;
да- действие (операция) сформировано, выполняется самостоятельно;
Карта уровня сформированности сенсорных процессов
Класс___________________________________________________________________
Фамилия, Имя___________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________
Домашний адрес и телефон________________________________________________
Диагностируемые характеристики | Обследование состояния |
н/г | к/к |
1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций. Оценка статического равновесия Оценка динамического равновесия Оценка ручной моторики: Оценка зрительно-моторной координации | | |
2.Оценка зрительного восприятия. узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); узнавание контурных изображений (5 изображений); узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. | | |
3.Оценка слухового восприятия. воспроизведение несложных ритмических рисунков; определение на слух реальных шумов и звуков определение начального согласного в слове | | |
4.Оценка восприятия формы, величины, цвета. Тесты цветоразличения Различение формы Восприятие величины | | |
5.Оценка тактильных ощущений. узнавание знакомых предметов на ощупь узнавание на ощупь объемных и плоскостных геометрических фигур. | | |
6.Оценка пространственно-временного восприятия. Оценка пространственного восприятия показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу определение расположения предметов в пространстве конструирование по образцу из 10 счетных палочек Оценка восприятия времени | | |
Выводы___________/__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Направления работы___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации родителям______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специалист _____________ Н.П.Новожилова
Родители ______________/________________