СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра.»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

(ПГСГА)

Кафедра химии, географии и методики их преподавания

Программа повышения квалификации

«Разработка и применение дидактических игр направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения

естественнонаучных дисциплин»

(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)








Разработка дидактической игры по географии «Знатоки географии» в 6 классе






Выполнил: слушатель курсов:

учитель географии

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала,

Котлярова Ольга Андреевна.

Проверил: к.п.н., доцент Сафина Л.Г.








Самара, 2015.






Пояснительная записка.



Тема моей работы называется «Разработка дидактической игры по географии «Знатоки географии» в 6 классе». Работа составлена в соответствие ФГОС. Данное занятие способствует формированию всех видов универсальной учебной деятельности (УУД). На протяжении всего занятия сопровождается подробной мультимедийной презентацией. Также на данном уроке формируются такие личностные качества как осознание, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы; познавательные - поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения. В ходе данного занятия находят свое место и коммуникативные качества - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему. В конце занятия предлагается провести рефлексию.

Моя задача, как и любого другого учителя, суметь заинтересовать учеников своим предметом и поддерживать этот интерес на протяжении всего курса.

Целью обучения является развитие творческих способностей учащихся. Для достижения данных задач и цели, я использую различные методы проведения урока. Это игровые формы уроков, использование разнообразных кроссвордов и тестов, применяю ИКТ на уроках, викторины, олимпиады, дидактические карточки и т.д.

Я считаю, что игра имеет особое значение в формировании учебных интересов, как на уроке, так и во внеклассной работе. Назначение дидактических игр – развитие мышления, внимания, сосредоточенности, памяти, наблюдательности, сообразительности и др. Характерным для каждой дидактической игры является решение различных задач: уточнение представлений об объекте или явлении в целом и его существенных особенностях, развитии способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено на него, а уже в процессе игры оно незаметно выполняет обучающую задачу. Поэтому, дидактические игры, проводимые на уроке или на внеклассных занятиях, представляются учащимся не обычным занятием, но и непростой забавой, а интересным делом. Учащиеся с большим удовольствием составляют кроссворды, занимательные вопросы, тесты, географические игры на компьютере и др.

Введение ФГОС – веление времени. И в этом плане педагогическая наука предъявляет определенные требования к организации игр. Игра должна быть естественной системой проявления деятельности учащихся, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для личного творчества. Личной активности. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, на удовольствии. Ира должна вызвать веселое настроение, удовлетворение от правильного ответа. Она должна быть эмоциональной, доступной, привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление желательно красочным и разнообразным. В то же время дидактическая игра выполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил, главное, к активации учащихся. В таких играх завоевание победы – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
При проведении уроков с игровыми элементами, я отметила, что не только сильные ученики, но и их слабые одноклассники втягиваются в ход урока, и тем самым, проведение урока, для меня, как учителя, целью которого является усвоение материала, я считаю успешным. Так как при закреплении новой темы в конце урока даже слабые ученики, вспоминая эпизоды игр, отвечают на поставленные мною вопросы.

Использование на уроках кроссвордов, шарад, головоломок помогает в том плане, что учащиеся чувствуют себя более раскрепощенными, а это им дает возможность рассуждать шире и раскованней. Мне, как учителю, это дает возможность слышать ход их рассуждений, дает почву для работы над их ошибками или успехами, или вернуться и еще раз повторить пройденный материал, или же дать более сложный уровень, тем самым расширить знания учащихся в каком – либо направлении. На таких уроках я, обычно, стараюсь научить детей грамотной устной речи.























План урока – игры.



  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Вступительная часть:

  1. Приглашение команд на конкурс.

  2. Занятие команд своих мест.

  3. Представление членов жюри.

  4. Разъяснение прав и обязанностей команд.

  1. Основная часть.

1 тур – «Визитная карточка»

2 тур – «Вопрос – ответ»

3 тур – «Определение координат»

4 тур – «Узники подземелья»

  1. Физкультминутка.

5 тур – «Отгадай загадку»

6 тур – «Кроссворд»

7 тур – «Убрать лишнее».

  1. Рефлексия.

  2. Итоги игры:

  1. Оглашение результатов.

  2. Награждение победителей.













Планируемые результаты


На данном этапе развития системы образования в рамках современного урока игровые моменты, ролевые игры, элементы проектирования и моделирования являются деятельностью, которая направлена на формирование уни­версальных учебных действий с использованием приёмов предметно-ориенти­рованного тренинга.
Предметно-ориентированный тренинг — это система разви­вающих занятий по формированию приёмов мыслительной деятельности, построенных на понятийном аппарате учебных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.
Применение разноуровневых игровых блоков способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, ис­следовательских действий, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приёмов умственной деятель­ности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск за­кономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.
Данная игра включает методы и приёмы организации деятельности учащихся, сориентированные на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие на­выков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание обра­щается на развитие и совершенствование таких качеств уче­ника, которые очень важны для формирования полноцен­ной, самостоятельно мыслящей личности. Для повышения продуктивности задания, составлены таким образом, что один вид деятель­ности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.




















Урок – игра «Знатоки географии».

Класс: 6

Тип урока - игры: урок обобщения, повторения, закрепления и систематизации знаний.

Вид дидактической игры: обобщающий, познавательный, развивающий

Цели игры:

  • Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

  • Формирование умения работать в группе.

  • Расширение и углубление знаний учащихся по основным темам географии.

Задачи урока:

  • Повторить изученный материал (термины, понятия).

  • Систематизировать знания, полученные учащимися при изучении данной темы.

  • Проверить умение использовать полученные знания на практике.

  • Развивать память, мышление, творческие способности учащихся.

  • Воспитывать любовь к изучению предмета.


Оборудование и материалы: географические карты, атласы за 6 класс, компьютер, проектор, материалы для игры.

Планируемый результат:

Учащиеся должны уметь определять на карте географическую широту и географическую долготу объекта; географические координаты объектов; по географическим координатам находить объекты на карте и глобусе; сравнивать местоположение объектов, знать условные знаки на плане местности.

Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к науке географии. Развитие правильной самооценки, воспитание патриотизма.

Метапредметные: умение работать и текстом и материалами.

Предметные: выявлять и знать объекты изучения географии, знать основные правила работы в кабинете географии.

Основные термины и понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координаты, карта, план местности, землетрясение, ядро, мантия.







Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня «Гимн географов».

    1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые ребята! Мы с вами только в прошлом году начали изучать предмет - география и сегодня на уроке, обобщая знания по изученному материалу должны сделать вывод, каким географом будет каждый из вас для страны.

    1. Вступительная часть:

  • Приглашение команд на конкурс

  • Занятие командами своих мест

  • Слово ведущего о целях и задачах конкурса

  • Представление членов жюри

  • Разъяснение прав и обязанностей команд



    1. Основная часть.

  1. тур «Визитная карточка»

  2. тур «Вопрос - ответ»

  3. тур «Определение координат»

  4. тур «Узники подземелья»

  5. тур «Отгадай загадку»

  6. тур «Кроссворд

  7. тур «Убрать лишнее»



1 тур «Визитная карточка»

  • Команды представляют название команд и девиз,

1 команда:

Название

Девиз:


2 команда

Название

Девиз:


  • Капитаны команд устно представляют эмблему команды


Данный тур оценивается по пятибалльной системе по следующим графам:

  1. актуальность названия команды с учетом тематической, художественной и

  2. оригинальной направленности,

  3. девиз команды (учитывается смысловая направленность его соответствие названия команды)

  4. аннотация эмблемы команды.

2 тур «Вопрос - ответ».

Ведущий задает вопросы. Команды отвечают.

1.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытом месте:

Горизонт

2. Угол между направлением на север и на какой-нибудь опре­деленный предмет местности.

Азимут.

3. Чертеж небольшого участка земной поверхности, сделанный в определенном масштабе:

План.

4.Как называются линии, параллельные экватору?

Параллели.

5.Уменьшенная модель земного шара-

Глобус.

6.Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли: Полюсы.

7. Параллель, находящаяся на одинаковом расстоянии полюсов:

Экватор.

8. Самый большой океан?

Тихий.

9.Условная линия, соединяющая полюса?

Меридиан.
10.Самый маленький океан?

Северный Ледовитый.

11. Прибор для определения сторон горизонта?

Компас.

12.Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется

Ориентирование

13.Пропорция, которая показывает степень уменьшения длины линии на глобусе, карте или плане по сравнению с действительным расстоянии называется

Масштаб

14.Через какой город проходит нулевой меридиан?

Лондон

15.Как называется условная линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие?

Экватор

/за каждый правильный ответ 1 балл/

3 тур «Определение координат»

Задание 1: Напишите название географического объекта (острова), координаты которого равны:

20˚ю.ш. и 46˚в.д. /Мадагаскар

42ю.ш. и 147˚в.д. /Тасмания

70˚с.ш. и 40˚з.д. /Гренландия

35˚с.ш. и 136˚в.д. /Японские о-ва

Задание 2: Напишите названия гор, одна из точек которых имеет координаты:

15˚ю.ш. и 70˚з.д. /Анды

40˚с.ш. и 110˚з.д. /Кордильеры

43˚с.ш. и 80˚в.д. /Тянь-Шань

30˚с.ш. и 80˚в.д. /Гималаи

Задание 3:Определите географические координаты:


Берлин 53˚с.ш. и 14˚в.д.

Токио 35˚с.ш. и 140˚в.д.

Пекин 40˚с.ш. и 117˚в.д.

Париж 48˚с.ш. и 1˚в.д.


/Жюри оценивает скорость и правильность каждого ответа в 1бал./


4 тур «Узники подземелья».


В этом конкурсе мы будем повторять понятия, которые изучали в разделе «Литосфера».

И так задание: на стенах пещеры путешественники видят понятия. Их задача дать определение этим понятиям.


Литосфера – наружная твердая каменистая оболочка земного шара. По – латыни литос – камень.

Земная кора – внешний слой твердой породы, который покрывает Землю.

Горные породы – природные тела, слагающие земную кору.

Землетрясение – Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре или в верхней части мантии.

Эпицентр – место на земной поверхности, находящееся над очагом.

Вулкан – гора конической формы из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные потоки раскаленной лавы.

Задание оценивается 1 балл за одно правильно данное определение.



  1. Физкульт минутка (для улучшения мозгового кровообращения)

  1. Исходное положение: сидя на стуле:

1-отвести голову назад;

2-плавно наклонить назад;

3-голову наклонить вперед;

4-сесть прямо.

Темп медленный. Повторить 4-6 раз.



5 тур «Отгадай загадки»

В этом конкурсе вам предстоит отгадывать загадки .Какая из команд первая поднимает руки , ответ этой команды я и заслушаю.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Страны без людей,
 Города без домов,
 Леса без деревьев,
 Моря без воды.

 Географическая карта

2. Я - сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья.
Захочешь - превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
Атлас – атлас

3. Я и туча, и туман,
 И ручей, и океан,
 И летаю, и бегу,
 И стеклянной быть могу!
 Вода

4. Туда дойти мы не смогли, 
Где неба край и край земли.
Горизонт

5. Дороги имеются - ехать нельзя, 
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя,
В реках, в морях воды нет.

Географическая карта


6. Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет.

Солнце


7. Глобус весь пересекают,
 Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны пролегли….

 Меридианы


8.Он черный и блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дом тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Уголь

9.На кухне у мамы – помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

Газ


10.В воде родится, а воды боится.

Соль

11.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Глина

12.Без нее не поедет

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета!

Отгадайте, что же это?

Нефть

13.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Песок

14.От дождей, текущих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинный враг

Как зовут его?

Овраг


15.Бьет источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живет вулкан,

Фонтан наш тот известен.

Гейзер

16. А как сумерки настали,
нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет нам огород.

Дождь


17. А как сумерки настали,
нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет нам огород.

Глобус


18 .Глобус делит ровная

Линия условная.

Выше – север, ниже – юг.

Назови границу, друг.

Экватор


19. Прибор этот верно

Дорогу подскажет,

Магнитная стрелка

На север укажет.

Компас


20.Север там, где много вьюг

Там где жарко, будет…

Юг







6 тур «Отгадай кроссворд»



К

10

5

4

3

7

2

9

Л

Р

О

Т

10Э

К

В

Н

Л

А

Т

О

Г

Л

Т

У

М

З

И

Л

А

Т

Н

О

З

И

Р

О

М

П

А

С

У

Б

О

Ь

Л

Е

Л

А

Р

А

россворд

8.К

Р

Т

А






А













По вертикали:

1.Линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

2.Прибор для определения сторон горизонта.

3.Угол между направлением на север и на какой – нибудь определенный предмет местности.

4.При определении географических координат она бывает только восточная или западная?

5.Чертеж небольшого участка местности в уменьшенном виде.

6.Форма земли?


По горизонтали:

7.Линии соединяющие точки с одинаковой высотой.

8.Изображение Земли на плоскости.

9.Уменьшенная модель Земли называется?

10.Самая длинная параллель.


7 тур «Что тут лишнее»

Убрать из списка лишние по смыслу термины и объяснить почему они считаются лишними.

1команда

  1. Ключевская Сопка, Везувий, Птолемей, Кракатау.

  2. Жерло, кратер, лава, глобус.

  3. Гейзер, вулкан, глобус, магма.

  4. Атмосфера, стратосфера, тропосфера, литосфера.

  5. Компас, азимут, масштаб, гейзер.

  6. Карта, глобус, план местности, жерло.

  7. Австралия, Тихий, Евразия, Африка.

  8. Северный Ледовитый, Гренландия, Тихий, Атлантический.

  9. Землетрясение, сейсмограф, очаг, нивелир.

  10. Ядро, мантия, земная кора, горизонталь.

2 команда

1.Глобус, эпицентр землетрясения, карта, план местности..

2. Земная кора, азимут, компас, масштаб.

3.Австралия , жерло, кратер, вулканические бомбы.

4.Антарктида, Австралия, Индия, Евразия.

5.Земная кора, ядро, мантия, атмосфера.

6.Параллель, сейсмограф, горизонталь, экватор.

7.Тихий, Атлантический, Индийский, Ключевская Сопка.

8. Ядро, Атмосфера, гидросфера, литосфера.

9.Наска, Тихоокеанская, Индо – Австралийская, Гренландия.

10. Азимут, вулкан, кратер, магма.

За каждый правильный ответ 1 балл.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

  1. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
    красный – я работал отлично, мне всё было понятно, все задания я выполнял, активно участвовал в работе с командой.
    желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось, не активно участвовал в работе с командой
    зеленый – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось, в основном я не участвовал в работе с командой.

7. Итоги игры:

  • Огласить результаты.

  • Награждение победителей.









Список литературы:

1. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2012.

2. Физическая география материков в вопросах, задачах, кроссвордах, ребусах. – Воронеж, 1997.

3. http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=ii