Тема урока: Действительные и страдательные причастия. 7 класс
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма: Урок-исследование.
Цели урока:
-знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;
-формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;
-отработка навыков морфемного разбора причастий;
-повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.
- Слово учителя.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.
(фронтальный опрос)
II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.
I. Работа с текстом из книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69-71. Читаем вслух.
Какую информацию из этого текста вы получили?
Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях?
Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие причастия?
Сформулируйте тему нашего урока.
Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.
Цель? Что мы можем узнать об этих причастиях?
(можем узнать, что обозначают данные причастие, какие у них суффиксы)
Д: значение, суффиксы
Как мы это можем узнать?
(провести исследование)
II. Начнём со значения. Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные?
(дети высказываются)
Задание: Выпишите в 2 колонки действ и страдат причастия
Пожирающий пожираемые
Запивающий запиваемые
Отдавивший отдавленный
Зажаривший зажаренный
Накормивший накормленная
Отломавший отломанная
Нашлёпавший нашлёпанная
Докажите, что вы справились с заданием. Как отличить страдательные от действительных?
( От страдательных можно задать вопрос КЕМ?)
Прикрепляю на доску значение причастий.
Переходим к морфемному составу. Назовите все суффиксы причастий.
Выделите суффиксы в записанных словах. + прикрепить суффиксы.
Придумайте и запишите причастия с оставшимися суффиксами, распределите их по колонкам.
– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов.
(На Д распределить суффиксы)
Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.
III. Лингвистический эксперимент
Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать действительные и страдательные причастия?
Вспомните глаголы переходные и непереходные. Ирина напомнит и сядет за компьютер:
Образовать все возможные причастия от данных глаголов, (слепая таблица приготовлена на экране, у ребят раздаточный материал)
В результате этой работы заполняется следующая таблица
– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).
Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.
– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно переходить к закреплению материала.
Физпауза
IV. Закрепление. Изучить полученные карточки и сформулировать задания.
1 гр. Распределить причастия на 2 группы. Выделить суффиксы (стр.73, Т.Рик)
2 гр. Текст: расставить знаки препинания, обозначить дейст и страдат причастия. (стр76 Т.Рик)
3гр: Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания:
Берёзы окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.
Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.
В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.
Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу.
Я увидел острый гребень скалы поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.
Небо охватывается заревом.
Вспоминаю первое выступление нашей фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов драматического театра (следует состоявшей);
Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с проселочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (следует останавливающиеся)
Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира.
Представители от 1 и 3 группы работают на Д, представитель 2 группы – на компьютере.
Проверяем.
V. Подведение итогов.
Ребята, наш урок подходит к концу.
Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?
На какие группы делятся причастия?
Дайте определение действительных, страдательных причастий.
Чем отличаются эти причастия?
Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?
Какие трудности возникли при определении разряда причастия?
Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?
Оцените свою работу на уроке.
VI Домашняя работа
Выполнения упражнения
- Ну вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Объявление оценок.
Литература:
Т.Рик «Привет, причастие» М, Вако, 2014-11-21
Т. Рик «Привет, причастие»
Ребята услышали плач. Это рыдала жёлтая драконочка. «Ты чего плачешь?» - спросили дети. «У меня папа слишком деятельный, - ответила драконочка. - Он действует, а все вокруг страдают!»
- Как это?
- Очень просто! Папа, пожирающий пирожные, действует и действует, а пирожные, пожираемые папой, страдают. Папа, запивающий пирожные чаем, действует, а пирожные, запиваемые чаем, страдают: мало того, что их слопали, ещё и чаем поливают! Ещё у нас в замке живёт маленькая злая горгулька. Папа, вчера отдавивший горгульке хвост, так на неё подействовал, что горгулькин отдавленный хвост до сих пор страдает. Кроме горгульки, у нас живёт вечно голодная мармулька. Папа решил зажарить для неё капустный лист. Ну вот, папа, зажаривший капустный лист, действовал, зато страдал зажаренный капустный лист! Ему было жарко на сковородке! Продолжаю список папиных злодейств: папа, накормивший капустой мармульку, действовал, а накормленная папой мармулька потом страдала – объелась! Ещё папа улучшал окружающий ландшафт. Он решил, что скала закрывает солнце. Папа, отломавший от скалы вершину, конечно, действовал во благо, но как теперь страдает вершина, отломанная от своей скалы! Я долго страдала молча, а потом решилась и сказала папе, что он злодей! И драконочка опять разревелась.
- И что было? – поинтересовались ребята.
- Что-что! Известно что! Дракон Драконыч, нашлёпавший драконочкину попу, решительно действовал, а нашлёпанная драконочкина попа теперь ужасно страдает!
Что-что! Известно что! Дракон Драконыч, нашлёпавший драконочкину попу, решительно действовал, а нашлёпанная драконочкина попа теперь ужасно страдает!