СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к уроку русского языка по теме "Правописание предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку " Правописание предлогов"

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к уроку русского языка по теме "Правописание предлогов"»

Правописание производных предлогов Урок русского языка в 7 классе с применением технологии РНС Парфенова Татьяна Александровна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 335 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Правописание производных предлогов

Урок русского языка в 7 классе с применением технологии РНС

Парфенова Татьяна Александровна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 335 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Цель урока: Уметь правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичных частей речи

Цель урока:

  • Уметь правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичных частей речи
Вспомните, что такое предлог?   Какие бывают предлоги?  Как отличить производные предлоги от других частей речи? Для чего надо их различать?
  • Вспомните, что такое предлог?
  • Какие бывают предлоги?
  • Как отличить производные предлоги от других частей речи? Для чего надо их различать?
Первый этап (знание)

Первый этап (знание)

ПРОВЕРКА. Первый этап. Задание 1  Я могу распределить предлоги по группам и доказать,  что предлоги во второй группе производные.   Непроизводные предлоги Производные предлоги показалось из-за туч  идти по мосту  прыгать через лужи  надпись на конверте  жить у моря  Ходить вокруг дома  ждать в течение суток  благодаря обильным дождям  растет около забора

ПРОВЕРКА. Первый этап. Задание 1 Я могу распределить предлоги по группам и доказать, что предлоги во второй группе производные.

Непроизводные предлоги

Производные предлоги

показалось из-за туч

идти по мосту

прыгать через лужи надпись на конверте

жить у моря

Ходить вокруг дома

ждать в течение суток

благодаря обильным дождям

растет около забора

ПРОВЕРКА. Первый этап. Задание 2.  Я могу определить, от какой части речи образован предлог,  и доказать это по алгоритму  Вследствие дождя = из-за в следствии по делу (в чем?) в течение суток (время) в течении реки (н.ф. – течение (в чем?) в верхнем течении) благодаря дождю = из-за благодаря хозяйку (что делая?) несмотря на болезнь = вопреки не смотря по сторонам = не глядя ввиду сильных морозов = из-за имейте в виду (исключение)

ПРОВЕРКА. Первый этап. Задание 2. Я могу определить, от какой части речи образован предлог, и доказать это по алгоритму

  • Вследствие дождя = из-за
  • в следствии по делу (в чем?)
  • в течение суток (время)
  • в течении реки (н.ф. – течение (в чем?) в верхнем течении)
  • благодаря дождю = из-за
  • благодаря хозяйку (что делая?)
  • несмотря на болезнь = вопреки
  • не смотря по сторонам = не глядя
  • ввиду сильных морозов = из-за
  • имейте в виду (исключение)
Второй этап (понимание)

Второй этап (понимание)

Проверка. Второй этап. Задание 1.  Я могу подчеркнуть только сочетания с предлогами и объяснить их написание, пользуясь справочным материалом В течение года он усердно занимался.  (время) Ремонтировали дом в продолжение месяца.  (время) В заключение статьи были подведены итоги.  (под конец) Вследствие засухи река обмелела. (из-за) Ввиду дождя экскурсия не состоялась.  (из-за)

Проверка. Второй этап. Задание 1. Я могу подчеркнуть только сочетания с предлогами и объяснить их написание, пользуясь справочным материалом

В течение года он усердно занимался. (время)

Ремонтировали дом в продолжение месяца. (время)

В заключение статьи были подведены итоги. (под конец)

Вследствие засухи река обмелела.

(из-за)

Ввиду дождя экскурсия не состоялась.

(из-за)

Второй этап. Задание 2.  Я могу подчеркнуть только сочетания с предлогами  и объяснить их написание без использования  справочного материала. Несколько раз в течение (время) лета заходил Гаврик к Пете во двор узнать, как дела.  В продолжение (время) всей болтовни Ноздрева Чичиков протирал несколько раз себе глаза.  В заключение (под конец) разговора попрощайтесь с собеседником.  Вследствие (из-за) этого вы сохраните хорошее настроение и себе и собеседнику. Грубить и хамить нельзя даже ввиду (из-за) неприятностей.

Второй этап. Задание 2. Я могу подчеркнуть только сочетания с предлогами и объяснить их написание без использования справочного материала.

Несколько раз в течение (время) лета заходил Гаврик к Пете во двор узнать, как дела.

В продолжение (время) всей болтовни Ноздрева Чичиков протирал несколько раз себе глаза.

В заключение (под конец) разговора попрощайтесь с собеседником.

Вследствие (из-за) этого вы сохраните хорошее настроение и себе и собеседнику.

Грубить и хамить нельзя даже ввиду (из-за) неприятностей.

Третий этап (применение)

Третий этап (применение)

Проверка. Третий этап.  Задание 1.  Я могу правильно решить орфографическую задачу  и указать омонимичные части речи. Производные предлоги Омонимичные части речи В течение многих лет  В продолжение урока  Вследствие непогоды  Несмотря на жару  Ввиду болезни  Поговорить насчет похода Шел по тропинке , не смотря под ноги  Узнал впоследствии  Включить в следствие новые документы Имей это в виду

Проверка. Третий этап. Задание 1. Я могу правильно решить орфографическую задачу и указать омонимичные части речи.

Производные предлоги

Омонимичные части речи

В течение многих лет

В продолжение урока

Вследствие непогоды

Несмотря на жару

Ввиду болезни

Поговорить насчет похода

Шел по тропинке , не смотря под ноги

Узнал впоследствии

Включить в следствие

новые документы

Имей это в виду

Проверка. Третий этап.  Задание 2.  Я могу правильно решить орфографическую задачу, вставив в предложения производные предлоги или омонимичные сочетания,  и верно расставить пропущенные знаки препинания.  Несмотря (предлог)  на все старания , щенок никак не мог выбраться из воды.  Шел ,  не смотря (деепричастие) по сторонам.  Благодаря (предлог) усидчивости он усвоил пропущенное.  Я улыбался ,  благодаря (деепричастие) друга за помощь.  В ту же минуту я вскочил на ноги и ,  несмотря (предлог) на режущую боль , побежал дальше.  Несмотря (предлог) ни на что , раскрывайте сердца навстречу людям.

Проверка. Третий этап. Задание 2. Я могу правильно решить орфографическую задачу, вставив в предложения производные предлоги или омонимичные сочетания, и верно расставить пропущенные знаки препинания.

  • Несмотря (предлог) на все старания , щенок никак не мог выбраться из воды.
  • Шел , не смотря (деепричастие) по сторонам.
  • Благодаря (предлог) усидчивости он усвоил пропущенное.
  • Я улыбался , благодаря (деепричастие) друга за помощь.
  • В ту же минуту я вскочил на ноги и , несмотря (предлог) на режущую боль , побежал дальше.
  • Несмотря (предлог) ни на что , раскрывайте сердца навстречу людям.
ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Четвертый этап (анализ)

Четвертый этап (анализ)

Проверка. Четвертый этап. Задание 1.  Я могу указать предложения с производными предлогами и объяснить их правописание Правильный ответ: 1, 3, 5, 6

Проверка. Четвертый этап. Задание 1. Я могу указать предложения с производными предлогами и объяснить их правописание

  • Правильный ответ:

1, 3, 5, 6

Проверка. Четвертый этап. Задание 2.  Я могу найти лишнее предложение в каждой группе  и аргументировать свой выбор. Правильный ответ: 3 (лишний – производный предлог) 5 (лишнее – существительное с предлогом) 8 (лишнее – существительное с предлогом)

Проверка. Четвертый этап. Задание 2. Я могу найти лишнее предложение в каждой группе и аргументировать свой выбор.

Правильный ответ:

3 (лишний – производный предлог)

5 (лишнее – существительное с предлогом)

8 (лишнее – существительное с предлогом)

Пятый этап (синтез)

Пятый этап (синтез)

Пятый этап . Задание 1 .  Я могу продолжить данные предложения.   (В)течени… нескольких дней… (В)виду дождей…. (Не)сморя на чудесную погоду

Пятый этап . Задание 1 . Я могу продолжить данные предложения.

  • (В)течени… нескольких дней…
  • (В)виду дождей….
  • (Не)сморя на чудесную погоду
Пятый этап. Задание2.  Я могу составить предложения, используя  производные предлоги и омонимичные сочетания слов. Насчёт - На счёт Ввиду – в виду В заключение – в заключении

Пятый этап. Задание2. Я могу составить предложения, используя производные предлоги и омонимичные сочетания слов.

  • Насчёт - На счёт
  • Ввиду – в виду
  • В заключение – в заключении
Шестой этап (оценка)

Шестой этап (оценка)

Проверка. Шестой этап. Задание 1.   Я могу самостоятельно и без ошибок  выполнить упражнение.  Вследствие | переезда | в | другой | город | у | меня | не | оказалось | знакомых | и | в | продолжение | довольно | долгого | времени | не | с | кем | было | поговорить | по | душам | . Однако | постепенно | , несмотря | на | мою | нелюдимость | , появились | друзья | , которые | любили | шутить | насчет | моей | замкнутости .

Проверка. Шестой этап. Задание 1. Я могу самостоятельно и без ошибок выполнить упражнение.

Вследствие | переезда | в | другой | город | у | меня | не | оказалось | знакомых | и | в | продолжение | довольно | долгого | времени | не | с | кем | было | поговорить | по | душам | . Однако | постепенно | , несмотря | на | мою | нелюдимость | , появились | друзья | , которые | любили | шутить | насчет | моей | замкнутости .

Шестой этап   Я самостоятельно и без ошибок выполнил упражнение  Я выполнил упражнение, допустив 1-2 ошибки   Я выполнил упражнение, допустив более 2 –х ошибок 4 балла     2 балла  1 балл Я нашел и исправил все ошибки в тексте  Я нашел не все ошибки (упустил 1-2 ошибки)  Я нашел не все ошибки (упустил более 2 ошибок) 6 баллов     4 балла     2 балла

Шестой этап

 

Я самостоятельно и без ошибок выполнил упражнение 

Я выполнил упражнение, допустив 1-2 ошибки

  Я выполнил упражнение, допустив более 2 –х ошибок

4 балла

 

  2 балла

1 балл

Я нашел и исправил все ошибки в тексте 

Я нашел не все ошибки (упустил 1-2 ошибки) 

Я нашел не все ошибки (упустил более 2 ошибок)

6 баллов

 

  4 балла

 

  2 балла

Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения: Было трудно… Было интересно… Теперь я могу… Я бы хотел …

Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Я бы хотел …
Перевод баллов в оценку(при выполнении 6 этапов): 31–27 балл – 5 26 – 23 балла – 4 22 – 19 баллов – 3

Перевод баллов в оценку(при выполнении 6 этапов):

  • 31–27 балл – 5
  • 26 – 23 балла – 4
  • 22 – 19 баллов – 3
Перевод баллов в оценку(при выполнении 6 этапов): 23 – 20 баллов – 5 19 – 17 баллов – 4 16 – 14 баллов – 3

Перевод баллов в оценку(при выполнении 6 этапов):

  • 23 – 20 баллов – 5
  • 19 – 17 баллов – 4
  • 16 – 14 баллов – 3
Перевод баллов в оценку (при выполнении 5 этапов): 17 – 15 баллов – 5 14 – 12 баллов – 4 11 – 9 баллов - 3

Перевод баллов в оценку (при выполнении 5 этапов):

  • 17 – 15 баллов – 5
  • 14 – 12 баллов – 4
  • 11 – 9 баллов - 3
Домашнее задание: Упр. 344, стр. 158

Домашнее задание:

  • Упр. 344, стр. 158
Спасибо за урок!
  • Спасибо за урок!