Развитие грамматической стороны речи у старших дошкольников
Статья на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи старших дошкольников»
Зялина Анна Алексеевна
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее
осуществляется его психическое развитие.
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Формирование грамматического строя является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем. Проблема формирования
грамматического строя речи является одной из самых актуальных. Её целью является формирование грамматически правильной речи.
К.Д. Ушинский подчеркивал, чтобы усвоить грамматически правильную речь, в дошкольном возрасте у ребенка необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Вопрос усвоения грамматических норм детьми старшего дошкольного возраста является чрезвычайно значимым и актуальным, поскольку
дошкольный возраст – это время интенсивного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением, грамматически правильной и связной речью.
Для этого необходимо развивать активный словарь ребенка, связную речь, звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, любовь и интерес к художественному слову.
Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит несколько направлений.
Рассмотрим одно из направлений грамматического строя речи
существительных; образование существительных от существительных; образование прилагательных от существительных; образование
приставочных глаголов; образование глаголов от существительных и звукоподражаний; образование сложных слов.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Как показывает практика, сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе.
Исходя из актуальности темы, можно сказать, что одной из основных задач развивающей работы ДОУ является формирование у детей грамотной речи.
Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает
определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно
является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно, что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их
динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ.
Важно отметить, что грамматический строй речи у старших дошкольников будет успешно формироваться, если дидактические игры будут
соответствовать интересам детей. Так же игры должны быть подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
Дидактические игры для развития грамматического строя речи у старших
дошкольников:
Цель: закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы.
Правила: пред ребенком ребёнком два кармашка: большой и маленький и предметы: большие и маленькие. Ребенку нужно разложить предметы по карманам в соответствии с размером и проговорить.
Цель: закреплять умение согласовывать прилагательное с именем существительным.
Правила: перед ребенком куклы (мальчик и девочка) и разные вариации одежды для них (Разных цветов, фактуры т.д.). Воспитанник одевает куклы, воспитатель задает вопрос «Какого цвета платье ты
надел на куклу?», ребенок должен ответить, например: «Красное платье. или кожаные ботинки.» (вариации игры могут быть разные какое варенье мы сварили, какая каша у нас вариться и т.д.)
Цель: закреплять умение согласовывать существительное с числительным.
Правила: перед ребенком поле: в верхней строчке изображены предметы, а в первом столбце цифры, ребенку и набор карточек с изображением данных предметов в разном количестве. Ребенку
необходимо в клетку пересечения строчки и столбца вставить нужную карточку. Например, цифра 5 предмет машинка в клетку пересечения ребенок вставляет картинку с изображением пяти машин и проговаривает: «пять машин».
Цель: закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного
Правила: рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок.
Цель: закреплять умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы
Правила: на одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Воспитатель показывает
изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.
Подводя итоги, можно сделать вывод если педагогически грамотно и систематически использовать метод дидактической игры в работе по
формированию грамматического строя речи, то эффективнее исправляются отклонения в речевом развитии, обогащается жизненный опыт детей,
расширяется словарный запас.
Дидактические игры помогают решить широкий спектр образовательно- воспитательных задач, способствуют разнообразию учебной деятельности, повышению результативности в усвоении грамматических категорий.
Для нормализации словообразовательных навыков детей необходима
систематическая целенаправленная работа с детьми и тесная взаимосвязь с развитием всех компонентов языковой системы.
Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил,
совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.
Свою статью хочется закончить словами К.Д. Ушинского: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.