СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика сформированности метапредметных УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы знаем, как важно развивать у обучащихся метапредметные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Предлагаемый опрос поможет опреде­лить, хорошо ли развиваются УУД обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика сформированности метапредметных УУД»

Диагностика сформированности метапредметных УУД


Уважаемые коллеги!

Все мы знаем, как важно развивать у обучащихся метапредметные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Предлагаемый опрос поможет опреде­лить, хорошо ли развиваются эти УУД у наших обучающихся.


Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на своих уроках. Выберите наиболее подходящую характери­стику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии обучающегося.

Спасибо!

Познавательные УУД


Баллы


Фамилии обучающихся

Виды работы на уроке







1. Восприятие информации

1.1. Устную инструкцию воспринимает:

4

с первого предъявления







3

нуждается в дополнительных разъяснениях







2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения







1

не воспринимает устную инструкцию







1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает:

4

самостоятельно







3

нуждается в разъяснениях







2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения







1

не воспринимает письменную инструкцию







2. Интеллектуальная обработка информации

2. 1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:

3

способен выделить самостоятельно







2

нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах







1

испытывает значительные затруднения







2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:

3

способен выделить самостоятельно







2

нуждается в помощи







1

испытывает значительные затруднения







2.3. Темп познавательной деятельности:

3

выше, чем у других обучающихся класса







2

такой же, как у других обучающихся класса







1

значительно снижен







3. Результативность познавательной деятельности

3.1. Результат получает:

4

успешно (рационально, эффективно)







3

оригинальным творческим способом







2

нерациональным («длинным») путем







1

путем подгонки под ответ («методом тыка»)







3.2. Предъявление результата:

4

способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение







3

способен дать правильный ответ, но не может его обосновать







2

приходится «вытягивать» ответы







1

необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения







4. Самооценка результата работы:

3

способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок







2

не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки







1

не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки







5. Соответствие статуса обучающегося требованиям программы обучения:

3

способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки







2

для освоения программы требуется система дополнительных занятий







1

освоение программы по различным причинам затруднено








Общий балл:








ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПРОСА

(ключ)

Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку). Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями — участниками опроса по данной шкале («Познавательные УУД»), складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Так мы получаем среднеарифметический балл каждого ученика по шкале «Познавательные УУД». Эти баллы — услов­ны, они нужны для того, чтобы отнести обучающихся класса к определенной группе.

В результате подсчета можно выделить три группы обучающихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).



Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа (9-15 баллов)

Воспринимая учебную информацию, практически не в со­стоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (уст­ной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при об­работке информации. Темп познавательной деятельно­сти и ее результативность выраженно снижены. Резуль­тат работы чаще всего получает путем «подгонки под от­вет», а необходимость предъявлять его вызывает серьез­ные затруднения, ответы, как правило, приходится «вы­тягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Осво­ение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учеб­ной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При ин­теллектуальной обработке ин­формации необходима значи­тельная обучающая, организу­ющая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного осво­ения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.


Средняя группа (16-23 балла)

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснени­ях. При обработке информации требу­ется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп познавательной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложен­ный учителем алгоритм, хотя временами действует само­стоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, ви­дит допущенные ошибки.

Нужно оказать обучающемуся орга­низующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рацио­нальными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный ре­зультат. Следует совершенство­вать умение объективно оцени­вать свою работу.


Сильная группа (24-31 балл)


Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при обработке учебного материала. Темп познавательной деятельности несколько выше, чем у других обучаю­щихся. Результат работы получает, успешно воспроизво­дя предложенный алгоритм, в ряде случаев может дей­ствовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументиро­вать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как по­нимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творче­ский подход к решению учебных задач, развивать познаватель­ный мотив.

Регулятивные УУД*


Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся







1. Получив задание:

3

планирует работу до ее начала







2

планирует действия в ходе работы







1

вообще не составляет плана







2. Вопросы, уточняющие задание:

4

не нуждается в дополнительных пояснениях







3

задает до начала работы







2

в ходе работы







1

не задает, хотя и нуждается в пояснениях







3. Выполняя задание:

4

точно придерживается плана







3

отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий







2

начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий







1

работает хаотично, без плана







4. Завершая задание:

3

обязательно добивается запланированного результата







2

не доводит работу до окончательного результата







1

довольствуется ошибочным результатом







5. Закончив работу:

4

проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки







3

результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом







2

результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности







1

результат проверяет, но ошибок «не видит»







6. Помощь в работе:

4

не нуждается







3

нуждается и принимает







2

нуждается, но не умеет пользоваться







1

нуждается, но не обращается








Общий балл:







* За основу взят опрос, приведенный в книге Н.Ф. Кругловой «Регуляторная составляющая учебной деятельности».

Процедура обработки данных опроса такая же, как по познавательным УУД.

В результате подсчета можно выделить три группы обучающихся: слабая группа (от 6 до 10 баллов), средняя группа (от 11 до 16 баллов), сильная группа (от 17 до 22 балла).


Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа (6-10 баллов)

Затруднено осмысление учебной задачи как цели де­ятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточ­няющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояс­нениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не уме­ет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, раз­рабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой осно­ве давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно по­лучить помощь и как ею воспользо­ваться.

Средняя группа (11-16 баллов)

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом плани­рование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алго­ритмов работы, не всегда способен выбрать оптималь­ный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланирован­ного результата. Результат работы не проверяет в свя­зи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В слу­чае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Нужно оказать обучающемуся организу­ющую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки пла­нирования собственной деятельно­сти и способность действовать в со­ответствии с планом, умение выби­рать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Сильная

группа

(17-22 балла)

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успеш­но пользуется уже сформированными алгоритмами ра­боты. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придер­живается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивает­ся запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятель­ность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организа­ции собственной работы.


Коммуникативные УУД


Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся











1. Изложение собственных мыслей:

3

может самостоятельно донести свою мысль до других







2

может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов







1

не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов







2. Ведение дискуссии

2. 1. Способность отвечать на вопросы:

4

обычно отвечает, давая развернутый ответ







3

обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ







2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения







2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря







1

практически не может самостоятельно отвечать на вопросы







2.2. Способность задавать вопросы:

3

обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы







2

формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений







1

практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику







2.3. Способность корректно возражать оппоненту:

3

обычно возражает своему оппоненту корректно







2

не всегда корректно возражает своему оппоненту







1

как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту







3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)

3. 1. Способность аргументированно отстаивать собственную позицию:

3

обычно отстаивает свою позицию аргументированно







2

не всегда аргументированно отстаивает свою позицию







1

как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию







3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4

обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости







3

не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию







2

как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага







1

не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага







3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3

обычно может подчиниться решению группы







2

не всегда может подчиниться решению группы







1

как правило, не подчиняется решению группы







4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):

3

обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения







2

не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения







1

как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения








Общий балл:








Процедура обработки данных опроса такая же, как по познавательным УУД.

В результате подсчета можно выделить три группы обучающихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 балла).

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа (8-13 баллов)

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на об­ращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискус­сии, как правило, не корректен. Не может аргументи­рованно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить обще­ние с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Необходимо развивать приемы уча­стия в дискуссии, формировать спо­собность обосновывать свою пози­цию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дис­танцию в ходе общения со взрослы­ми и сверстниками.

Средняя группа (14-20 баллов)

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словар­ным запасом) и при попытках самостоятельно фор­мулировать вопросы собеседнику. Не всегда спосо­бен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха об­щего дела. Возражая оппоненту, бывает некоррек­тен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совер­шенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопро­сы собеседнику и отвечать на по­ставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способ­ности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует рабо­тать над умением соблюдать соци­альную дистанцию в общении.

Сильная

группа

(21-26 баллов)

Способен ясно и четко излагать свои мысли, коррект­но отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко ме­нять ее в случае необходимости. Способен подчинить­ся решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной рабо­те по развитию коммуникативных навыков.

В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Эффективно свести данные по каждой из шкал на большом листе. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны формирования метапредметных УУД обучающихся, выявить наиболее эффективно работающих учителей для обмена опытом. Можно сравнивать одни и те же параметры деятельности обучающихся на различных предметах, чтобы при необходимости организовать коррекционную работу. При периодическом проведении данной диагностики в од­ном и том же классе (не чаще, чем в начале и в конце года) можно увидеть динамику развития метапредметных УУД.