Автор: Шангидаева Екатерина Викторовна.
Учитель начальных классов.
Дидактическая игра по окружающему миру
для 1 класса А.А. Плешаков.
Дидактическая игра «Подбери и объясни»
Цель: развитие познавательно-речевых способностей обучающихся путем расширения, углубления и систематизации представлений и знаний о временах года.
Задачи:
- закреплять знания детей о характерных признаках времен года, сезонных изменениях в природе;
- развивать умения сравнивать, обобщать, находить сходства и различия в предметах и явлениях.
- расширять и обогащать активный и пассивный словарь;
- формировать навык составления предложений и рассказов о временах года;
- работать над активизацией зрительного восприятия, внимания, развитием всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
- совершенствовать навыки самостоятельности при выполнении заданий, навыки работы в коллективе;
- воспитывать усидчивость, целеустремленность;
- воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года;
Материалы для игры: круг разрезанный на части «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; разрезные карточки с фото характерных признаков и элементы одежды времен года; карточка-вопрос (погода); фишки.
Правила игры:
- карточки дети выбирают самостоятельно, или их по очереди раздает ведущий;
- за каждый правильный ответ и скорость выполнения задания игроки получают фишки;
- выигрывает тот, у кого больше фишек.
Игровые задания (действия):
1.Возьми половинки круга и прочитай его названия название.
2.Разложи времена года по порядку, отвечая на вопросы.
Вариант1:
С какого времени года начинается каждый год? Какое время года идет после Осени? Что наступает после весны? А за летом следует что?
Вариант 2:
Какое сейчас время года? Что будет после зимы (весны и т.д.)?
3. Из карточек с фото выбери те, на которых изображены элементы одежды зима (весна, лето, осень), и разложи их к каждому времени года, объясни свой выбор.
Создать проблему: попросить ученика отвернуться и поменять местами 2-3 карточки; предложить ребенку найти что изменилось.
4.Карточка со знаком вопроса. Расскажи о погоде зимой (весной, летом, осенью)?
Вариант 3:
Назови, какое сейчас время года и выбери соответствующую карту.
2. Из карточек с фото выбери те, на которых элементы одежды зима (весна, лето, осень), и разложи их на игровом поле, объясни свой выбор.
3. Карточка со знаком вопроса. Найди такой же знак вопроса на твоей карте. Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы.
4.Рассмотри внимательно календарь и ответь на вопросы.
Названия каких месяцев начинаются с одинаковой буквы? К какому времени года они относятся?
В названии какого месяца меньше всего букв? К какому времени года он относится?
В названии какого месяца больше всего букв? К какому времени года он относится?
5.Перечисли все месяцы по порядку (отвечают «по цепочке»).
Ожидаемые результаты: в процессе игры учащиеся смогут систематизировать, обобщить и закрепить свои знания о изменениях в живой и неживой природе, а также о жизнедеятельности людей в различные времена года; они также расширят свой словарный запас.
ВЕСНА
ОСЕНЬ
ЛЕТО
ЗИМА
Приложение.
Месяца года.
Январь
Май
Сентябрь
Июнь
Декабрь
Апрель
Октябрь
Июль
Февраль
Март
Август
Ноябрь
Элементы одежды к каждому времени года.
Погодные условия времени года.
Фишки.