Правописание производных предлогов
Урок русского языка в 7 классе с применением технологии РНС
Парфенова Татьяна Александровна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 335 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Цель урока:
- Уметь правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичных частей речи
- Вспомните, что такое предлог?
- Какие бывают предлоги?
- Как отличить производные предлоги от других частей речи? Для чего надо их различать?
Первый этап (знание)
ПРОВЕРКА. Первый этап. Задание 1 Я могу распределить предлоги по группам и доказать, что предлоги во второй группе производные.
Непроизводные предлоги
Производные предлоги
показалось из-за туч
идти по мосту
прыгать через лужи надпись на конверте
жить у моря
Ходить вокруг дома
ждать в течение суток
благодаря обильным дождям
растет около забора
ПРОВЕРКА. Первый этап. Задание 2. Я могу определить, от какой части речи образован предлог, и доказать это по алгоритму
- Вследствие дождя = из-за
- в следствии по делу (в чем?)
- в течение суток (время)
- в течении реки (н.ф. – течение (в чем?) в верхнем течении)
- благодаря дождю = из-за
- благодаря хозяйку (что делая?)
- несмотря на болезнь = вопреки
- не смотря по сторонам = не глядя
- ввиду сильных морозов = из-за
- имейте в виду (исключение)
Второй этап (понимание)
Проверка. Второй этап. Задание 1. Я могу подчеркнуть только сочетания с предлогами и объяснить их написание, пользуясь справочным материалом
В течение года он усердно занимался. (время)
Ремонтировали дом в продолжение месяца. (время)
В заключение статьи были подведены итоги. (под конец)
Вследствие засухи река обмелела.
(из-за)
Ввиду дождя экскурсия не состоялась.
(из-за)
Второй этап. Задание 2. Я могу подчеркнуть только сочетания с предлогами и объяснить их написание без использования справочного материала.
Несколько раз в течение (время) лета заходил Гаврик к Пете во двор узнать, как дела.
В продолжение (время) всей болтовни Ноздрева Чичиков протирал несколько раз себе глаза.
В заключение (под конец) разговора попрощайтесь с собеседником.
Вследствие (из-за) этого вы сохраните хорошее настроение и себе и собеседнику.
Грубить и хамить нельзя даже ввиду (из-за) неприятностей.
Третий этап (применение)
Проверка. Третий этап. Задание 1. Я могу правильно решить орфографическую задачу и указать омонимичные части речи.
Производные предлоги
Омонимичные части речи
В течение многих лет
В продолжение урока
Вследствие непогоды
Несмотря на жару
Ввиду болезни
Поговорить насчет похода
Шел по тропинке , не смотря под ноги
Узнал впоследствии
Включить в следствие
новые документы
Имей это в виду
Проверка. Третий этап. Задание 2. Я могу правильно решить орфографическую задачу, вставив в предложения производные предлоги или омонимичные сочетания, и верно расставить пропущенные знаки препинания.
- Несмотря (предлог) на все старания , щенок никак не мог выбраться из воды.
- Шел , не смотря (деепричастие) по сторонам.
- Благодаря (предлог) усидчивости он усвоил пропущенное.
- Я улыбался , благодаря (деепричастие) друга за помощь.
- В ту же минуту я вскочил на ноги и , несмотря (предлог) на режущую боль , побежал дальше.
- Несмотря (предлог) ни на что , раскрывайте сердца навстречу людям.
ФИЗМИНУТКА
Четвертый этап (анализ)
Проверка. Четвертый этап. Задание 1. Я могу указать предложения с производными предлогами и объяснить их правописание
1, 3, 5, 6
Проверка. Четвертый этап. Задание 2. Я могу найти лишнее предложение в каждой группе и аргументировать свой выбор.
Правильный ответ:
3 (лишний – производный предлог)
5 (лишнее – существительное с предлогом)
8 (лишнее – существительное с предлогом)
Пятый этап (синтез)
Пятый этап . Задание 1 . Я могу продолжить данные предложения.
- (В)течени… нескольких дней…
- (В)виду дождей….
- (Не)сморя на чудесную погоду
Пятый этап. Задание2. Я могу составить предложения, используя производные предлоги и омонимичные сочетания слов.
- Насчёт - На счёт
- Ввиду – в виду
- В заключение – в заключении
Шестой этап (оценка)
Проверка. Шестой этап. Задание 1. Я могу самостоятельно и без ошибок выполнить упражнение.
Вследствие | переезда | в | другой | город | у | меня | не | оказалось | знакомых | и | в | продолжение | довольно | долгого | времени | не | с | кем | было | поговорить | по | душам | . Однако | постепенно | , несмотря | на | мою | нелюдимость | , появились | друзья | , которые | любили | шутить | насчет | моей | замкнутости .
Шестой этап
Я самостоятельно и без ошибок выполнил упражнение
Я выполнил упражнение, допустив 1-2 ошибки
Я выполнил упражнение, допустив более 2 –х ошибок
4 балла
2 балла
1 балл
Я нашел и исправил все ошибки в тексте
Я нашел не все ошибки (упустил 1-2 ошибки)
Я нашел не все ошибки (упустил более 2 ошибок)
6 баллов
4 балла
2 балла
Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
- Было трудно…
- Было интересно…
- Теперь я могу…
- Я бы хотел …
Перевод баллов в оценку(при выполнении 6 этапов):
- 31–27 балл – 5
- 26 – 23 балла – 4
- 22 – 19 баллов – 3
Перевод баллов в оценку(при выполнении 6 этапов):
- 23 – 20 баллов – 5
- 19 – 17 баллов – 4
- 16 – 14 баллов – 3
Перевод баллов в оценку (при выполнении 5 этапов):
- 17 – 15 баллов – 5
- 14 – 12 баллов – 4
- 11 – 9 баллов - 3
Домашнее задание: