Урок математики
Класс: 5
Тема: Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями.
Цель:
- обобщение и систематизация знаний, умений выполнения действий сложения,
вычитания, умножения с обыкновенными дробями, сокращения обыкновенных
дробей;
- развитие познавательных способностей, развитие интереса к предмету,
математической грамотности; расширение кругозора учащихся; пополнение
словарного запаса;
- воспитание ответственности, чувства коллективизма, товарищества.
Тип: повторение
Форма проведения: урок – игра « Космическое путешествие »
Оборудование: карточки – лото, компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, часть рабочей доски оформлена под звёздное небо с космическим кораблём
Ход урока
1. Мотивационно - ориентационный момент.
1) Сообщение темы урока. ( слайд № 1 )
2) Предложение совместно с учениками сформулировать цели урока.(слайд № 2)
3) Эмоционально – психологический настрой на урок. ( слайд № 3 )
4) Эпиграф к уроку. ( слайд № 4 )
«Ум прилагается не только в знании, но и в умении прилагать знания в деле.»
Аристотель
У: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное космическое
путешествие по галактике « Обыкновенные дроби », побываем на различных
звёздах этой галактики. В космическое путешествие отправятся два экипажа
космических кораблей ( класс делится на две команды, каждая команда
выбирает капитана корабля). Капитаны кораблей получите маршрутные
листы ( в маршрутных листах ребята оценивают работу каждого члена
экипажа на каждом этапе урока по 5 – ти бальной системе ). За скорость и
правильность выполнения задания экипажи получают жетоны ( звёздочки –
1место, кружочки – 2место ). ( приложение 1 )
2. Повторение.
У: Первая звезда, на которую мы с вами отправимся, называется
«Теоретическая»(слайд № 5). Требуется закончить предложения
( фронтальная работа ):
1.Дробь называется правильной, если …
2.Дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю, называется …
3.Чтобы сравнить дроби с одинаковыми знаменателями, необходимо …
4.При сравнении дробей с разными знаменателями, необходимо …
5.Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо…
6.Чтобы перевести смешанное число в неправильную дробь, надо …
7.Чтобы умножить дробь на дробь, надо …
8.Если дроби взаимно обратные, то их произведение всегда равно …
9.Чтобы найти дробь от числа, надо …
Молодцы, ребята. Успешно справились с первым заданием и мы
отправляемся дальше.
3. Устный счёт.
У: Следующая звезда « Считалкино » ( слайд № 6, 7 )( фронтальная работа )
Ну - ка в сторону карандаши
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
УСТНЫЙ СЧЁТ! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где - то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И вокруг только умные лица,
Потому, что считаем в уме! В. Берестов
3 + 4 1 + 1 15 – 11
10 10 2 21 21
1 · 1 1 – 1 1 3 + 2 1
2 3 2 5 5
2 · 5 2 · 3 3 4 – 1 2
5 7 8 9 9
6 + 1 7 · 3 5 – 4
7 7 13 7 11 11
И с этим заданием вы справились и мы благополучно покидаем « Считалкино ».
4. Работа по рисункам.
У: А прямо по курсу следующая звезда « Спортивная »( слайд № 8, 9, 10 )
( работа в группах на скорость )
Задачка на внимание, умение, терпение
А так же вычитание, сложенье, умножение.
Три пары цифровых боксёров однажды встретились в финале.
И ты узнать сумеешь скоро, по сколько все очков набрали
Какие заняли места. Задачка в общем – то проста,
Но, чтоб очки те подсчитать, необходимо лишь узнать,
В каком бою их умножали, в каком сложили, вычитали.
А результат вписать в кружки, где не проставлены очки.
1) ½ = 1/8 + 3/8 2) 4 1/10 = 5 7/10 – 1 3/5 3) 3 1/5 = 2 * 1 3/5
3/5 + 7/10 = 1 3/10 10 3/7 – 2 5/7 = 7 5/7 2 ¼ * 1 1/3 = 3
Молодцы!
5. Найти ошибки.
У: А нас встречает звезда « Исправлялкино » ( слайд № 11 )
В записи решений найдите ошибку и выполните действия правильно
( работа в группах на скорость)
1. 10 – 5 = 10 9 – 5 = 9 4 10 – 5 = 9 9 – 5 = 9 4
9 9 9 9 9 9 9 9
2. 3 2 + 5 7 = 8 9 3 2 + 5 7 = 8 41 = 9 11
3 10 13 3 10 30 30
3. 6 2 + 4 1 = 10 3 = 10 6 2 + 4 1 = 10 3 = 11
3 3 3 3 3 3
Все ошибки найдены и исправлены. Предлагаю членам космических
экипажей сделать передышку. ( физ.минутка ). Вперёд, к следующей звезде.
6. Логические задачи.
«Смекалкино». ( слайд № 12 )
Решение логических задач
1.Тройка лошадей пробежала 30км. По сколько километров пробежала
каждая лошадь?
Ответ: 30км
2.На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает кусок в 1м.
Через сколько минут она распилит бревно в 6м?
Ответ: 5минут
3.Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 автомашины и 1 грузовик.
Сколько всего машин ехало в посёлок?
Ответ: мотоциклист
7. Тест.
У: Прямо по курсу ещё одна звезда «Вычислялкино»( слайд № 13 ).
Работа по тестам.( два варианта тестов, индивидуальная работа )
(приложение 2)
1 вариант
1)Выберите неправильные дроби: 1 ; 19 ; 17 ; 103 ; 5 3
2 12 79 7
А. 1 и 19 . В. 17 и 1. С. 19 и 103.
2 12 2 12 79
2) Вычислите: 8 7 – 4
9
А. 3 2 . В. 4 7 . С. 4 2 .
3 9 9
3)Вычислите: 11 + 3 4
5
А. 7 1 . В. 14 4 . С. 14 1
5 5 5
4)Сократите дробь: 24
72
А. 12 . В. 3 . С. 1
36 8 3
5) Выполните умножение: 5 * 7
7 10
А. 1 . В. 1 . С. 5 .
2 7 7
2 вариант
1)Выберите правильные дроби: 1 ; 19 ; 17 ; 10 ; 5 3
2 12 79 7
А. 1 и 19 . В. 17 и 1. С. 1 и 10.
2 12 2 2 79
2) Вычислите: 10 7 – 7
9
А. 3 2 . В. 3 7 . С. 3 2 .
3 9 9
3)Вычислите: 5 + 9 4
5
А. 7 4 . В. 14 4 . С. 4 1
5 5 5
4)Сократите дробь: 34
102
А. 12 . В. 3 . С. 1
36 8 3
5) Выполните умножение: 3 * 5
5 6
А. 1 . В. 1 . С. 3 .
2 3 7
Ответы: 1) С ; 2) В ; 3) В ; 4) С ; 5) А. ( слайд № 14 )
Шкала оценивания для взаимопроверки внутри группы:
«5» - без ошибок; «4» - с одной ошибкой; «3» - с двумя ошибками.
Наше космическое путешествие подходит к концу. А, чтобы благополучно
вернуться и совершить посадку необходимо выполнить ещё одно задание.
8. Лото ( Мини – проект, работа в группах по « вертушке ». )
Каждый экипаж получает задание в виде лото, решив примеры команды
соберут части пословицы. Объединив свои карточки, получат пословицу
целиком. Пословица: « Не имей сто рублей, а имей сто друзей »
1 экипаж 2 экипаж
3 3 * 2 = 1 1 5 5 * 3 1 = 18 1
4 5 2 6 7 3
8 2 * 7 = 58 3 6 * 5 = 3
7 25 27 5
12 5 - 7 1 = 5 7 5 16 - 3 8 = 2 8
9 6 18 25 15 75
3 1 + 2 7 = 5 26 3 1 + 4 2 = 7 13
15 25 75 12 15 60
9. Рефлексия. ( слайд № 15 )
У: Итак, мы благополучно совершили приземление. А теперь послушайте
старинную притчу и ответьте, кто из её персонажей вам ближе.
«Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим
солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал
каждому вопрос: « Что ты делал целый день? ».
Первый человек с ухмылкой ответил:
- Я целый день возил проклятые камни!
Второй человек ответил:
- А я просто добросовестно выполнял свою работу.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием:
- А я принимал участие в строительстве ХРАМА! »
А что каждый из вас делал на сегодняшнем уроке ?
10. Подведение итогов урока ( с учётом маршрутных листов экипажей ).
Выставление оценок каждому ученику. Ребята, давайте вернёмся к словам
Аристотеля, которые были эпиграфом к нашему уроку. Подумайте и ответьте
смогли ли вы сегодня применить свои знания в деле?
11. Домашнее задание : стр. 207 опережающее задание. ( слайд № 16 )
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Ф.И. Звезда | Отрощенко Ангелина | Костров Алексей | Алжасов Болат | Киреева Елена |
Теоретическая | | | | |
Считалкино | | | | |
Спортивная | | | | |
Исправлялкино | | | | |
Смекалкино | | | | |
Вычислялкино | | | | |
Лото | | | | |
 ИТОГ | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ
1 вариант
1)Выберите неправильные дроби: 1 ; 19 ; 17 ; 103 ; 5 3
2 12 79 7
А. 1 и 19 . В. 17 и 1. С. 19 и 103.
2 12 2 12 79
2) Вычислите: 8 7 – 4
9
А. 3 2 . В. 4 7 . С. 4 2 .
3 9 9
3)Вычислите: 11 + 3 4
5
А. 7 1 . В. 14 4 . С. 14 1
5 5 5
4)Сократите дробь: 24
72
А. 12 . В. 3 . С. 1
36 8 3
5) Выполните умножение: 5 * 7
7 10
А. 1 . В. 1 . С. 5 .
2 7 7
2 вариант
1)Выберите правильные дроби: 1 ; 19 ; 17 ; 10 ; 5 3
2 12 79 7
А. 1 и 19 . В. 17 и 1. С. 1 и 10.
2 12 2 2 79
2) Вычислите: 10 7 – 7
9
А. 3 2 . В. 3 7 . С. 3 2 .
3 9 9
3)Вычислите: 5 + 9 4
5
А. 7 4 . В. 14 4 . С. 4 1
5 5 5
4)Сократите дробь: 34
102
А. 12 . В. 3 . С. 1
36 8 3
5) Выполните умножение: 3 * 5
5 6
А. 1 . В. 1 . С. 3 .
2 3 7