СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диаграммы Эйлера Венна

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок объяснения нового материала.

 

Просмотр содержимого документа
«Диаграммы Эйлера Венна»

Тема урока: Диаграммы Эйлера-Венна.

Цели урока:

  • обобщить знания и умения обучающихся по применению таблиц истинности при решении логических задач;

  • познакомить и сформировать у обучающихсяпринцип реализации диаграмм Вена-Эйлера для решения логических задач;

  • развить коммуникативно - технические умения, умения оценивать результаты выполненных действий;

  • развитьаналитическо-логическое мышление;

  • воспитать самостоятельность, инициативность, толерантность, ответственное отношение к информации, информационную культуру.

Задачи урока:

  • повторить изученный материал по теме «Логика»;

  • научить обучающихся использовать круги Эйлера при решении логических задач;

  • продемонстрировать решение типовых задач из ЕГЭ;

УУД

Регулятивные УУД:Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Умение контролировать процесс и результаты.

Познавательные УУД: Умение структурировать знание; Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; Выбор наиболее эффективных способов решения задачи; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: Готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Наглядность и оборудование: компьютер, презентация.

Тип урока:Закрепление иизучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Повторение пройденного материала;

  4. Работа над изучаемым материалом.

  5. Закрепление материала;

  6. Организация работы на дом

Актуализация знаний.

   Актуализация знаний проходит в виде фронтального и индивидуального опроса.

Вопросы:

  1. Объясните значение слова «логика», «алгебра логики».

  2. Что такое высказывание?

  3. Что такое таблица истинности?

  4. В каком порядке выполняются действия в логических выражениях?

  5. Составить таблицу истинности на следующие выражения:



  1. А *(С+В*С )+С*(А+В);



  1. А *(С+(В+С))+В*(А*С);



  1. (А В) + (А В)



  1. ( А В) + (А В) + (В С)

Объяснение нового материала:

Круги Эйлера

Эйлеровы круги (круги Эйлера) — принятый в логике способ моделирования, наглядного изображения отношений между объемами понятий с помощью кругов, предложенный знаменитым математиком Л. Эйлером (1707–1783).

Обозначение отношений между объемами понятий посредством кругов было применено еще представителем афинской неоплатоновской школы — Филопоном (VI в.), написавшим комментарии на «Первую Аналитику» Аристотеля.

Для наглядной геометрической иллюстрации объемов понятий и соотношений между ними используется диаграммы Эйлера-Венна (круги Эйлера). Если имеются какие-либо понятия А, В, С и т.д., то объем каждого понятия (множество) можно представить в виде круга, а отношения между этими объектами (множествами) – в  виде пересекающихся кругов.

Заштрихованные области показывают результат логических операций подписанных снизу.

Заштрихованная область, это область где рассматриваемое выражение равна 1.

Операция «И»соответствует пересечению двух множеств, а «ИЛИ»-объединению.

Диаграмма с тремя переменными



Например: 3+4: А*В*С+А*В*С

Диаграммы удобно применять для решения задач, в которых используются множества, например множество страниц, полученных от поисковой системы в ответ на какой то запрос.

Рассмотрим задачу:

Задачи 1.

Известно количество сайтов, которых находит поисковый сервер по следующим запросам :

Запрос

Количество сайтов

огурцы

100

помидоры

200

огурцы &помидоры

50

Сколько сайтов будет найдено по запросу

огурцы | помидоры

Закрепление материала:

Задачи 2:Известно количество сайтов, которых находит поисковый сервер по следующим запросам :

Запрос

Количество сайтов

Динамо &Рубин

320

Спартак &Рубин

280

(Динамо | Спартак) &Рубин

430


Сколько сайтов будет найдено по запросу Динамо &Спартак&Рубин

Общее условие с&можно отбросить!

Известно количество сайтов, которых находит поисковый сервер по следующим запросам :


Сколько сайтов будет найдено по запросу Динамо & Спартак

Ответ: 320 + 280 – 430 =170



Задачи 3:

Некоторый сегмент сети Интернет состоит из 1000 сайтов. Поисковый сервер в автоматическом режиме составил таблицу ключевых слов для сайтов этого сегмента. Вот ее фрагмент:

Ключевое слово

Количество сайтов, для которых данное слово является ключевым

сканер

200

принтер

250

монитор

450

Сколько сайтов будет найдено по запросу

(принтер | сканер) & монитор

если по трем следующим запросам найдено:

принтер | сканер – 450 сайтов,

принтер & монитор – 40 сайтов

сканер & монитор – 50 сайтов.



Задача 4. Известно количество страниц, которые находит поисковый сервер по следующим запросам (символ & обозначает операцию «И», а «/» -операция «ИЛИ» ):


Собаки / кошки 770

Кошки 550

С

А&В

обаки & кошки 100

Сколько страниц будет выдано по запросу собаки?

Р

А


ешение:

А

В

В



NА/В=NА +NВNА/В=NА +NВ-NА&В



Подведение итогов:

Д/З: Выучить конспект. Выполнить:

Вариант 1

Во всех задачах для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – символ &.

  1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

а) спорт | футбол

b) спорт | футбол | Петербург | Зенит

с) спорт | футбол | Петербург

d) спорт& футбол & Петербург & Зенит

  1. В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос

Количество страниц(тыс.)

фрегат |эсминец

3000

фрегат

2000

эсминец

2500

Сколько страниц(в тысячах) будет найдено по запросу фрегат&эсминец


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!