«Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе»
Школа во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все способности ученика.
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Как известно старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с родителями». Главными задачами педагогического коллектива является способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а так же всестороннее, систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Школа, организуя работу с семьями учащихся, избирает определенную направленность своей деятельности. Исходя из сложившейся практики и на основе работ известных педагогов и психологов, можно выделить три основных подхода к организации взаимодействия школы и семьи.
Первое и самое распространенное направление - это «воспитание родителей». «Воспитание родителей» - термин, под которым понимается помощь в исполнении родительских функций.
При втором подходе к организации работы школы с родителями семья воспринимается как часть организованной среды, окружающей школу. Такой подход условно можно назвать социологическим. При этом подходе, основной задачей школы является изучение особенностей семьи и учет этих особенностей в своей работе с ребенком. В непосредственных контактах школы и семьи направленность идет на максимальное использование положительных моментов, имеющихся в семейном воспитании.
Третьим, наиболее редким в практике, подходом является создание школой условий, позволяющих актуализировать имеющийся в семье позитивный воспитательный потенциал. Этот подход можно обозначить как развивающий. Он позволяет увидеть в семье скрытый воспитательный потенциал, который при определенных условиях, может быть реализован в воспитании и способен изменить сложившуюся ситуацию в положительном направлении.
Работа педагогического коллектива школы позволяет систематизировать накопленный материал по взаимодействию с семьей и создать механизм этого взаимодействия:
- создать систему информирования родителей о жизни школы,
- об образовательной системе,
- создать систему регулярного изучения мнений родителей.
Такое понимание проблемы обусловило направленность всей работы школы. В особой мере это может относиться к формированию у детей системы ценностных установок и ориентации. Целесообразное организованное взаимодействие педагогов и родителей должно осуществляться поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия должны стать доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагогов заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и усвоение их непосредственно в теоретической и практической деятельности.
Не использовать сегодня возможности семьи - значит заведомо занизить возможный уровень развития ребенка, а то и общества. Сегодня становится очевидным, что успешное решение задач качественного обучения и воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Школа по-прежнему остается важнейшей ступенью, обеспечивающей воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой и стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формировании ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Ведь именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, и испытывают трудности в установлении контактов с детьми, вместе с тем, большинство семей озабочено решением экономических проблем, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов обучения и воспитания. Можно констатировать, что некоторые родители при полной пассивности, низком, интересе к проблемам ребенка, постоянным ссылкам на чрезмерную занятость, в условиях отсутствия времени для общения с другими родителями и педагогами желают иметь максимальную информацию о ребенке, получить готовые рекомендации по его воспитанию и развитию. Таким образом, в создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам.