СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Диалог". Презентация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Диалог". Презентация.»

 СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯ СООБЩАТЬ ДРУГОМУ. М.В. Ломоносов

СЛОВО ДАНО ДЛЯ ТОГО ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТОБЫ СВОИ ПОНЯТИЯ

СООБЩАТЬ ДРУГОМУ.

М.В. Ломоносов

Тест  Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются .... Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... . Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ... Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится ....

Тест

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова

  • Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются ....
  • Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... .
  • Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ...
  • Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится ....
Тест Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются прямой речью. Прямая речь пишется с большой буквы и заключается в кавычки . Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире . Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится двоеточие .

Тест

  • Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются прямой речью.
  • Прямая речь пишется с большой буквы и заключается в кавычки .
  • Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире .
  • Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится двоеточие .
Взаимопроверка. Ответ Оценка   7 - «5»  6 - «4»  5-4 - «3»

Взаимопроверка.

  • Ответ Оценка
  • 7 - «5»
  • 6 - «4»
  • 5-4 - «3»
Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”. Мама приходит с работы. Мама снимает боты. Мама проходит в дом. Мама глядит кругом. Может, не наш этаж? - Наш. Просто приходил Сережка. И мы поиграли немножко. - Значит, это не обвал? - Нет. - Слон у нас не танцевал? - Нет. - Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.   - Был на квартиру налет? - Нет. - К нам заходил бегемот? - Нет. - Может быть, дом не наш? - Наш.

Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”.

Мама приходит с работы.

Мама снимает боты.

Мама проходит в дом.

Мама глядит кругом.

Может, не наш этаж?

- Наш. Просто приходил Сережка. И мы поиграли немножко.

- Значит, это не обвал?

- Нет.

- Слон у нас не танцевал?

- Нет.

- Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.

- Был на квартиру налет?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре? Как мы смогли это определить? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы  будем сегодня изучать? Какую вы поставите перед собой цель?
  • Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
  • Как мы смогли это определить?
  • Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы

будем сегодня изучать?

  • Какую вы поставите перед собой цель?
Стихотворение Н. Найденовой  “В магазине” Сегодня в магазине шум и суета.   Сегодня продавщица все время занята.   Вот уж целых два часа   Раздаются голоса: - Мне хорошую резинку! - Мне альбом! - А мне картинку. - Дайте кисточку и клей! - И линейку подлинней. - Дайте два больших пенала! - Дайте ножик раскладной! - А у нас тетрадок мало. Нам прибавьте по одной.

Стихотворение Н. Найденовой “В магазине”

Сегодня в магазине шум и суета.  Сегодня продавщица все время занята.  Вот уж целых два часа  Раздаются голоса:

- Мне хорошую резинку!

- Мне альбом!

- А мне картинку.

- Дайте кисточку и клей!

- И линейку подлинней.

- Дайте два больших пенала!

- Дайте ножик раскладной!

- А у нас тетрадок мало. Нам прибавьте по одной.

Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре? Как мы смогли это определить? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы  будем сегодня изучать? Какую вы поставите перед собой цель?
  • Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
  • Как мы смогли это определить?
  • Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
  • Что мы будем сегодня изучать?
  • Какую вы поставите перед собой цель?
Цели урока:  1.Познакомиться с понятиями «монолог» и «диалог», «полилог

Цели урока:

1.Познакомиться с понятиями «монолог» и «диалог», «полилог".

2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему.

3. Расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог.

4.Воспитывать культуру речи.

  Прочитаем определение в учебнике

Прочитаем определение в учебнике

Словарно-орфографическая работа    Монолог (греч) моно- «один» +logos – «речь» Диалог (греч)  диа – «два» » +logos – «речь» Полилог - (греч) поли – «много» » +logos – «речь»

Словарно-орфографическая работа

Монолог (греч) моно- «один» +logos – «речь»

Диалог (греч) диа – «два» » +logos – «речь»

Полилог - (греч) поли – «много» » +logos – «речь»

         Нужно запомнить.     1. Диалог  - разговор двух или нескольких лиц.  Полилог - разговор множества лиц.  Монолог - речь одного человека. 2. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица. 3. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.  Каждая реплика пишется с новой строки.  Перед каждой репликой ставится тире. - П! - П? - П.

      Нужно запомнить.

1. Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Полилог - разговор множества лиц.

Монолог - речь одного человека.

2. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.

3. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.

Каждая реплика пишется с новой строки.

Перед каждой репликой ставится тире.

- П!

- П?

- П.

Нужно запомнить. 4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек. 1. А:  - П. 2. - П, - а. 3. - П! - а. - П? - а.  5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места. Но чаще – со строчной буквы.

Нужно запомнить.

4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.

1. А:

- П.

2. - П, - а.

3. - П! - а.

  • - П? - а.

5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места. Но чаще – со строчной буквы.

 Нужно запомнить. 6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.  - Алексей, отца уважь!  7. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.

Нужно запомнить.

6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.

- Алексей, отца уважь!

7. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.

ответил сказал говорил спросил произнес молвил попросил Какие глаголы используются  в диалоге. крикнул шепнул поблаго-дарил продолжал воскликнул предложил отвечал

ответил

сказал

говорил

спросил

произнес

молвил

попросил

Какие глаголы

используются

в диалоге.

крикнул

шепнул

поблаго-дарил

продолжал

воскликнул

предложил

отвечал

Нужно запомнить. 8. Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновр е менно.  9. Диалог характерен для разговорного стиля.  10. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.

Нужно запомнить.

8. Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновр е менно.

9. Диалог характерен для разговорного стиля.

10. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Буратино потянулся, Раз- нагнулся, два- нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать,  Нужно на носочки встать .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать .

 Работа в парах Задание № 1, 2  Дополните текст, чтобы получился диалог.   Задание № 3, 4 Придумайте и запишите диалоги

Работа в парах

Задание № 1, 2

Дополните текст, чтобы получился диалог.

Задание № 3, 4

Придумайте и запишите диалоги

Задание № 1, 2. Работа в парах. – … ? – спросил Андрей. – Мой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила» - Руслан, – ответил Витя. – … ? – спросил Андрей. – Потому что он смелый, целеустремленный, не боится трудностей, – ответил Витя. – … ? – спросил Андрей. – Я тоже хочу стать целеустремленным, – ответил Витя.   –  Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей. –  ..., – ответил Витя. –  А почему? – спросил Андрей. –  ..., – ответил Витя. –  Какие черты характера Руслана ты хотел бы видеть в себе? – спросил Андрей. –  ..., – ответил Витя.

Задание № 1, 2. Работа в парах.

– … ? – спросил Андрей.

Мой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила» - Руслан, – ответил Витя.

– … ? – спросил Андрей.

Потому что он смелый, целеустремленный, не боится трудностей, – ответил Витя.

– … ? – спросил Андрей.

Я тоже хочу стать целеустремленным, – ответил Витя.

 

–  Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей.

–  ..., – ответил Витя.

–  А почему? – спросил Андрей.

–  ..., – ответил Витя.

–  Какие черты характера Руслана ты хотел бы видеть в себе? – спросил Андрей.

–  ..., – ответил Витя.

 Не заметили ли вы еще какой-нибудь ошибки в тексте этого диалога?

Не заметили ли вы

еще какой-нибудь ошибки

в тексте этого диалога?

Неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? 

Неоправданный повтор

одного и того же слова.

Как мы можем это исправить? 

ответил сказал говорил спросил произнес молвил попросил Какие глаголы используются  в диалоге. крикнул шепнул поблаго-дарил продолжал воскликнул предложил отвечал

ответил

сказал

говорил

спросил

произнес

молвил

попросил

Какие глаголы

используются

в диалоге.

крикнул

шепнул

поблаго-дарил

продолжал

воскликнул

предложил

отвечал

Задание № 3. Работа в парах. Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова»     

Задание № 3. Работа в парах.

Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова»

 

 

Схема №2. 1.А:  - П. 2. - П, - а. 3. – П? - а. 4. – П! - а.  Схема №1. 1. А:  - П. П. 2. - П, - а. 3. - П, - а. 4. - П? - а.

Схема №2.

1.А:

- П.

2. - П, - а.

3. – П? - а.

4. – П! - а.

Схема №1.

1. А:

- П. П.

2. - П, - а.

3. - П, - а.

4. - П? - а.

Задание № 4. Работа в парах. Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова»  Диалог Ручки и Тетради.  Белоснежная Тетрадь возмущается грязью и помарками, оставляемыми Ручкой

Задание № 4. Работа в парах.

Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова»

Диалог Ручки и Тетради.

Белоснежная Тетрадь возмущается грязью

и помарками,

оставляемыми Ручкой

Что мы сегодня узнали нового?  Диалог- это…  Диалог состоит из…  Каждая реплика пишется с …  Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но…  Диалог используется в следующих стилях:…  Монолог- это…  Полилог – это…

Что мы сегодня узнали нового?

  • Диалог- это…
  • Диалог состоит из…
  • Каждая реплика пишется с …
  • Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но…
  • Диалог используется в следующих стилях:…
  • Монолог- это…
  • Полилог – это…
Домашнее задание.   Составить диалог, используя одну из схем .

Домашнее задание.

Составить диалог, используя одну из схем .

Игра «Ситуация» 1. Диалог в библиотеке. 2.Диалог в магазине продавца и покупателя.

Игра «Ситуация»

1. Диалог в библиотеке.

2.Диалог в магазине продавца и покупателя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!