СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ,
ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯ
СООБЩАТЬ ДРУГОМУ.
М.В. Ломоносов
Тест
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова
- Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются ....
- Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... .
- Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ...
- Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится ....
Тест
- Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
- Прямая речь пишется с большой буквы и заключается в кавычки .
- Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире .
- Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие .
Взаимопроверка.
- Ответ Оценка
- 7 - «5»
- 6 - «4»
- 5-4 - «3»
Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”.
Мама приходит с работы.
Мама снимает боты.
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом.
Может, не наш этаж?
- Наш. Просто приходил Сережка. И мы поиграли немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
- Как мы смогли это определить?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы
будем сегодня изучать?
- Какую вы поставите перед собой цель?
Стихотворение Н. Найденовой “В магазине”
Сегодня в магазине шум и суета. Сегодня продавщица все время занята. Вот уж целых два часа Раздаются голоса:
- Мне хорошую резинку!
- Мне альбом!
- А мне картинку.
- Дайте кисточку и клей!
- И линейку подлинней.
- Дайте два больших пенала!
- Дайте ножик раскладной!
- А у нас тетрадок мало. Нам прибавьте по одной.
- Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
- Как мы смогли это определить?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
- Что мы будем сегодня изучать?
- Какую вы поставите перед собой цель?
Цели урока:
1.Познакомиться с понятиями «монолог» и «диалог», «полилог".
2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему.
3. Расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог.
4.Воспитывать культуру речи.
Прочитаем определение в учебнике
Словарно-орфографическая работа
Монолог (греч) моно- «один» +logos – «речь»
Диалог (греч) диа – «два» » +logos – «речь»
Полилог - (греч) поли – «много» » +logos – «речь»
Нужно запомнить.
1. Диалог - разговор двух или нескольких лиц.
Полилог - разговор множества лиц.
Монолог - речь одного человека.
2. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.
3. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.
Каждая реплика пишется с новой строки.
Перед каждой репликой ставится тире.
- П!
- П?
- П.
Нужно запомнить.
4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.
1. А:
- П.
2. - П, - а.
3. - П! - а.
5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места. Но чаще – со строчной буквы.
Нужно запомнить.
6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.
- Алексей, отца уважь!
7. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.
ответил
сказал
говорил
спросил
произнес
молвил
попросил
Какие глаголы
используются
в диалоге.
крикнул
шепнул
поблаго-дарил
продолжал
воскликнул
предложил
отвечал
Нужно запомнить.
8. Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновр е менно.
9. Диалог характерен для разговорного стиля.
10. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся, два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать .
Работа в парах
Задание № 1, 2
Дополните текст, чтобы получился диалог.
Задание № 3, 4
Придумайте и запишите диалоги
Задание № 1, 2. Работа в парах.
– … ? – спросил Андрей.
– Мой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила» - Руслан, – ответил Витя.
– … ? – спросил Андрей.
– Потому что он смелый, целеустремленный, не боится трудностей, – ответил Витя.
– … ? – спросил Андрей.
– Я тоже хочу стать целеустремленным, – ответил Витя.
– Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.
– А почему? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.
– Какие черты характера Руслана ты хотел бы видеть в себе? – спросил Андрей.
– ..., – ответил Витя.
Не заметили ли вы
еще какой-нибудь ошибки
в тексте этого диалога?
Неоправданный повтор
одного и того же слова.
Как мы можем это исправить?
ответил
сказал
говорил
спросил
произнес
молвил
попросил
Какие глаголы
используются
в диалоге.
крикнул
шепнул
поблаго-дарил
продолжал
воскликнул
предложил
отвечал
Задание № 3. Работа в парах.
Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова»
Схема №2.
1.А:
- П.
2. - П, - а.
3. – П? - а.
4. – П! - а.
Схема №1.
1. А:
- П. П.
2. - П, - а.
3. - П, - а.
4. - П? - а.
Задание № 4. Работа в парах.
Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова»
Диалог Ручки и Тетради.
Белоснежная Тетрадь возмущается грязью
и помарками,
оставляемыми Ручкой
Что мы сегодня узнали нового?
- Диалог- это…
- Диалог состоит из…
- Каждая реплика пишется с …
- Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но…
- Диалог используется в следующих стилях:…
- Монолог- это…
- Полилог – это…
Домашнее задание.
Составить диалог, используя одну из схем .
Игра «Ситуация»
1. Диалог в библиотеке.
2.Диалог в магазине продавца и покупателя.