СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностики учебных достижений учащихся по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностики учебных достижений учащихся по обществознанию»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»










Сообщение на тему:

«Диагностики учебных достижений учащихся по обществознанию»








Выполнила:

студентка Ш-22 группы

Рыжик Марина











Ейск, 2022г.

Сегодня одной из важнейших проблем школьного образовательного процесса   является диагностика учебных достижений учащихся. Качество оценки успехов детей напрямую связано с ростом эффективности обучения. Большое значение, в связи с этим приобретают функции проверки, ее содержание, методы и формы. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

- определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;

- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

- определить уровень овладения учебной деятельностью;

- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Диагностика учебных достижений школьников является обязательным компонентом    процесса обучения, но особое значение диагностика приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть диагностики учебных достижений школьников состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе или предмету.

Поэтому диагностика достижений является постоянно организованным наблюдением (отслеживанием, анализом и контролем) за учебно-воспитательным процессом, эффективностью и результативностью. Главное ее назначение, (цель) заключается в сопоставлении имеющегося состояния педагогического процесса с ожидаемыми результатами и обеспечении всех участников УВП обратной связью, которая позволяет вносить коррективы, дополнения, уточнения и изменения в процесс обучения.

 Ключевыми задачами диагностики достижений учащихся являются:

- обученность учащихся по предмету;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- воспитанность обучающихся;

- уровень развития интеллектуальной личности обучающихся;

- состояние здоровья учеников и здоровьесберегающий потенциал образовательного        учреждения.

Таким образом, педагогическая диагностика достижений учащихся позволяет создать   основу для выявления затруднений в работе, определить сильные и слабые стороны    учительской деятельности, наметить пути дальнейшего развития и способы   преодоления трудностей.  Как правило, диагностика дает эффект, когда она проводится систематически с самого начала обучения. Учитель на протяжении всего процесса обучения (с начала изучения предмета) отслеживает, как ученики постепенно овладевают элементами   учебной деятельности. Проводит сравнение результатов по годам, что позволяет увидеть, насколько прочно   ученики владеют известными способами работы, как удерживают поставленную     учебную задачу, как выполняют действия контроля и самоконтроля. Всё это позволяет выявить:

- уровень обученности;

- уровень воспитанности;

- уровень развития;

- уровень развития психических процессов.

Особенностью диагностики являются три важнейших принципа: объективность, наглядность и системность диагностического исследования.

Принцип объективности заключается в:

- научно-обоснованном содержании диагностических тестов, заданий (вопросов);

- ровном отношении преподавателя к учащемуся;

- точном оценивании знаний и умений согласно критериям.

 Принцип наглядности заключается в:

- проведении открытых испытаний всех учащихся по одним и тем же критериям;

- необходимым условием принципа является объявление результатов диагностических;  

- срезов, обсуждение и их анализ.

 Принцип системности учебных достижений состоит в:

- необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах от       начального восприятия знаний и до их практического применения;

 - контроль знаний необходимо осуществлять регулярно, при этом учитель не должен ущемлять интересы ни слабых, ни сильных (условно) учащихся и находить оптимальные варианты в выборе заданий для успешной диагностики.

Виды диагностики используемые мною на уроках истории и обществознания:

Текущая диагностика – это систематический контроль за, усвоением знаний, умений и навыков на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке. Систематический контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам.

Периодическая (рубежная) диагностика - осуществляется в виде различных форм контроля после изучения крупных разделов программы или большого периода обучения и выражается в проведении контрольных работ, зачетов по крупным блокам программы.

Итоговая диагностика проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения, ее основная задача – зафиксировать минимум сформированности ЗУН, который обеспечит дальнейшее обучение.

В начале учебного года, уже на первом занятии учащимся предлагается выполнить программированную диагностическую работу, цель которого определить уровень обученности по предмету. Вопросы этой диагностики составлены таким образом, чтобы выявить общекультурный уровень знаний и эрудицию учащихся. Чтобы избежать стрессового, нервозного состояния ребят на первом занятии необходимо заинтересовать их изучением нового курса. За эту работу, ставятся только отметки "4" и "5", остальные оформляются в журнале как зачет. К сожалению, результаты этой работы очень слабые, коэффициент диагностической обученности соответствует 25%. На следующем занятии проводится выборочный контроль и самоконтроль выполнения домашнего задания. Таким образом, с самых первых дней учащиеся ощущают систему контроля и учета знаний, что заставляет их более ответственно и осознанно относиться к учебному предмету.

В процессе изучения первой темы на уроках истории проводится текущая проверка знаний и учений в форме диагностической работы репродуктивного уровня. Здесь предлагаются такие задания, как "дополнить...", " закончить фразу...", "назвать событие, ист. личность..., назвать период ...". Также учащимся предлагается поработать с деформированным текстом: вставить пропущенные термины и провести взаимоконтроль выполнения задания. Подобного вида диагностика позволяет поставить учеников в позицию учителя, дает им первый опыт оценки знаний учащихся.

В качестве примеров диагностических методов, применяемых в работы на уроках истории и обществознания, можно привести:

Экспресс-опрос («летучка») — это могут быть краткие устные или письменные ответы (например, по карточкам на знание основных понятий), задания типа «продолжи предложение», заполни таблицу и т. д.

Расширенный опрос- учитель предлагает учащемуся устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос, с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров, при устном ответе педагог и другие обучающиеся могут задавать дополнительные вопросы; вариантами этого метода является зачет по отдельным темам, письменная контрольная работа, эссе.

Контрольное упражнение или творческое задание - например, выступление на конференции, выполнение задания в группе, написание доклада, эссе, сочинения, реферата.

Фронтальный устный опрос – это особая диагностическая форма, способствующая формированию умений и навыков, который проводится в активной форме. Задача учащегося: самостоятельно грамотно формировать вопросы по изучаемой теме, использовать вопросы разного дидактического уровня (простые, уточняющие, объясняющие, практические, оценочные, творческие). Задавать их своим товарищам, выслушивать, анализировать и оценивать ответы. Эта работа сложна и непонятна учащимся на первых занятиях, затем заинтересовывает их, позволяет углубить и систематизировать изучаемый материал.

Диагностика, как правило, стимулирует учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика – желание подтянуться. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы диагностического контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется. Диагностика должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся. Диагностические средства достижений учащихся должны быть гибкими, разнообразными, учитывающие психологические особенности подростков, позволяющие разглядеть в каждом ученике личность яркую, талантливую. Ученик, написавший интересную творческую работу на обобщающем уроке, радует своими познаниями ничуть не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Исходя из этого, подходить к составлению диагностических работ нужно творчески, внушая детям мысль: «Интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы». Одним из методов диагностики учебных достижений учащихся является тестирование. Эта методика имеет много преимуществ: таких как, технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Несомненный плюс заключается ещё и в том, что, имея несколько исходных тестов, их можно легко «перекомпоновать», составить контрольный вариант, наконец, по аналогии сконструировать новые.     Но, педагогическая диагностика в форме тестирования предусматривает учитывать следующее. Тестовые задания распределяются по уровням трудности и целесообразно включать в общее количество определенный объем тестовых заданий разного уровня:

1 уровень – репродуктивный (25%) - включает задания на знание понятий изучаемого предмета.

2 уровень – продуктивный (50%) (конструктивный) - с помощью таких заданий проверяются практическая направленность знаний ученика, умения учащегося применять полученные знания в определенной стандартной ситуации.

3 уровень – творческий (25%) - самые сложные задания проверяют умения учащихся применять задания в нестандартной ситуации; выполнение этих заданий основано на принципах анализа - т.е. активных мыслительных операций.

После подбора тестовых заданий разного уровня нужно составить тест и описать методику тестирования. При формулировании тестовых заданий должны соблюдаться следующие правила:

▪ тестовые задания должны быть краткими, четкими, однозначными для   

  понимания, содержать не более одного придаточного предложения;

▪ должны быть понятны для всех опрашиваемых;

▪ тестовые задания должны быть разной трудности;

▪ в задании не должно быть намека на правильный ответ;

▪ в заданиях с выборочным ответом правильные ответы должны распределяться в случайном порядке;

▪ в открытых тестовых заданиях следует избегать большого количества пропусков в предложении. Пропущенные слова должны быть ключевыми для правильного понимания задания.

Тестовые задания оформляются стандартно, включая следующие основные элементы:

▪ инструкция

▪ содержание задания

▪ ответы к заданиям

▪ оценка (за правильный ответ)

После окончания диагностики учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей. Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.

Диагностика достижений учащихся позволяет:

1.    Выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков по предмету.

2.    Выявить уровень сформированности общеучебных умений.

3.    Учесть пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика.

4.    Провести своевременную коррекционную работу с каждым учеником.

5.    Проследить динамику развития каждого ученика.

Диагностика достижений оказывает позитивное влияние на учащихся:

1.    Системный подход создаёт условия комфортности для детей

2.    Систематическое выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков позволяет произвести своевременную коррекционную работу, что оказывает положительное влияние на конечные результаты учебной деятельности.

3.    Снижает уровень тревожности обучающихся.

4.    Повышает самооценку обучающихся.