СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы к уроку русского языка в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал к урокам развития речи в 9 классе (Работа с текстом+попутное повторение орфографии и подготовка к ОГЭ по русскому языку).

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы к уроку русского языка в 9 классе»

Дидактические материалы к урокам русского языка в 9 классе


Задание: Составить связный текст, восстановив его содержание.

Придумать вопросы к тексту/ составить план текста


 Русский язык как первоэлемент великой русской литературы


Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны и арго – случаи отклонения от общепринятой нормы).


Русский язык – это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем понятного нам всем современного русского языка, на котором мы разговариваем.


Литература способна с помощью слова охватить все стороны человеческой жизни. Художественные произведения представляют собой своеобразную машину времени, которая дает возможность обогатить наше представление о мире, в котором жили наши предки и в котором живем мы с вами.


По определению М. Горького, язык представляет собой ценный материал, необходимый для развития словесного искусства. А известный русский лингвист А. П. Журавлев уверен в том, что художественная литература является высшей формой организации языка, при этом имеет значение абсолютно все: и полная смысла музыка слов, и ритм, и глубина значения слова.


Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Воздействие на читателя со стороны автора художественного произведения связано с образностью и эмоциональной насыщенностью.





Ключ

Русский язык – это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем понятного нам всем современного русского языка, на котором мы разговариваем.


Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны и арго – случаи отклонения от общепринятой нормы).


Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Воздействие на читателя со стороны автора художественного произведения связано с образностью и эмоциональной насыщенностью.


По определению М. Горького, язык представляет собой ценный материал, необходимый для развития словесного искусства. А известный русский лингвист А. П. Журавлев уверен в том, что художественная литература является высшей формой организации языка, при этом имеет значение абсолютно все: и полная смысла музыка слов, и ритм, и глубина значения слова.


Литература способна с помощью слова охватить все стороны человеческой жизни. Художественные произведения представляют собой своеобразную машину времени, которая дает возможность обогатить наше представление о мире, в котором жили наши предки и в котором живем мы с вами.


Выполните задания № 5

(можно разделить и выполнить по группам, разобрать коллективно)


Подготовка к ОГЭ Задание 5 из ОБЗ ФИПИ и сайта «Решу ОГЭ»


1. Задание 5 Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЛОГОТИП — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

2) НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) — частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.

3) ОТТАЯВШИЙ — перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

4) СТЕРПЕТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5) ПЕСЧАНЫЙ — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.


2. Задание 5 Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СКРЫВАТЬСЯ (от погони) — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

2) (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО - и суффикса -И.

3) РАЗБИРАТЬСЯ (в шкафу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.

4) ЛОЖКА — написание парной согласной в корне слова проверяется формой слова ложек.

5) НЕ ЗАМЕТИВШИЙ (ошибку) — деепричастие с частицей НЕ пишется раздельно.


3. Задание 5 Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (рыба) ПО-ИСПАНСКИ — в наречии приставка ПО - пишется через дефис, потому что слово оканчивается на -СКИ.

2) ЗАПЕРЕТЬ (дверь) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.

3) СЛОЖИТЬ (оружие) — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

4) ПОДЫГРАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется буква Ы.

5) ПЯТЬСОТ — в имени числительном пишется разделительный Ь.


Доп. задание (можно как индивидуальное задание повышенного уровня для сильных учащихся):

Составьте из слов данного текста задание 5 ОГЭ – Орфографический анализ слова.