СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены дидактические материалы по русскому языку для групп очного отделения базового профиля.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

председатель ПЦК заместитель директора по УМР

______________О.И.Синявина ______________ Г.В.Монастырева

«____» ________ 2020г. «____» ________ 2020г.





«Дидактический материал по русскому языку»



Материалы для групп очного отделения

по учебной дисциплине



Русский язык и литература

Базовый профиль

Кожевниково 2020




Организация- разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»



Разработчик: Синявина О.И. – преподаватель русского языка и литературы


Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол №____ от «_____» ______ 2020г.

Председатель ПЦК _____________ О.И.Синявина

































































1.Дидактический материал в виде карточек

Дидактический материал по русскому языку в виде карточек, предназначен для индивидуальной и групповой работы с учащимися. На одной карточке текст с пропущенными буквами и знаками препинания, практические задания, на другой - текст для проверки.

Текст № 1

Среди этой нищ_й п_яной и срамной толпы ходили юродивые эти живые св_тые (М,м)осковской (Р,р)уси...

Вот он н_гой человек в веригах зашел в лавку забрал что хотел и пош_л проч(?). Хозяин (в)след ему только ни(з,с)ко кланя_тся большая честь коли зашел к тебе юродивый. Но и большое испытание если намеша_т чего в тесто ловкий купец или еще как сл_вчит юродивый есть не буд_т. Божиим даром все почу_ству_т и молча пирог в снег вык_н_т... Однако на этот раз дело чистое пироги с_ел и пр_мо по снегу ш_пча и выкрик_вая (не)членораздельные слова пош_л этот уд_вительный св_той.

Юродивые... «безумные Христа ради» ч_ими грозными сл_вами а порой открыто срамными поступками Бог обл_ча_т п_роки которые мы стремимся держать (в)тайне. Этим стра_ым подвижникам ни(з,с)посла_о великое чудо пророч_ствовать. Знаменитый юродивый Василий Блаже_ый живш_й в Москве пр_двид_л великие пожары и горяч(?) молился (на)кануне... И сам царь Иван говорил о Васил_ подв_ргавш_м себя постоя_ым мучениям и от_гчавш_мся т_желыми веригами Провидец и чтец мыслей человеческих.
Один из псевдонимов которыми любил подпис_ват(?)ся обожавш_й самоун_чижение царь «Парфений Юродивый»...

Когда Москва будет хоронить Василия царь с б_ярами пон_сет его одр. В чудном храме построе_ом на Красной площад(?) упоко_тся его мощи и народ будет звать этот храм им_нем жалк_го нищ_го Василия Блаже_ого.

(Э.Радзинский)

Задания

1. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте текст.

2. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор передает свои чувства, воздействует на читателя?

3. Выполните лексический разбор выделенных слов (в веригах, одр).

4. Замените предложения с прямой речью синонимичной конструкцией.

5. Составьте схемы сложных предложений второго абзаца.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.



Текст для самоконтроля

Среди этой нищей, пьяной и срамной толпы ходили юродивые – эти живые святые Московской Руси...

Вот он, нагой человек в веригах, зашел в лавку, забрал что хотел и пошел прочь. Хозяин вслед ему только низко кланяется – большая честь, коли зашел к тебе юродивый. Но и большое испытание: если намешает чего в тесто ловкий купец или еще как словчит, юродивый есть не будет. Божиим даром все почувствует и молча пирог в снег выкинет... Однако на этот раз дело чистое: пироги съел и прямо по снегу, шепча и выкрикивая нечленораздельные слова, пошел этот удивительный святой.

Юродивые... «безумные Христа ради», чьими грозными словами, а порой открыто срамными поступками Бог обличает наши пороки, которые мы стремимся держать в тайне. Этим странным подвижникам ниспослано великое чудо – пророчествовать. Знаменитый юродивый Василий Блаженный, живший в Москве, предвидел великие пожары и горячо молился накануне... И сам царь Иван говорил о Василии, подвергавшем себя постоянным мучениям и отягчавшемся тяжелыми веригами: «Провидец и чтец мыслей человеческих».
Один из псевдонимов, которыми любил подписываться обожавший самоуничижение царь, – «Парфений Юродивый»...

Когда Москва будет хоронить Василия, царь с боярами понесет его одр. В чудном храме, построенном на Красной площади, упокоятся его мощи, и народ будет звать этот храм именем жалкого нищего – Василия Блаженного.

 (Э.Радзинский)

Текст № 2

Если бы ч_татель мог перен_стись лет за триста назад и посм_треть с высокой колокольн(?) на тогдашнюю Москву он наш_л бы в ней мало сходства с теперешнею. Берега Москвы(реки) Яузы и Негли_ой покрыты были множ_ством деревя_ых домов с т_совыми и соломе_ыми крышами большею частью почерневш_ми от врем_ни. Среди этих темных крыш ре(з,с)ко белели и краснели стены Кремля Китай(города) и других укреплений возникших (в)течени(?) двух последних столетий. Множ_ство церквей и колокол_н подымали свои золоче_ые головы к небу. Подобные больш_м зеле_ым и ж_лтым пятнам в_днелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через Москву(реку) прол(е,и)гали зыбкие живые мосты сильно др(а,о)жавш_е и покрывавш_еся водою когда по ним прое_жали возы и всадники. На Яузе и на Негли_ой в_ртелись десятками мельничные колеса одно подле другого. Эти рощи поля и мельницы среди самого города пр_давали тогдашн_й Москве много ж_вописного. Особе_о весело было смотреть на м_н_стыри которые с белыми оградами и пестрыми кучами цветных и золоче_ых голов к_зались отдельными городами.

Надо всей этою путаницей церквей домов рощ и м_н_стырей гордо во(з,с)дымались кремлевские церкви и недавно отдела_ый храм Покрова Богоматери который Иоанн заложил несколько лет тому назад в память взятия Казани и который мы знаем ныне под им_нем Василия Блаже_ого. Вел_ка была радость москвитян когда упали наконец леса закрывавш_е эту церковь и пр_дстала она во всем своем пр_чудливом блеске св_ркая зол_том и красками и уд_вляя взор разно_бразием укр_шений. Долго не переставал народ д_вит(?)ся искус_ному зодчему бл_год_рить Бога и славить царя д_ровавш_го прав_славным зрелище (до)толе (не)вида_ое. Хороши были и прочие церкви московские. Не щадили москвитяне н_ рублей н_ трудов на бл_голепие домов Божиих. Везде видны были д_рогие цветы поз_лота и большие наружные иконы во весь рост человеческий. Любили прав_славные укр_шать дома Божии но зато мало з_ботились о наружности своих домов жилища их почти все были выстро_ны прочно и просто из сосновых и дубовых брусьев (не)обшитых даже тесом по стари_ой ру_кой п_словице не красна изба углами а красна пирогами.

(А.К. Толстой)

Задания

1. Определите стиль текста, докажите свое мнение.

2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями первого абзаца?

3. Какова стилистическая окраска слов дотоле, ныне, москвитяне, зодчий, благолепие? Подберите к ним синонимы. С какой целью используются подобные слова в тексте?

4. Выполните лексический разбор выделенных слов (зодчему благолепие).

5. Выпишите из текста прилагательные и причастия с орфограммой -н-, -нн- в суффиксах. Объясните их правописание.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.



Текст для самоконтроля

Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву, он нашел бы в ней мало сходства с теперешнею. Берега Москвы-реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревянных домов с тесовыми и соломенными крышами, большею частью почерневшими от времени. Среди этих темных крыш резко белели и краснели стены Кремля, Китай-города и других укреплений, возникших в течение двух последних столетий. Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы и всадники. На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мельничные колеса, одно подле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города придавали тогдашней Москве много живописного. Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цветных и золоченых голов, казались отдельными городами.

Надо всей этою путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо воздымались кремлевские церкви и недавно отделанный храм Покрова Богоматери, который Иоанн заложил несколько лет тому назад в память взятия Казани и который мы знаем ныне под именем Василия Блаженного. Велика была радость москвитян, когда упали наконец леса, закрывавшие эту церковь, и предстала она во всем своем причудливом блеске, сверкая золотом и красками и удивляя взор разнообразием украшений. Долго не переставал народ дивиться искусному зодчему, благодарить Бога и славить царя, даровавшего православным зрелище, дотоле не виданное. Хороши были и прочие церкви московские. Не щадили москвитяне ни рублей, ни трудов на благолепие домов Божиих. Везде видны были дорогие цветы, позолота и большие наружные иконы во весь рост человеческий. Любили православные украшать дома Божии, но зато мало заботились о наружности своих домов; жилища их почти все были выстроены прочно и просто, из сосновых и дубовых брусьев, не обшитых даже тесом, по старинной русской пословице: не красна изба углами, а красна пирогами.

(А.К. Толстой)

Текст № 3

(По)началу Екатерине к_залось что сч_стливее ее нет (н_)кого на свете. Роскош(?) (П,п)етербургского двора осл_пила ее а пр_дворные развл_чения закружили в вихре балов и м_скарадов. (В)первые у нее по_вились собстве_ые деньги и драгоце_ости ей оказ_вали вн_мание в_льможи и иностра_ые д_пломаты ей льстили и завид_вали. Но прошло (не)много врем_ни и она почу_ствовала себя страшно од_нокой. Злейш_м врагом Екатерины стала императрица Елизавета которая фактически д_ржала ее в золоче_ой клетке. Ей не позволялось без спросу выходить на прогулку и даже сходить в баню переставить мебель в своей комнате и даже иметь чернил(?) и перья. Родителям она могла посылать только письма составле_ые в Ко_егии иностра_ых дел. Каждое слово Екатерины подслуш_валось и передавалось Елизавете а слуги которым 16-летняя затворница оказ_вала бл_говоление, (не)медле_о изг_нялись из дворца. Императрица была к_призна пр_дирчива и (не)навидела любую женщину которая была красивее и моложе ее. Как(то) раз на глазах всего двора она срезала укр_шение из лент с головы Нарышкиной а в другой раз дала пр_каз всем пр_дворным дамам обрить головы и ходить в п_риках.

Жизнь с мужем только усугубляла (не)счастье Екатерины. Петр ок_зался большим р_бенком интересовавш_мся более игрой в солдатики чем супружеской жизнью. Еще он любил все вое_ое и учил жену обр_щаться с оружием об_жал возит(?)ся с собаками от чьего постоя_ого визга она не могла заснуть и развл_кался игрой на скрипке звуки которой дост_вляли полностью лише_ой музыкального слуха Екатерине (не)выносимые стр_дания. Петр постоя_о т_сковал по родному (северо)германскому городу Килю и чуждался всего русского в то время как его молодая жена живо интерес_валась русскими тр_дициями и обычаями и старалась получше узнать страну куда закинула ее судьба.

Одно ч_столюбие меня поддерживало вспом_нала она в своих записках. В глубине души моей не было сомнения что рано или поз(?)но я сделаюсь самод_ржавной русской императрицей. От скуки и од_ноч_ства она пр_нялась читать сперва любовные романы а потом и серьезные научные соч_нения. На дворе был «философский век» и его идеи идеи Просв_щения воспит_вали Екатерину и сформировали ее мирово_рение. Под влиянием Монтескье Вольтера француз_их энц_клопедистов у нее сл_жилось уб_ждение что просв_ще_ый монарх должен править на благо подда_ых подч_няясь спр_ведливым законам создать которые его наиглавнейшая обяза_ость. Дабы подда_ые исполняли законы и осознали их спр_ведливость их то(же) следует просв_щать и это так(же) долг монарха. Ее (не)допускали до политики, но наблюдая со стороны за происходящ_м она думала что ок_жись у власти могла бы управлять страной разумней и с большей славой.

(А.Каменский)

Задания

1. Определите тему, основную мысль текста.

2. Озаглавьте текст, составьте его план.

3. Укажите признаки публицистического стиля речи, которые вы видите в тексте.

4. Выполните лексический разбор выделенных слов (маскарадов, дипломаты). Какова роль в тексте слов с подобной стилистической окраской?

5. Выпишите слова (не менее 10), которые, на ваш взгляд, могут вызвать затруднения при написании.

6. Выпишите предложение с прямой речью, составьте его схему.

7. Объясните знаки препинания в последнем предложении.

8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст для самоконтроля

Поначалу Екатерине казалось, что счастливее ее нет никого на свете. Роскошь петербургского двора ослепила ее, а придворные развлечения закружили в вихре балов и маскарадов. Впервые у нее появились собственные деньги и драгоценности, ей оказывали внимание вельможи и иностранные дипломаты, ей льстили и завидовали. Но прошло немного времени, и она почувствовала себя страшно одинокой. Злейшим врагом Екатерины стала императрица Елизавета, которая фактически держала ее в золоченой клетке. Ей не позволялось без спросу выходить на прогулку и даже сходить в баню, переставить мебель в своей комнате и даже иметь чернила и перья. Родителям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел. Каждое слово Екатерины подслушивалось и передавалось Елизавете, а слуги, которым 16-летняя затворница оказывала благоволение, немедленно изгонялись из дворца. Императрица была капризна, придирчива и ненавидела любую женщину, которая была красивее и моложе ее. Как-то раз на глазах всего двора она срезала украшение из лент с головы Нарышкиной, а в другой раз дала приказ всем придворным дамам обрить головы и ходить в париках.

Жизнь с мужем только усугубляла несчастье Екатерины. Петр оказался большим ребенком, интересовавшимся более игрой в солдатики, чем супружеской жизнью. Еще он любил все военное и учил жену обращаться с оружием, обожал возиться с собаками, от чьего постоянного визга она не могла заснуть, и развлекался игрой на скрипке, звуки которой доставляли полностью лишенной музыкального слуха Екатерине невыносимые страдания. Петр постоянно тосковал по родному северогерманскому городу Килю и чуждался всего русского, в то время как его молодая жена живо интересовалась русскими традициями и обычаями и старалась получше узнать страну, куда закинула ее судьба.

«Одно честолюбие меня поддерживало, – вспоминала она в своих записках. – В глубине души моей не было сомнения, что рано или поздно я сделаюсь самодержавной русской императрицей». От скуки и одиночества она принялась читать – сперва любовные романы, а потом и серьезные научные сочинения. На дворе был «философский век», и его идеи – идеи Просвещения – воспитывали Екатерину и сформировали ее мировоззрение. Под влиянием Монтескье, Вольтера, французских энциклопедистов у нее сложилось убеждение, что просвещенный монарх должен править на благо подданных, подчиняясь справедливым законам, создать которые – его наиглавнейшая обязанность. Дабы подданные исполняли законы и осознали их справедливость, их тоже следует просвещать, и это также долг монарха. Ее не допускали до политики, но, наблюдая со стороны за происходящим, она думала, что, окажись у власти, могла бы управлять страной разумней и с большей славой.

(А.Каменский)

 



2.Дидактический материал для подготовки к экзамену

Текст №1

(1) Когда человек с..знательно или интуитивно выб..рает себе в жизн.. какую(то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем даёт себе оценку.

(2) По т..му ради чего человек ж..вёт можно судить и о его сам..оценке - ни..кой или высокой:

(3):Стремит..ся к высокой цел.. ни..кими сре..ствами нельзя.

(4) Надо быть одинаков.. чес..ными как в больш..м так и в малом:

(5):А в чём самая б..льшая цель в жизн..?

(6) Я думаю - ув..личивать добро в окружающ..м нас.

(7) Добро сл..гается из много..о и каждый раз жизнь став..т перед человеком задачу которую нужно уметь р..шать.

(8):Если человек став..т перед собой задачу пр..обрести все эл..ментарные мат..риальные блага он и оценива..т себя на ур..вне этих мат..риальных благ.

(9) Если человек ж..вёт что(бы) пр..носить людям добро обл..гчать их стр..дания д..вать людям рад..сть то он оценива..т себя на ур..вне этой св..ей человеч..ности:

(10):Если жить только для себя св..ими мелкими заботами о собстве(н,нн)ом благ..получии то от переж..того (не)останет..ся и следа.

(11) Если(же) жить для других то другие сб..регут то чему ты служил чему о..давал силы.

(12) Замет..ли ли вы что всё дурное и мелкое в жизн.. быстро забывает..ся?..

(13) Люди ни(о)ком (не)заботящ..ся как(бы) вып..дают из пам..ти.

(14) А люди служившие другим имевшие в жизн.. добрую и зн..чительную цель запом..нают..ся (на)долго.

(15) Счаст..я дост..гает тот кто стремит..ся ..делать счас..ливыми других и способ..н хоть на время забыть о своих инт..ресах о себе:

(Д. Лихачёв.)

  1. Определите стиль текста.

  2. Определите тему, основную мысль текста. Есть ли в тексте слова, употреблённые в переносном значении?

  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  4. В каком слове все согласные мягкие?
    а) время;
    б) себе;
    в) жизнь;
    г) память.

  5. В 1 - 4 предложениях найдите антонимы.

  6. В 1 предложении укажите все слова, образованные суффиксальным способом.

  7. В 9 - 12 предложениях укажите возвратное местоимение.

  8. В предложениях с 3 по 8 найдите слово с чередованием гласной в корне.

  9. В предложениях со 2 по 4 укажите все союзы.

  10. В 12 и 13 предложениях найдите все частицы.

  11. В 12 - 14 предложениях определите разряды прилагательных.

  12. Из 15 предложения выпишите все местоимения.

  13. Выпишите из 1 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.

  14. Замените обособленное определение (предложение 13) синонимичной конструкцией.

  15. Среди 6 - 8 предложений укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным условия.

  16. Среди 13 - 15 предложений найдите сложноподчинённое с однородными придаточными и укажите его номер.

  17. Как связаны между собой 10 и 11 предложения?

  18. Среди 8 - 10 предложений укажите осложнённое однородными членами.

  19. Среди 6 - 8 предложений найдите сложносочинённое и укажите его номер.



Текст №2

(1) Я п..шу в св..их письмах о цел.. и смысле жизн.. о крас..те поведения а потом перех..жу к крас..те окружающего нас мира к крас..те открывающ..ся нам в произведениях и(сс,с)ку(с,сс)тва.

(2) Я делаю это (по)тому что для во..приятия крас..ты окружающ.. мира человек сам должен быть душевно красив глубок:

(3) Мы вступаем в век в котором образ..вание знания про(фф,ф)е(с,сс)иональные навыки будут играть опред..ляющую роль в судьбе человека:

(4) Учение вот что сейчас нужно м..л..дому человеку с самого малого возраста:

(5) Нужно при этом помнить что самое благопр..ятное время для учения м..л..дость.

(6) Име(н,нн)о в молодост.. в детств.. в отрочеств.. в юност.. ум человека наиболее воспр..имчив.

(7) Воспр..имчив к изучению языков (что крайне важно) к математик.. к усвоению знаний и развитию эст..тическому ст..ящему рядом с развитием нравстве(н,нн)ым.

(8) Умейте (не)терять врем..ни на пуст..ки на "отдых" который иногда утомля..т больше чем самая тяж..лая работа:

(9) Берегите себя для учения для пр..обретения знаний и навыков которые только в м..л..дости вы осво..те ле..ко и быстро. (Д. Лихачёв.)

  1. Определите стиль текста, тип речи.

  2. Определите тему, основную мысль текста.

  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  4. В каком слове все согласные мягкие?
    а) учение;
    б) тяжёлая;
    в) цель;
    г) жизнь.

  5. В 8 - 9 предложениях найдите все частицы.

  6. В 4 - 6 предложениях найдите краткое прилагательное.

  7. Укажите способ образования слова определяющую (предложение 3).

  8. В 8 - 9 предложениях укажите возвратное местоимение.

  9. Во 2 предложении укажите все местоимения.

  10. Определите наклонение у глагола вступаем (предложение 3).

  11. Определите разряд прилагательного эст..тическому в предложении 7.

  12. Укажите вид сказуемого в 3 предложении.

  13. В 7 предложении замените обособленное определение придаточным определительным.

  14. В 8 предложении замените придаточное синонимичной конструкцией.

  15. Во 2 - 4 предложениях найдите причастия.

  16. Укажите номера сложноподчинённых предложений с придаточными определительными (по мере возрастания).

  17. Выпишите из 8 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.

  18. Как связаны между собой 5 и 6 предложения?

  19. Укажите (по мере их возрастания) номера предложений, осложнённых однородными членами.

  20. Среди 5 - 8 предложений укажите односоставное определённо-личное.

  21. Среди 1 - 3 предложений укажите простое.



Текст №3

 О воспита(н,нн)ости

(1) Луч..ше всего про..вляет свою воспита(н,нн)ость человек когда он ведёт диску(с,сс)ию спор..т отста..вая свои уб..ждения:

(2) Прежде всего он вн..мательно выслуш..вает св..его пр..тивника человека который (не)согласен с его мнением.

(3) Больше того если ему что(либо) (не)яс..но в позиц..ях его пр..тивника он з..даёт ему доп..лнительные вопросы:

(4) Если даже все позиц..и пр..тивника яс..ны он выб..рет самые слабые пункты в утв..рждениях пр..тивника и переспрос..т это ли утв..ржда..т пр..тивник.

(5) Помн..те нет (н..)чего красивее в споре как сп..койно в случае (не)обходимости пр..знать полную или частич..ную пр..воту пр..тивника.

(6) Этим вы доказ..ваете как дор..га вам истина:

(7)Конеч..но пр..знавать пр..воту пр..тивника можно только тогда когда дело к..сает..ся (не)ваших общих уб..ждений (не)ваших нравстве(н,нн)ых принц..пов:

(8) Человек должен уметь с достоинством пр..нять св..ю победу (не)злорадствуя над побеждё(н,нн)ым в споре (не)торжествуя (не)оскорбляя самолюбие о(п,пп)онента:

(Д. Лихачёв.)

  1.  Определите стиль текста, тип речи.

  2. Определите тему, основную мысль текста.

  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  4. В каком слове есть [д]?
    а) диску(с,сс)ия;
    б) ведёт;
    в) дело;
    г) должен.

  5. В 4 предложении укажите все частицы.

  6. В 5 - 7 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.

  7. В 5 - 6 предложениях найдите прилагательное в сравнительной степени.

  8. Укажите способ образования слова отстаивая (предложение 1).

  9. Определите часть речи слова этим (6 предложение).

  10. Во 2 предложении укажите все местоимения.

  11. Укажите вид сказуемого в 8 предложении.

  12. В 1 предложении замените обособленное обстоятельство придаточным обстоятельственным.

  13. Среди 3 - 6 предложений укажите сложное бессоюзное.

  14. Среди 6 - 8 предложений укажите номер предложения с вводным словом.

  15. Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

  16. Выпишите из 8 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.

  17. Как связаны между собой 2 и 3 предложения?

  18. Укажите (по мере их возрастания) номера предложений, осложнённых однородными членами.

  19. Среди 1 - 5 предложений укажите сложноподчинённое с параллельным подчинением.

  20. Среди 5 - 8 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное. 



Текст №4

(1) Я уб..ждён что наст..ящая воспита(н,нн)ость пр..являет..ся прежде всего у себя дома в св..ей сем..е в отн...шениях со св..ими родными:

(2) Воспита(н,нн)ый человек это тот кто хоч..т и уме..т считат..ся с другими:

(3)Это тот кто в равной степен.. вежлив со старш..ми и младш..ми по годам и по пол..жению.

(4) (Не)думайте что х..рошие манеры это только манеры то есть (не)что поверхнос..ное.

(5) Воспитывать в себе нужно (не)столько манеры сколько то что выр..жает..ся в манерах бер..жное отн..шение к миру к обществу к пр..роде даже к ж..вотным, птицам и р..стениям к кр..соте мес..ности к прошл..му тех мест где ж..вёшь:

(6):Надо уметь чу..ствовать и даже зам..чать то что за пределами наш..го во..приятия иметь как(бы) "пре..чувствие" открывающ..ся или могущего открыт..ся нового.

(Д. Лихачёв.)

  1. Определите стиль текста, тип речи.

  2. Определите тему, основную мысль текста.

  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  4. В каком слове есть все согласные твёрдые?
    а) манеры;
    б) сколько;
    в) своей;
    г) нашего.

  5. В 4 и 5 предложениях укажите все частицы.

  6. В 1 и 2 предложениях укажите возвратное местоимение.

  7. В 4 - 5 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.

  8. В 6 предложении найдите слово с непроизносимой согласной.

  9. Укажите способ образования слова открывающегося (предложение 6).

  10. Определите часть речи слова вежлив (3 предложение).

  11. Определите наклонение у глагола пр..являет..ся (предложение 1).

  12. Определите разряд прилагательного бер..жное в предложении 5.

  13. Укажите разряд местоимения тот (2 предложение).

  14. Укажите вид сказуемого в главной части 6 предложения.

  15. В 4 предложении найдите слово, образованное приставочным способом.

  16. Среди 3 - 5 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное.

  17. Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

  18. Выпишите из 6 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.

  19. Как связаны между собой 4 и 5 предложения?

  20. Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным подчинением.



Текст№5

М..л..дость это вся жизнь

(1) Когда я учился в школе мне к..залось - вот выр..сту, и всё буд..т иначе.

(2) Я буду ж..ть среди каких(то) иных людей в иной о..становке и всё вообще буд..т иначе:

(3) А в действительности: вместе со мной вступили в этот "взрослый" мир и мои т..варищи по школ.. а потом и по ун..верситету. (4)Окружение м..нялось но ведь оно м..нялось и в школе а в сущ..ности оно ост..валось тем(же):

(5):В молодост.. ф..рмирует..ся (не)только человек ф..рмирует..ся вся его жизнь всё его окружение.

(6) Если он правильно выб..рет себе друзей ему буд..т ле..че жить ле..че перен..сить горе и ле..че перен..сить рад..сть.

(7) Рад..сть ведь то(же) надо "перенести" что(бы) она была самой радос..ной самой долгой и проч..ной что(бы) она (не)испортила человека и дала настоящ.. душевное бога..ство ..делала человека ещ.. более щедрым:

(8) Хр..ните м..л..дость до глубокой старости:

(9) Хр..ните м..л..дость в св..их навыках привыч..ках в св..ей м..л..дой "открытости в людях" (не)посредстве(н,нн)ости:

(10) И помните поговорку Берегите честь смолоду.

(11) Уйти совсем от св..ей репутац..и созда(н,нн)ой в св..и школьные годы нельзя а изм..нить её можно но очень трудно.

(12) Наша м..л..дость это и наша старость.

(По Д. Лихачёву.)

  1. Определите стиль текста, тип речи.

  2. Определите тему, основную мысль текста.

  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  4. В каком слове совпадает количество букв и звуков?
    а) своей;
    б) честь;
    в) людях;
    г) нельзя.

  5. В 7 предложении найдите все союзы.

  6. Определите разряд местоимения иной (2 предложение).

  7. Определите наклонение у глагола хр..ните (предложение 8).

  8. Определите разряд прилагательного в предложении 3.

  9. В 6 предложении найдите слово с чередованием гласной в корне.

  10. В 1 предложении найдите слово с безударной гласной в корне.

  11. В 7 предложении найдите слово с непроизносимой согласной.

  12. Укажите способ образования слова созданной (предложение 6).

  13. Определите часть речи слова вообще (2 предложение).

  14. Укажите вид сказуемого в 9 предложении.

  15. Среди 10 - 12 предложений укажите предложение с составным именным сказуемым.

  16. Среди 9 - 11 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное.

  17. В 11 предложении замените обособленное определение синонимичной конструкцией.

  18. Укажите номер сложноподчинённого предложения с однородными придаточными.

  19. Выпишите из 7 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.

  20. Как связаны между собой 6 и 7 предложения?

  21. Среди 1 - 4 предложений укажите сложное с сочинительной и подчинительной связью.



Текст №6

Не быть смешным

(1) Пог..ворим о форме нашего пов..дения о том что должно войти в нашу привыч..ку и что то(же) должно стать нашим внутре(н,нн)им сод..ржанием:

(2) Гов..рят надо быть весёлым. (3)Но шумное и навя..чивое веселье ут..мительно окружающ..м.

(4) Вечно сыпящий остротами м..л..дой человек перестаёт во..принимат..ся как достойно в..дущий себя. (5)Он ст..новит..ся шутом.

(6) Не буд..те смешными:

(7) Смешным можно быть во всём даже в манере одеват..ся.

(8) Если мужчина слишком тщ..тельно подб..рает галстук к рубашк.. рубашку к костюму - он смешон.

(9) Чре..мерная забота о св..ей наружности сразу видна.

(10) Надо заботит..ся о том что(бы) одеват..ся пр..лич..но но эта забота у мужчин (не)д..лжна перех..дить границ.

(11) Жен..щина это дело другое.

(12) У мужчины же в одежде должен быть намёк на моду.

(13) Ид..ально чистая рубашка чистая обувь и свежий но (не)очень яркий галстук это достаточ..но.

(14) Костюм может быть старый.

(15) В разговор.. с другими умейте слушать умейте пом..лчать умейте ре..ко и (во)время пошутить.

(16) Занимайте собой как можно меньше места не старайтесь быть "душой общества".

(17) Нет (н..)чего более (не)приятного и глупого в облике и поведени.. человека чем важность и шумность:

(18) В своём поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным и тихим.

(По Д. Лихачёву.)

  1. Определите стиль текста, тип речи.

  2. Определите тему, основную мысль текста.

  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  4. В каком слове совпадает количество букв и звуков?
    а) своём;
    б) более;
    в) яркий;
    г) намёк.

  5. В 7 - 8 предложениях найдите все предлоги.

  6. Определите разряд местоимения ничего (17 предложение).

  7. Определите наклонение у глагола бойтесь (предложение 18).

  8. Определите разряды прилагательных в предложении 17.

  9. В 7 - 9 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.

  10. В 10 предложении найдите слова с безударной гласной в корне.

  11. Укажите способ образования слова неприятного (предложение 17).

  12. Определите часть речи слова даже (7 предложение).

  13. Укажите вид сказуемого в 18 предложении.

  14. Среди 4 - 5 предложений укажите предложение с составным именным сказуемым.

  15. Среди 1 - 3 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное определённо-личное.

  16. Среди 2 - 4 предложений укажите такое, в котором есть необособленное определение.

  17. Укажите тип связи, который используется в словосочетании тщательно подбирает (предложение 8).

  18. Укажите номер сложноподчинённого предложения с однородными придаточными.

  19. Как связаны между собой 2 и 3 предложения?

  20. Среди 8 - 10 предложений укажите сложное с сочинительной и подчинительной связью.






Список использованной литературы


1.Демонстрациооный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по русскому языку // fipi.ru


2.Громова Н.А. «Ключ. Последняя Москва». – М.: «АСТ», 2013. – С. 134-136.


3.Катишонок Е.А. «Жили-были старик со старухой». – М.: «Время», 2012. – С. 140-141.