Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Феденька»
САМООБРАЗОВАНИЕ
ГЛАДКАЯ СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА
воспитатель
ТЕМА: Дидактические игры и упражнения как средство развития речи
у детей старшего дошкольного возраста.
Начало изучения темы: 01.09.2022
Окончание изучения темы: 31.05.2023
Актуальность: Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития.
Задачи:
- Изучить научно – методическую литературу и интернет источников по теме;
- Подготовить и реализовать план деятельности с детьми;
- Подготовить и реализовать план взаимодействия с семьями воспитанников;
- Разработать памятки и консультации для родителей.
- Пополнить речевой уголок атрибутами и материалами;
Планируемый результат:
при систематической работе над развитием речи детей значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Продукт деятельности: картотека дидактических игр, методические рекомендации для родителей и педагогов, настольно-печатные игры, лэпбук «Волшебная страна», пополнение новыми атрибутами РППС группы.
Форма отчета по теме самообразования: выступление с докладом на итоговом педсовете.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Месяц | С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
Сентябрь | Активизация словаря в ходе рассматривания предметных и сюжетных картинок. | | Изучить научно-методическую литературу, интернет-ресурсы, подбор материала для разработки картотеки. | Анкета «Проблемы в речевом развитии». |
Октябрь | Заучивание потешек, сопровождающих пальчиковые игры. | Буклет «Дидактическая игра как средство развития речи». | Составить картотеку словесных дидактических игр. | Консультация «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры». |
Ноябрь | Проведение игр и упражнений на развитие мелкой моторики. | | Разработка НОД по теме. | Буклет «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». |
Декабрь | Знакомство с колючими мячиками Су-джок. | Памятки о проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики. | Картотека игр для самомассажа кистей рук. | Пополнение пальчикового театра родителями. |
Январь | Экспериментальная деятельность. Познание свойств предметов (тактильные дорожки). | | Составить рекомендации по работе с тактильными дорожками. | Изготовление тактильных дорожек для работы с детьми. |
Февраль | Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, штриховка вертикальная, горизонтальная. | Составление картотеки схем для выкладывания картинок из счетных палочек. | Оформление Лэпбука «Волшебная страна» | Проект совместного творчества детей и родителей: книжка –малышка своими руками на тему «Моя любимая сказка». |
Март | Настольно-печатные игры «Картинки-половинки», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» | | Подобрать разрезные картинки для составления целого из частей. | Видео-мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики» |
Апрель | Перебираем семена. Посадка огорода. | Фото-выставка «Такие волшебные картинки» (аппликация из семян) | Составление картотеки игр с песком. | Посадка огорода (лук, редис). |
Май | Конструирование на плоскости и работа с мозаикой. | Отчет-презентация «Мы играем – речь развиваем». | Выявить положительные результаты, проанализировать недостатки. Составить план на следующий год. | Видео-отчет «Как мы развивали речь». |
Литература:
1. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.
7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:
Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
8. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
9. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
10. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.