Тема урока «Диаграммы».
Класс 6.
Цель организации обобщающая.
Дидактическая цель игры:
- обучающая: 1. Определять тип диаграммы; 2. Считывать информацию по заданной диаграмме; 3. Представление текстовой информации в виде диаграммы; 4. Умение строить диаграмму (с помощью карандаша и линейки); 5. Умение строить диаграмму с помощью Microsoft Excel.
- развивающая: 1. Устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между данными; 2. Развивать наглядно-действенное воображение, мышление; 3. Развивать навыки самостоятельной работы с большим объемом информации.
- воспитательная: 1. Воспитывать интерес к математике; 2. Мобильность, активность, аккуратность; 3. Коммуникативность.
Вид игры – соревнование.
Количество отводимого на игру времени 45 минут.
Краткое описание дидактической игры.
Класс делится на 5 команд (по количеству станций). Выбирается капитан команды. Получают маршрутный лист.
На станции команда получает задания, в течении 6 минут выполняются задания. 1 минута – проверка задания хранителем станции. Отметка в маршрутном листе о прохождении станции и заработанном количестве баллов.
После прохождения всех станций маршрутный лист сдается учителю для подведения итогов и выявления победителя. В это время команда заполняет итоговый лист: что получилось, где возникли трудности, на какой станции были самые интересные задания.
Подведение итогов. Объявление победителя.
Правила игры.
1.На каждой станции выполнить предложенные задания;
2.Первый звонок оповещает о том, что капитан команды предоставляет хранителю станции свои результаты, получает отметку о прохождении станции и количестве заработанных баллов. Второй звонок переход к следующей станции и выполнению предложенных заданий.
3.Победителем считается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Оборудование, раздаточный материал.
Компьютер, программа Microsoft Excel, карточки с заданиями, маршрутный лист, итоговый лист., клей ножницы.
Сценарий игры с подробным описанием.
Учитель: Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы «Диаграммы». Предлагаю сделать это в виде игры. Сейчас я назову команду, которая займет первый игровой стол, затем второй игровой стол, третий игровой стол, четвертый игровой стол, пятый игровой стол. На столе лежит маршрутный лист, с помощью которого вы будите передвигаться, номера указанные в маршрутном листе показывают номер стола, куда вы будите перемещаться. Вам необходимо выбрать капитана команды, он будет ответственным за маршрутный лист. В маршрутном листе хранитель станции ставит отметку о прохождении станции и количество заработанных баллов. Первый звонок оповещает о том, что капитан команды предоставляет хранителю станции свои результаты, получает отметку о прохождении станции и количестве заработанных баллов. Второй звонок переход к следующей станции и выполнению предложенных заданий. Победителем считается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Звенит звонок.
Станция.
Учащиеся получают две карточки, отвечают на поставленные вопросы, каждый верный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов 10.
Станция.
Вопрос | Ответ |
1.Что такое диаграмма? | |
2.Что общего у таблицы и диаграммы, в чем различие? | |
3.Какие виды диаграмм вы знаете? | |
Распределите диаграммы согласно их названиям.
На листе А4 написаны виды диаграмм, учащиеся должны к каждому названию диаграммы приложить верную картинку. Каждый верный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов 9.
Станция. Постройте графическую диаграмму среднесуточной температуры в г. Балашиха за апрель месяц 2018г., согласно данным приведенным в таблице. Определите максимальную и минимальную температуру за этот период.
Число | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Среднесуточная температура | +1,5 | +3 | +2 | +1,5 | 0 | +1,5 | +2 | +2 | +4 |
Верно построенная диаграмма 5 баллов, не отмечено одно значение 3 балла, за определение минимальной температуры 1 балл, за определение максимальной температуры 1 балл. Максимальное количество баллов 7.
Станция. С помощью программы Microsoft Excel постройте диаграмму согласно указанной ниже таблице.
Численный состав с учетом пола.
Ступень обучения | мальчики | девочки |
1 ступень | 94 | 82 |
2 ступень | 56 | 29 |
3 ступень | 44 | 21 |
4 ступень | 31 | 8 |
Продажа автомобилей за 4 месяца
| июнь | июль | август | сентябрь |
Жигули | 56 | 45 | 55 | 62 |
Рено | 123 | 129 | 140 | 170 |
Мерседес | 45 | 58 | 56 | 57 |
ВМW | 51 | 43 | 39 | 40 |
Учащиеся должны за отведенное время внести данные таблицы в Microsoft Excel и вывести на экран диаграмму по этим данным. За каждую верно выполненную диаграмму 5 баллов, максимальное количество баллов 10.
Станция. Постройте столбчатую диаграмму согласно данным приведенным в тексте.
Продолжительность жизни деревьев по следующим данным: баобаб – 5000 лет, кипарис – 3000 лет, кедр 1200 лет, дуб – 1000 лет.
У учащихся на столе лежит 4 полоски, лист А4, клей и ножницы. Они должны с помощью полосок отобразить данные задачи в виде диаграммы. (на А4 изобразить шкалу и ось, обозначить название деревьев и возраст, отрезать полоски в верном соотношении).
Максимальное количество баллов 5.
Учитель: Прозвенел звонок, прошу всех сдать маршрутный лист, для подведения итогов, а вы заполняете итоговый лист: что получилось, где возникли трудности, на какой станции были самые интересные задания (каждый учащийся). Объявляется команда – победитель, награждается шоколадными медалями и оценкой 5 за урок.
Большую роль играют хранители станций. Это ученики из этого класса, успеваемость которых выше среднего. С ними проводится внеурочная консультация, определяются критерии оценивания ответа на станции. Они выдают задания. Оценивают ответ, выставляют баллы. Во время подведения итогов помогают учителю.
Маршрутный лист
Участники: Иванова Н., Петров А., Васечкин К., Курочкина В.
Капитан: заполняют учащиеся
Маршрут:
1 Станция
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| | | | | Заполняет хранитель станции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| | | | | Заполняет хранитель станции |
Итого_____________ (заполняет учитель)
2 Станция
1 | 2 | 3 | |
| | | Заполняет хранитель станции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| | | | | Заполняет хранитель станции |
Итого_______________(заполняет учитель)
3 Станция
1 | 2 | 3 | |
| | | Заполняет хранитель станции |
Итого________________(заполняет учитель)
4 Станция
1 | 2 | |
| | Заполняет хранитель станции |
Итого_________________(заполняет учитель)
5 Станция
1 | |
| Заполняет хранитель станции |
Итого__________________(заполняет учитель)
Подведение итогов, общее количество баллов___________ (заполняет учитель)