СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры и упражнения как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра является основным методом обучения детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и упражнения как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Феденька»














САМООБРАЗОВАНИЕ


ГЛАДКАЯ СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА


воспитатель



ТЕМА: Дидактические игры и упражнения как средство развития речи

у детей старшего дошкольного возраста.










Начало изучения темы: 01.09.2022

Окончание изучения темы: 31.05.2023












Актуальность: Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития.

Задачи:

- Изучить научно – методическую литературу и интернет источников по теме;

- Подготовить и реализовать план деятельности с детьми;

- Подготовить и реализовать план взаимодействия с семьями воспитанников;

- Разработать памятки и консультации для родителей.

- Пополнить речевой уголок атрибутами и материалами;

Планируемый результат:

при систематической работе над развитием речи детей значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Продукт деятельности: картотека дидактических игр, методические рекомендации для родителей и педагогов, настольно-печатные игры, лэпбук «Волшебная страна», пополнение новыми атрибутами РППС группы.

Форма отчета по теме самообразования: выступление с докладом на итоговом педсовете.












ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ


Месяц

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

Активизация словаря в ходе рассматривания предметных и сюжетных картинок.


Изучить научно-методическую литературу, интернет-ресурсы, подбор материала для разработки картотеки.

Анкета «Проблемы в речевом развитии».

Октябрь

Заучивание потешек, сопровождающих пальчиковые игры.

Буклет «Дидактическая игра как средство развития речи».

Составить картотеку словесных дидактических игр.

Консультация «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры».

Ноябрь

Проведение игр и упражнений на развитие мелкой моторики.


Разработка НОД по теме.

Буклет «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Декабрь

Знакомство с колючими мячиками Су-джок.

Памятки о проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Картотека игр для самомассажа кистей рук.

Пополнение пальчикового театра родителями.

Январь

Экспериментальная деятельность. Познание свойств предметов (тактильные дорожки).


Составить рекомендации по работе с тактильными дорожками.

Изготовление тактильных дорожек для работы с детьми.

Февраль

Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, штриховка вертикальная, горизонтальная.

Составление картотеки схем для выкладывания картинок из счетных палочек.

Оформление Лэпбука «Волшебная страна»

Проект совместного творчества детей и родителей: книжка –малышка своими руками на тему «Моя любимая сказка».

Март

Настольно-печатные игры «Картинки-половинки», «Чей малыш?», «Большие и маленькие»


Подобрать разрезные картинки для составления целого из частей.

Видео-мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»

Апрель

Перебираем семена. Посадка огорода.

Фото-выставка «Такие волшебные картинки» (аппликация из семян)

Составление картотеки игр с песком.

Посадка огорода (лук, редис).

Май

Конструирование на плоскости и работа с мозаикой.

Отчет-презентация «Мы играем – речь развиваем».

Выявить положительные результаты, проанализировать недостатки. Составить план на следующий год.

Видео-отчет «Как мы развивали речь».



Литература:

1. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.

7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:

Школьная Пресса. 2013г Периодические издания

8. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

9. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

10. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.