СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по теме: "Формы речи: монолог и диалог"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные виды упражнений для отработкизнаний, умений и навыков по теме:""Формы речи: монолог и диалог"

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме: "Формы речи: монолог и диалог"»

§ 18. Формы речи: монолог и диалог.

Вспомните!

Монолог (от греч. monologos – monos-один, logos-речь) - речь, обращенная к слушателям или самому себе.

Диалог (от греч. dialogos-разговор) – между двумя или несколькими лицами.

Реплика (от фр. replique) – ответ, возражение, замечание на слова собеседника или говорящего.


Учимся говорить на лингвистическую тему.

  1. Для чего людям нужна речь?

  2. Какие формы речи мы используем, когда общаемся?

  3. В чем разница между диалогом и монологом?

  4. В каких ситуациях мы используем диалог, а в каких монолог?

167. 1) Прочитайте текст. Какую мысль стремится донести автор до читателя, какие формы речи он использует?

Махотка

       Загостилась Иринка в лесной деревеньке у дедушки и домой не собирается. А тут ещё радость: у кошки котёнок родился. Как уедешь? 
       – Дедушка, погляди-ка, чёрненький весь, а за ухом жёлтое пятнышко.
       – Не к поре‚ – покачал головой дед, – Зима скоро, а 
он ишь какой махонький.
       – Не махонький, а Махотка, – сказала Иринка
       – Ну, Махотка так Махотка‚ – согласился дед.
       Мороз стёкла заковал, все щели в доме прощупал, а Махотке за печкой тепло. 
       Всё бы ладно, да как-то кошка Мурка покормила Махотку, полизала, помурлыкала над ней, ушла из дому и больше не вернулась. Плохо стало Махотке, есть хочется. Выползла она из-за печки, таращит узкие глаза и к себе зовёт. Иринка подставила ей баночку с молоком. Махотка ткнулась в него и стала лакать помаленьку. 
       За печку спать она не пошла, а Иринкину тапочку облюбовала. Заберётся в неё и свернётся клубком. А как подросла, по всему дому стала бегать и лазить везде. Вцепится в край салфетки, повиснет и раскачивается, как на качелях. Найдёт горошину – и ну её по полу гонять. Озорница. 
       Больше всего нравилось Махотке телевизор смотреть, особенно футбол или хоккей. Заберётся на стул, сядет на самый краешек, глазами за мячом или шайбой следит, лапу наготове держит.
       – Бей, Махотка, бей! – шутит дедушка и ногой топает. 
Даже забыл, что ноги у него больные, ходят плохо, за порог задевают. 
       – Дедушка, а зачем это Махотка всё косяк скребёт? 
       – Коготки точит, – сказал дед. 
       – А кто научил? 
       – Сама всё умеет. 
       – Я тоже сама всё хочу уметь: печку топить, чай кипятить и пол мести. 
       Не нарадуется дед на внучку, не налюбуется. 
       Заиграло весеннее солнышко. За окнами воробьи чирикают. 
       – Хорошо нам втроём-то, – говорит Иринке дедушка, – да ведь уедешь скоро... 
       – Не горюй, – отвечает она, – мы никогда не расстанемся. Всю жизнь будем вместе. Я и к маме без тебя да без Махотки ни за что не поеду. 

(Е.П. Прокофьева)

2) Поделитесь своими впечатлениями от рассказа Е.П. Прокофьевой (5-7 предложений). Какую форму речи вы использовали?


168. 1) Прочитайте текст. Согласны ли вы с мнением автора о роли книги в жизни человека?

«Книга — окно в мир. Откроешь страницу, другую — раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко — далеко; услышишь голоса тех, кто жил давным - давно... Ничто по могуществу не может сравнится с книгой, терпеливо ждущей тебя на полке. Протяни руку — и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать. Книга радуется и печалится вместе с тобой, она — надежный друг, верный товарищ... Потрогаем пальцами гладкий книжный корешок, спросим: Откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли? И какой была самая первая книга?

2) Какую форму речи использовал автор? Ответьте на вопросы, которые Осетров задает читателю.

3) Представьте себе, что вы беседуете с автором. Запишите свои ответы.



169. Работа в парах, подготовьте диалог (6-8 предложений) на тему: «Какие книги я люблю читать».



170. Орфографический и пунктуационный практикум.

I. Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.



Эй дятел ты ёжика (не)видел прокр…чал зайчик

(Не)видел

А вдруг

Некогда мне по ст…ронам гл…зеть пробурчал дятел И ну по ств…лу стучать

Но тебе сверху все видно продолжал наста…вать зайчик

Перестал дятел старую ель д…лбить и к трусишке пов…рнулся

Это бе…дельники всё видят А мне р…ботать надо Д…рев…я от жуч…ков сп…сать

(Марфа Соколич)



II. Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Кошка Машка встала прошлась по бревну в…гл…нула на бабоч…ку-лимо(н,нн)ицу з…внула.

Х…р…шо что есть еще Тетя Вера, соседка, которая кормит когда Дяди Сережи нет. Но все р…вно — это (не)порядок, уе…жать вот так надолго. А может быть, Дядя в этих командировках мышей п…левых ловит или цв…ты нюха…т

Но почему так долго и д…леко? Запросто можно заблуди(т, ть)ся Усы у него маленькие а ведь всем извес…но чтобы уметь пут…шествовать и ловить мышей, необходимо иметь дли(н, нн)ые усы, такие, как у меня, самой кр…сивой, самой п…л…сатой и самой усатой кошки.

(С. Савинов)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!