СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дидактические игры по подготовке детей к обучению грамоте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка 

Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры по подготовке детей к обучению грамоте»»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №10»















Методическое пособие


«Дидактические игры по подготовке детей к обучению грамоте»





















Воспитатель высшей категории

Лапшина Лариса Ивановна

г. Оренбург 2022


п/п

Содержание

стр

1

Введение

3

2

Структура дидактических игр

4

3

Дидактические игры

7

4

Методическая литература, источники

15







































  1. Введение



Методическое пособие разработано с целью повышение профессиональной компетентности по разработке дидактических игр по теме «Подготовка детей к обучению грамоте». Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что: требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте. Не все дети справляются с высоким темпом подачи материала, предложенным школьной программой. И тут на помощь приходит игра. Дидактическая игра – это своеобразное средство обучения, которое имеет два значения: учебное и игровое. В игре сложное становится понятным и доступным.

Методическое пособие состоит из четырёх частей. В первой части указаны цель и актуальность, во второй знакомит педагогов с структурой дидактической игры, в третьей части рекомендованные дидактические игры по обучению грамоте, в четвёртой- источники, методическая литература.


Данная педагогическая разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений и родителей.


























2.Структура дидактических игр

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется  через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.  

Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?» и т.д.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что–то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех, При разделении  детей в игре на группы игровые действия различны. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся –  одно–два действия; в старших группах – уже 5-6; вместе с тем происходит их «свертывание» на основе обобщения, овладения техникой игровых действий.

Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т.д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий  характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Но иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы, а вне игры, в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских отношений и др.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко.  Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и в не игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Таким образом, все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра не возможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.        

















3. Дидактические игры.

Д/И «Слоговые вагончики»

Цель: Формирование умений делить слова на слоги.

Образовательные области:

1.Социально-коммуникативное развитие: развивать игровую деятельность, умение играть по правилам.

2. Познавательное развитие: развивать внимание, логическое мышление.

3. Речевое развитие: Развивать умение называть слово, определять звуки, делить слово на слоги.

4. Физическое развитие: Развивать умение правильно работать язычком, ртом, работать с дыханием.

5. Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие.

Ход игры: 1 вариант: Дети выбирают себе слоговые вагончики, ведущий показывает картинку с изображением предмета, игроки определяют, в чьём вагоне едет предмет, объясняя, почему.

2 вариант: Ребёнок раскладывает вагончики перед собой и картинки, берёт картинку , определяет количество слогов и заселяет в нужный вагончик.














Д/И « Умные вагончики»

Цель: Формирование умений определять первый звук в слове.

Образовательные области:

1.Социально-коммуникативное развитие: развивать игровую деятельность, умение играть по правилам.

2. Познавательное развитие: развивать внимание, логическое мышление.

3. Речевое развитие: Развивать умение по букве на вагончиках, находить картинки слова начинающиеся на этот звук.

4. Физическое развитие: Развивать умение правильно работать язычком, ртом, работать с дыханием.

5. Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие.

Ход игры: 1 вариант: Дети выбирают себе вагончики с буквами, ведущий показывает картинку с изображением предмета, игроки определяют, в чьём вагоне едет предмет, объясняя, почему.

2 вариант: Ребёнок раскладывает вагончики перед собой и картинки, берёт картинку , определяет первый звук, ищет вагончик с этой буквой и заселяет в нужный вагончик.













Д/И « Забавная гусеничка»

Цель: Формирование умений составлять схему слова.

Образовательные области:

1.Социально-коммуникативное развитие: развивать игровую деятельность, умение играть по правилам.

2. Познавательное развитие: развивать внимание, логическое мышление.

3. Речевое развитие: Развивать умение определять количество звуков в слове, давать им характеристику, подбирать кружок нужного цвета.

4. Физическое развитие: Развивать умение правильно работать язычком, ртом, работать с дыханием.

5. Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие.

Ход игры: 1 вариант: Дети выбирают гусеничку, называют количество звуков в слове, находят карточку с нужным количеством звуков, затем проговаривая каждый звук, дают характеристику этому звуку и находят кружок нужного цвета.

2 вариант: Ребёнок просит найти картинку с определённым звуком, подобрать к нему гусеничку и выложить слово по схеме, используя цветные звуковые кружочки.








Д/И « Умные часики»

Цель: Формирование умений соотносит звук с буквой.

Образовательные области:

1.Социально-коммуникативное развитие: развивать игровую деятельность, умение играть по правилам.

2. Познавательное развитие: развивать внимание, логическое мышление.

3. Речевое развитие: Развивать умение находить , называть букву и подбирать нужную картинку с этим звуком .

4. Физическое развитие: Развивать умение правильно работать язычком, ртом, работать с дыханием.

Ход игры: 1 вариант: На циферблате выложены с одной стороны буквы, с другой - картинки в названиях которых есть эти звуки. Игроки называя букву и показывая её стрелкой , находят картинку с этим звуком и на неё направляет другую стрелку.


2 вариант: Ребёнок одной стрелкой показывает картинку, а другой стрелкой букву, которую он находит в этом слове, стоящую в любом месте.












Д/И «Травка, льдинка, солнце»

Цель: Формирование умений выделять гласный звук и согласный твёрдый, мягкий звук.

Образовательные области:

1.Социально-коммуникативное развитие: развивать игровую деятельность, умение играть по правилам.

2. Познавательное развитие: развивать внимание, логическое мышление.

3. Речевое развитие: Развивать умение называть слово, определять звук в начале слова и определять гласный он или согласный, мягкость, твёрдость согласного звука.

4. Физическое развитие: Развивать умение правильно работать язычком, ртом, работать с дыханием, развивать мелкую моторику рук

5. Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие.

Ход игры: 1 вариант: картинки на прищепках лежат на столе , дети выбирают картинку , произносят слово и выделяют первый звук, дают ему характеристику. Если звук согласный мягкий, прищепку с картинкой прикрепляют к травке, если согл. твёрдый, то к льдине, если первый звук гласный, то прищепку прикрепляют к солнышку.










Д/И «Волшебные коробочки»

Цель: Формирование умений выделять первый звук и соотносить его с буквой.

Образовательные области:

1.Социально-коммуникативное развитие: развивать игровую деятельность, умение играть по правилам.

2. Познавательное развитие: развивать внимание, логическое мышление.

3. Речевое развитие: Развивать умение называть слово, определять звук в начале слова и находить букву, которой он обозначается.

4. Физическое развитие: Развивать умение правильно работать язычком, ртом, работать с дыханием, развивать мелкую моторику рук.

5. Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие.

Ход игры: 1 вариант: коробки с картинками лежат на столе, ребёнок выбирает любую картинку , произносит слово, выделяя чётко первый звук, находит верхнюю часть коробка с нужной буквой и соединяет нижнюю часть коробка с верхней.

2 вариант: Ребёнок выбирает верхнюю часть коробка, определяет на какой звук надо найти картинку и соединяет их
















Д/И «Звуковые грузовики»

Цель: Формирование умений находить заданный звук в слове (в начале, в середине, в конце).

Образовательные области:

1.Социально-коммуникативное развитие: развивать игровую деятельность, умение играть по правилам.

2. Познавательное развитие: закреплять умение определять, из чего могут быть изготовлены эти предметы.

3. Речевое развитие: Развивать умение называть слово, определять звук, мягкость, твёрдость и место его нахождения в слове.

4. Физическое развитие: Развивать умение правильно работать язычком, ртом, работать с дыханием.

5. Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие.

Ход игры: Дети выбирают картинку с заданным звуком, проговаривают слово, дают характеристику звуку, находят место положение звука в слове и подбирают ему нужный грузовичок.
















Д/И «Я различаю звуки»

Цель: Развитие умения различать слова, отличающимся одним согласным звуком.

Образовательные области:

1.Социально-коммуникативное развитие: развивать игровую деятельность, умение играть по правилам.

2. Познавательное развитие: развивать внимание , логическое мышление.

3. Речевое развитие: Развивать умение называть слово, искать среди картинок слово близкое по звучанию, но отличающимся одним согласным звуком, умение составлять предложение с заданным словом.

4. Физическое развитие: Развивать умение правильно работать язычком, ртом, работать с дыханием.

5. Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие.

Ход игры: 1 вариант: Взрослый называет пару слов (например : рак- лак).Ребёнок должен найти эту пару на игровом поле и закрыть её карточками одного цвета.

2 вариант: Если ребёнок умеет читать , то сам читает слово и находит пару на игровом поле, отличающейся одной согласной.


































Методическая литература, источники:

1. Н.В Нищева « Обучение грамоте детей дошкольного возраста». ООО Издательство «Детство Пресс» 2020 г.

2.https ://infourok.ru/podgotovka-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-obucheniyu-gramote-posredstvom-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-2540984.html

3.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-dou-ispolzovanie-igrovyh-uprazhnenii-i-didakticheskih-igr-pri-podgotovke-k-obucheniyu-gramote.html

4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/01/18/kartoteka-didakticheskikh-igr-i-uprazhneniy-v

5.https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-obucheniyu-gramote-958718.html

6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/01/11/strukturnye-elementy-didakticheskikh-igr