СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по теме " Союзы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы по теме " Союзы"

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по теме " Союзы"»

Русский язык. 7 класс. Урок № 77.


Закрепление темы «Сочинительные и подчинительные союзы»


Выборочный диктант

Задание № 1: выпишите (на слух) союзы и определите их разряд по значению и функции (сочинительный или подчинительный).

(1) Дети отдыхали, купались и загорали. (2) Метафизика хочет стать наукой, походить во всем на науку, хотя это мало ей удается. (3) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (4) Он сделал лишних двести верст, зато увидел Ермолова. (5) Купи в магазине яблоки или апельсины. (6) Старое общество было основано на следующем принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя.

(7) Это слова одинаково звучащие, то есть омонимы. (8) Володя даже привстал, чтобы закрыть окно. (9) Если придётся защищать свою страну, в глубине сердца я буду помнить родной дом. (10) Когда мне исполнилось десять лет, меня стали оставлять одного. (11) Он повторил свои обвинения слабым, но смелым голосом. (12) Тут все засмеялись, доктор тоже засмеялся. (13) На улице шел не то дождь, не то снег. (14) То гремел гром, то ярко вспыхивала молния. (15) Мы узнали, что завтра гости не приедут. (16) Во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (17) Он не уйдет, пока не закончит работу. (18) Ничего не сказала рыбка, // Лишь хвостом по воде плеснула. (19) Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто. (20) Петр Евсе́евич ежедневно следил за ростом сооружений, потому что в теплоте их крова приютятся тысячи трудящихся семейств. (21) Я взял с собой зонтик, так как на улице шёл дождь.

Ключ:

Союз

Разряд союза по значению и функции

1.

и

сочинительный

2.

хотя

подчинительный

3.

да

сочинительный

4.

зато

сочинительный

5.

или

сочинительный

6.

либо... либо

сочинительный

7.

то есть

сочинительный

8.

чтобы

подчинительный

9.

Если

подчинительный

10.

Когда

подчинительный

11.

но

сочинительный

12.

тоже

сочинительный

13.

не то... не то...

сочинительный

14.

то... то

сочинительный

15.

что...

подчинительный

16.

как будто

подчинительный

17.

пока

подчинительный

18.

Лишь

подчинительный

19.

словно

подчинительный

20.

потому что

подчинительный

21.

так как

подчинительный


Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 - 8, соответствующие следующим схемам:

(а) [ ], однако [ и ]. (б) [ ], и [ ]. (в) [ ], (что ).

(г) [ ], [ , ]. (д) [ ], [ тоже ].

(е) [ ], (как и ). (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (что ).


Предложение

Буква

Схема

1

Впереди на пыльном поле двигались телеги, и те же виднелись желтые снопы.

б

[ ], и [ ].

2

Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

д

[ ], [ тоже ].

3

Мы знаем, что передовые люди нашей страны не останавливаются на достигнутом.

з

[ ], (что ).

4

Молодые люди должны помнить, что наскоком не возьмешь огромного культурного наследства прошлого.

в

[ ], (что ).

5

С нетерпением жду, когда окончится мой отпуск.

ж

[ ], (когда ).

6

Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

а

[ ], однако [ и ].

7

Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка.

е

[ ], (как и ).

8

Ветер гнал низкие серые тучи, они пролетали мимо окна, оставляя дымные клочья на вершинах берез.

г

[ ], [ , ].


Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составляя схемы предложений:

(1) Ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (2) Когда ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (3) Капельки росы срываясь падали на землю потому что ветер стряхивал их с листьев.

Ключ:

(1) Ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно сверкая, падали на землю.

[ ], [ и, , ].


(2) Когда ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно сверкая, падали на землю.

(Когда ), [ и , , ].


(3) Капельки росы, срываясь, падали на землю, потому что ветер стряхивал их с листьев.

[ , , ], (потому что ).


Задание № 4: из данных предложений выпишите грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы:

(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том но продолжал грести во всю силу. (4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (6) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (7) Чтобы вода не залила огонь пришлось подкладывать в костер больше дров. (8) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания.

Ключ:

(1) туча ушла и унесла. [ и ].

(2) Ночь ложилась, и туман начинал бродить. [ ], и [ ].

(3) Гаврила облился, но продолжал грести. [ , но ].

(4) Солнце село, но светло. [ ], но [ ].

(5) Ветер то завывал, то свистал. [ то , то ].

(6) Когда умчался туман, совершал караван. (Когда ), [ ].

(7) Чтобы вода не залила, пришлось подкладывать. (Чтобы ), [ ].

(8) Если дед уходил, бабушка устраивала. (Если ), [ ].


Задание № 5: замените сложносочиненные предложения сложноподчиненными в соответствии со схемами (место простых предложений в составе сложного может быть изменено):

Подчинительные союзы: так как, хотя, когда.

(1) Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой. [ ], (когда ).

(2) Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами. [ ], (хотя ).

(3) По горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла, и очертания низких берегов пропадают.

[ ], (так как ).

Ключ:

(1) Дорога покрылась белой пеленой, когда пошел сильный снег. [ ], (когда ).

(2) Горят первые звезды, хотя заря еще долго светит над полями и лесами. [ ], (хотя ).

(3) Очертания низких берегов пропадают, так как по горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла.

[ ], (так как ).

Задание № 1: выпишите (на слух) союзы и определите их разряд по значению и функции (сочинительный или подчинительный).

Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 - 8, соответствующие следующим схемам:

(а) [ ], однако [ и ]. (б) [ ], и [ ]. (в) [ ], (что ).

(г) [ ], [ , ]. (д) [ ], [ тоже ].

(е) [ ], (как и ). (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (что ).

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составляя схемы предложений:

(1) Ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (2) Когда ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (3) Капельки росы срываясь падали на землю потому что ветер стряхивал их с листьев.

Задание № 4: из данных предложений выпишите грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы:

(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том но продолжал грести во всю силу.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: выпишите (на слух) союзы и определите их разряд по значению и функции (сочинительный или подчинительный).

Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 - 8, соответствующие следующим схемам:

(а) [ ], однако [ и ]. (б) [ ], и [ ]. (в) [ ], (что ).

(г) [ ], [ , ]. (д) [ ], [ тоже ].

(е) [ ], (как и ). (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (что ).

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составляя схемы предложений:

(1) Ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (2) Когда ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (3) Капельки росы срываясь падали на землю потому что ветер стряхивал их с листьев.

Задание № 4: из данных предложений выпишите грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы:

(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том но продолжал грести во всю силу.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: выпишите (на слух) союзы и определите их разряд по значению и функции (сочинительный или подчинительный).

Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 - 8, соответствующие следующим схемам:

(а) [ ], однако [ и ]. (б) [ ], и [ ]. (в) [ ], (что ).

(г) [ ], [ , ]. (д) [ ], [ тоже ].

(е) [ ], (как и ). (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (что ).

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составляя схемы предложений:

(1) Ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (2) Когда ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (3) Капельки росы срываясь падали на землю потому что ветер стряхивал их с листьев.

Задание № 4: из данных предложений выпишите грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы:

(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том но продолжал грести во всю силу.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: выпишите (на слух) союзы и определите их разряд по значению и функции (сочинительный или подчинительный).

Задание № 2: укажите (на слух) предложения №№ 1 - 8, соответствующие следующим схемам:

(а) [ ], однако [ и ]. (б) [ ], и [ ]. (в) [ ], (что ).

(г) [ ], [ , ]. (д) [ ], [ тоже ].

(е) [ ], (как и ). (ж) [ ], (когда ). (з) [ ], (что ).

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составляя схемы предложений:

(1) Ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (2) Когда ветер стряхивал капельки росы они срывались и радужно сверкая падали на землю. (3) Капельки росы срываясь падали на землю потому что ветер стряхивал их с листьев.

Задание № 4: из данных предложений выпишите грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы:

(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том но продолжал грести во всю силу.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





(4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (6) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (7) Чтобы вода не залила огонь пришлось подкладывать в костер больше дров. (8) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания.

Задание № 5: замените сложносочиненные предложения сложноподчиненными в соответствии со схемами (место простых предложений в составе сложного может быть изменено):

Подчинительные союзы: так как, хотя, когда.

(1) Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой. [ ], (когда ).

(2) Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами. [ ], (хотя ).

(3) По горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла, и очертания низких берегов пропадают.

[ ], (так как ).




--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


(4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (6) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (7) Чтобы вода не залила огонь пришлось подкладывать в костер больше дров. (8) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания.

Задание № 5: замените сложносочиненные предложения сложноподчиненными в соответствии со схемами (место простых предложений в составе сложного может быть изменено):

Подчинительные союзы: так как, хотя, когда.

(1) Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой. [ ], (когда ).

(2) Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами. [ ], (хотя ).

(3) По горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла, и очертания низких берегов пропадают.

[ ], (так как ).



--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


(4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (6) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (7) Чтобы вода не залила огонь пришлось подкладывать в костер больше дров. (8) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания.

Задание № 5: замените сложносочиненные предложения сложноподчиненными в соответствии со схемами (место простых предложений в составе сложного может быть изменено):

Подчинительные союзы: так как, хотя, когда.

(1) Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой. [ ], (когда ).

(2) Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами. [ ], (хотя ).

(3) По горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла, и очертания низких берегов пропадают.

[ ], (так как ).



--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


(4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (6) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (7) Чтобы вода не залила огонь пришлось подкладывать в костер больше дров. (8) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания.

Задание № 5: замените сложносочиненные предложения сложноподчиненными в соответствии со схемами (место простых предложений в составе сложного может быть изменено):

Подчинительные союзы: так как, хотя, когда.

(1) Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой. [ ], (когда ).

(2) Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами. [ ], (хотя ).

(3) По горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла, и очертания низких берегов пропадают.

[ ], (так как ).




--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!