7
Обобщающий урок математики в 6-м классе по теме «Действия с рациональными числами»
(слайд 1)
Автор: Кришталь Елена Николаевна,
учитель математики МБОУ г. Мурманска «Лицей №2»
Продолжительность: 2 урока, 90 минут Класс: 6 класс Форма проведения: игра-аукцион
Цели урока:
систематизировать и закрепить знания по теме «Действия с рациональными числами»;
закрепить умение находить значения выражений при действиях с рациональными числами;
развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке;
развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей;
воспитывать трудолюбие.
Оборудование:
экран;
мультимедийный проектор;
таблица со сводной оценочной ведомостью ведомостью (на листе формата А-1);
журнал учёта движения лицевых средств участников аукциона;
карточки с номерами участников аукциона.
Приложение:
презентация для проведения урока «Действия с рациональными числами» в форме игры-аукциона;
Учебники:
Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – 18-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2006.
Содержание игры-аукциона: (слайд 2)
Математика – наука,
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и … игра.
Все участники перед началом аукциона получают в банке первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 3% «урочных» (до конца проведения аукциона) в размере 1000 у.е. Это означает, что в конце аукциона его участники, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 у.е.
Расписываясь в банковской книге «Выдача кредитов», участники одновременно получают номер участника аукциона. Правильный ответ на купленный в ходе торгов вопрос приносит участнику аукциона определённый доход.
Перед началом проведения очередного тура ведущий объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов.
(слайд 3 – 5) Правила проведения игры: (все правила дублируются на экране)
Аудитории предлагается вопрос (открытый, полузакрытый или закрытый – в зависимости от тура аукциона).
Право ответа на вопрос может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
Первоначальная цена лота – 100 у.е. Торговый (аукционный) шаг – 100 у.е.
Называя свою цену, участник должен поднять карточку со своим номером.
Участник, купивший лот, выплачивает в банк сумму, за которую он выкупил данный лот.
За правильный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке.
Если участник неверно ответил на поставленный вопрос, он выплачивает в банк штраф в сумме 100 у.е., а этот вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, выплаченные за этот вопрос, участнику не возвращаются.
Если у участника закончились деньги, он может с разрешения ведущего взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 у.е. под 50% «урочных».
За некорректное поведение на аукционе – штраф 100 у.е. (некорректность поведения оценивается ведущим аукциона).
Правильность ответа определяется ведущим аукциона либо, в спорных случаях, арбитражной комиссией (как правило, состоящей из двух – трёх самых сильных учащихся).
Критерии оценок:
если участник заработал свыше 4000 у.е., то его работа на уроке оценивается на «отлично» с выставлением оценки в журнал;
3000 – 3999 у.е. – оценка «хорошо»;
2000 – 2999 у.е. – оценка «удовлетворительно»;
оценочные показатели банковских служащих, работников пресс-центра, арбитражной комиссии и ассистента оговариваются контрактом с ведущим аукциона.
Расчёт может быть как наличным, так и безналичным. В случае безналичного расчёта банковская группа оформляет соответствующим образом лицевой счёт на участников аукциона.
(слайд 6) Первый тур (открытый лот) «Конкретный вопрос»
Ведущий объявляет, что данный тур будет проводиться по следующим правилам:
аудитории задаётся конкретный (открытый) вопрос по изученной теме;
право на ответ может купить любой из участников, имеющих номер; для этого он платит наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
(слайд 7 – 21) После объявления правил ведущий громко и чётко задаёт первый вопрос, затем начинаются торги и т.д. (каждый вопрос дублируется на слайде, по щелчку мыши открывается правильный ответ)
После проведения первого тура можно сделать небольшой перерыв с подведением промежуточных итогов. В ходе перерыва участники могут взять второй кредит (если у них закончились деньги).
Примерные вопросы для проведения первого тура:
№ | Вопрос аукциона (лот) | Сумма вознаграждения за правильный ответ (у.е.) | Ответы |
1 | Что такое координатная прямая? | 500 | Прямая с выбранным на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением |
2 | Как называют числа на координатной прямой? | 500 | Координаты точек |
3 | Какими числами являются координаты точек на координатной прямой, расположенные справа от начала координат? | 500 | положительные |
4 | Какими числами являются координаты точек на координатной прямой, расположенные слева от начала координат? | 500 | отрицательные |
5 | Какую координату имеет начало координат? | 500 | 0 |
6 | Какие числа называют противоположными? | 1000 | Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными |
7 | Какое число противоположно само себе? | 1000 | 0 |
8 | Какие числа называют целыми? | 1500 | Натуральные числа, им противоположные и 0 |
9 | Какое число больше: положительное или отрицательное? | 1500 | положительное |
10 | Какое из двух отрицательных чисел является меньшим? | 2000 | То, которое расположено левее на координатной прямой |
11 | Чему равна сумма противоположных чисел? Записать вывод в виде буквенного равенства. | 2500 | |
12 | Верно ли высказывание: «Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается»? | 2500 | Не верно. Это число уменьшается. |
13 | Какое число нужно прибавить к –5, чтобы получить –15? | 3000 | – 10 |
14 | Число минус девять изменили на минус семь. Какое число получили? | 3000 | – 16 |
15 | Ночью температура воздуха была равна минус двенадцати градусам, а днём поднялась до минус трёх градусов. На сколько градусов изменилась температура воздуха? | 3000 | На девять градусов |
(слайд 22) Второй тур (полузакрытый лот) «Область практических знаний и умений»
Ведущий объявляет, что в этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а лишь называется определённая область знаний по теме «Действия с рациональными числами», участник же узнаёт точную формулировку вопроса лишь после того, как он купит выставленный лот, т.е. после уплаты максимально высокой цены из всех предлагаемых в ходе торгов.
Все правила игры остаются прежними.
(слайд 23) Ведущий объявляет начало торгов второго тура. На экране представлена таблица с областью знаний и номерами вопросов. Участники торгов сами определяют лот, который они будут разыгрывать (например: «Первый вопрос по теме «Сложение»). После того, как кто-то из участников купил этот лот, ведущий задаёт конкретный вопрос: «Как складываются числа с разными знаками?» и т.д. (каждый вопрос дублируется на слайде, по щелчку мыши открывается правильный ответ)
(слайд 24 – 43) Примерные вопросы для проведения второго тура:
№ | Вопрос аукциона (лот) | Сумма вознаграждения за правильный ответ (у.е.) | Ответы |
| Противоположные числа | | |
1 | Число b противоположно числу a. Какое число противоположно числу b? | 1000 | a |
2 | Существует ли число, имеющее два противоположных числа? | 1500 | Не существует |
3 | Существует ли число, не имеющее противоположного числа? | 2000 | Это число 0 |
4 | Найти значение выражения –(– (– 8)) | 2500 | – 8 |
5 | Вставить недостающее слово: «Противоположные числа имеют …. модули». | 3000 | Равные |
| Сравнение чисел | | |
6 | Как расположены на координатной прямой точки A(a) или B(b), если ? | 1000 | A(a) левее B(b) |
7 | Как расположены на координатной прямой точки A(a) или B(b), если 0? | 1500 | A(a) правее B(b) |
8 | Верно ли высказывание: «На координатной прямой число -12,7 расположено правее числа -12,71»? | 2000 | Верно |
9 | Записать в виде неравенства предложение: «Число «эн» – отрицательное» | 2500 | n0 |
10 | Сравнить числа k и –k, если k – отрицательное число | 3000 | k –k |
| Сложение и вычитание | | |
11 | Может ли при сложении отрицательных чисел получиться нуль? | 1000 | Не может. При сложении отрицательных чисел получается отрицательное число. |
12 | Может ли при сложении отрицательных чисел получиться положительное число? | 1500 | Не может. При сложении отрицательных чисел получается отрицательное число. |
13 | Числа a и b имеют разные знаки. Какой знак будет иметь сумма этих чисел? | 2000 | Знак того числа, у которого больше модуль. |
14 | Каким действием можно заменить вычитание числа a из числа b? | 2500 | Сложением числа b с числом, противоположным числу a. |
15 | Верно ли высказывание: «Модуль суммы минус двух и минус пяти равен минус семи»? | 3000 | Не верно. Правильный ответ семь. |
| Умножение и деление | | |
16 | Закончите предложение: «Частное двух чисел с разными знаками – …………………….. | 1000 | является отрицательным числом. |
17 | Число a – положительное, число b – отрицательное. Сравнить с нулём произведение этих чисел. | 1500 | Произведение этих чисел меньше 0. |
18 | Найти куб числа минус два. | 2000 | – 8 |
19 | Какое число нужно умножить на девять, чтобы получить минус восемь? | 2500 | |
20 | Решить уравнение: | 3000 | х = – 2 |
(слайд 44) Третий тур (закрытый лот) «Неизвестный вопрос», или «Чёрный ящик»
Ведущий объявляет, что в этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой области знаний будет в этом лоте. (слайд 45) На экране представлена таблица с суммой вознаграждения за вопросы. Вопрос формулируется после того, как кто-либо из участников купит этот вопрос (лот). (вопрос дублируется на слайде, по щелчку мыши открывается правильный ответ)
(слайд 46 – 50) Примерные вопросы для проведения третьего тура:
№ | Вопрос аукциона (лот) | Сумма вознаграждения за правильный ответ (у.е.) | Ответ |
1 | Найти сумму минус восемнадцати, минус тридцати и восемнадцати. | 1000 | – 30 |
2 | Верно ли высказывание: «Если к уменьшаемому прибавить минус единицу, то разность уменьшится на единицу»? | 1500 | верно |
3 | Найти произведение минус двадцати пяти, минус восьмидесяти девяти и четырёх. | 2000 | 8900 |
4 | Верно ли высказывание: «Произведение десяти последовательных чисел, среди которых есть три отрицательных числа – отрицательное число»? | 2500 | Не верно. Правильный ответ 0. |
5 | Каково наибольшее значение выражения | 4000 | 0 |
Примечания:
вопросы для всех трёх туров являются ориентировочными, так же как и сумма вознаграждения;
количество лотов в каждом туре также примерное;
в содержание вопросов может быть включён как пройденный, так и не пройденный материал.
Идея:
Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
Источники:
Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – 18-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2006.
Математика. 6 класс: поурочные планы (по учебнику Н.Я.Виленкина и др.) / авт.-сост. Л.А.Топилина, Т.Л.Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2008.
Математика. 6 класс: Тесты. Рабочая тетрадь / Л.М.Короткова, Н.В.Савинцева. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Математические диктанты. 6 класс: Пособие для учителей и учащихся. К учебнику: Математика /Н.Я.Виленкин и др. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.