СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог и монолог как формы речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диалог и монолог как формы речи»

Разработка факультативного занятия по русскому языку в 9 классе



Диалог и монолог как формы речи



Цели учебного занятия:

—создать условия для систематизации известных учащимся сведений о монологической и диалогической формах речи; проанализировать особенности строения реплик диалога; закрепить пунктуационные навыки оформления диалога на письме;

—способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, умению правильно строить высказывания;

—воспитывать у учащихся этические нормы поведения и взаимоотношений на примере повести В.Распутина «Уроки французского».

Ход учебного занятия

1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

–Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие я начну со слов Антуана де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Как вы понимаете слова знаменитого французского писателя?

2.Актуализация знаний и умений.

–Что такое общение? – Что значит общаться? (Делиться мыслями, чувствами; договориться о чём- нибудь; согласовать свои действия; похвалить, развеселить, рассмешить; предостеречь, посоветовать, остановить).

–Скажите, какую форму речи мы использовали сейчас в процессе общения?

–Верно, диалог. Это слово будет одним из ключевых на нашем уроке. Какое понятие мы соотносим с диалогом? Конечно же, монолог! Попробуйте сформулировать тему .

3. Формулировка темы. Запись в тетрадь. «Диалог и монолог как формы речи».

–На какие вопросы мы должны ответить на сегодняшнем занятии? Какие навыки должны закрепить?

4.Словарная работа.

– Дайте толкование слов диалог, монолог.

Диалог — разговор двух или более лиц.

Монолог — речь одного лица.

– Какие еще слова имеют часть «-лог»?

Эпилог — заключительная часть произведения, сообщающая читателю о дальнейшей судьбе героев.

Пролог — вводная часть, подготавливающая к последующему развертыванию сюжета.

– В состав данных слов входит часть греческого слова логос («слово, учение»). Отличаются эти слова начальными элементами диа- («два, состоящий из двух»), моно- («один, единый»), эпи- («после, сверх»), про- («пред, перед»).

– Диалог, по мнению ученых, является первичной, естественной формой речи. Именно в диалоге, начиная с момента говорения, маленький человек осваивает родной язык. Монолог, по мнению ученых, вторичен, его человек осваивает в процессе языкового развития. Монолог представляет собой высказывание объемом от одного предложения до размера публичной речи, длящейся несколько часов, а в письменной форме — до многостраничного текста.

5. Проверка знаний.

— А теперь давайте проведем наблюдение. Перед вами два отрывка из текста. Прочитайте их. Какой из них является монологом? Диалогом? Почему?

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».



Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.

Почему ты решил, что это я?

Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.

Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.

Совсем не бывает. Знать надо было.

Действительно, надо было знать. Как же это я так?! Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?

Горох бывает. Редька бывает.

Горох… редька… А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. А макароны эти ты возьми…

Не возьму, — перебил я ее.

Вопросы к текстам.

– Отрывки из какого произведения вы прочитали? – Кто его автор? – Кто из героев этой повести вам запомнился? Почему?

6. Физкультминутка - диалог.

—Как живёшь?

— Вот так! (поднимают вверх большой палец).

— Как идёшь?

— Вот так! (маршируют).

— Как бежишь?

— Вот так! (показывают на месте).

— Ночью спишь?

— Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

— Как даёшь?

— Вот так!

— Как берёшь?

— Вот так!

— Как плывёшь?

— Вот так!

— Как шалишь?

— Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

— Как грозишь?

— Вот так!

7. Закрепление пунктуационного навыка.

–Обратите внимание на форму записи диалога и монолога? – Чем она отличается? Вспомните правила оформления диалога на письме. (Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся. Реплика — это предложения, произносимые каждым участником диалога).

— Запишите диалог, расставляя знаки препинания.

Первым встретил меня Птаха Чего пришел? Давно не били Играть пришел как можно спокойней ответил я, глядя на Вадика Кто тебе сказал, что с тобой Птаха выругался будут тут играть Никто Не надо, пусть играет, подмигнул Вадик ребятам. Он здорово играет, мы ему в подметки не годимся.

8. Творческие задания.

— Составьте и запишите диалог на тему: «Встреча героев (Лидии Михайловны и её ученика) через двадцать лет». О чём могли говорить герои повести?

— Создать монологический текст по заданным параметрам. А его тема «находится» в черном ящике. Внимание, вопрос! Здесь лежит предмет, который объединяет мифологическую первопричину Троянской войны, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и рассказ В.Распутина «Уроки французского». Что лежит в черном ящике?.. — Верно. Яблоки. Именно о них вы будете говорить публично через 5 минут.

—Написать по заданной теме (Какие удивительные яблоки!) текст-письмо из 5 предложений от имени мальчика Лидии Михайловне после того как он получил посылку.

—Молодцы! Вы владеете навыками диалогической и монологической речи.

9. Рефлексия.

—Подведем итоги по схеме: «Узнал / Понял / Научился / Полезно в жизни».

В финале урока — каждому учащемуся яблоко в подарок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!