Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных направлений человеческой деятельности и обращенную на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.
В повседневной жизни человека довольно заметное место занимают произведения декоративно-прикладного искусства. Мир вещей демонстрирует способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу, творить из предметно-природного свой особый социально-предметный мир. Образ предметного мира становится неисчерпаемым объектом художественной интерпретации. В процессе организации материальной среды люди не просто решают утилитарные задачи, но и выражают свое мировосприятие в форме и внутреннем строе вещей. Также можно выделить коммуникативную роль предметного окружения. Являясь связующим звеном между утилитарной деятельностью и художественным осмыслением места человека в окружающем мире, декоративно-прикладное искусство касается все новых, но вместе с тем, вечных аспектов эстетического отношения человека к преобразуемой им природе, отражает особенности сочетания предмета и образа в данную историческую эпоху. Предназначение декоративных предметов, созданных с помощью разных средств от формы предмета до его украшения, зависело как от утилитарного назначения, так и от внешнего образа.
В школьном возрасте особенно велико влияние среды (дом, школа, общественные учреждения), формирующей отношение к окружающему миру. Важно приобщать школьников к декоративно-прикладному искусству, учить понимать социальную значимость искусства в жизни человека и общества.
Декоративно-прикладное творчество своеобразно по своей природе: с одной стороны, оно развивает способность к художественной деятельности, с другой – прививает любовь к труду, к созданию полезных и красивых вещей. Оно связано с современностью, полноценным хозяином входит в наш дом, определяя вкусы и предпочтения людей. В нем содержатся определенные культурные традиции, национальные, народные, художественные ценности.
По мнению Л.Г. Савенковой, декоративное творчество объединяет две важные функции: художественную и социальную. Способность учащихся к участию в создании полезных и красивых вещей посредством художественного труда, творческой деятельности развиваются в процессе прикладных видов работ. Данная деятельность отличается утилитарностью, подчинением формы предмета его функции, соответствием художественного решения и внешнего оформления практическому назначению вещи и условиям ее применения.
Декоративно-прикладное искусство предполагает ознакомление с различными видами художественного труда (вышивка, декоративная роспись, керамика, резьба и др.). Это, как считает Л.Г. Савенкова, важно с точки зрения применения элементов политехнизма, которые проявляются в навыках работы с различными инструментами, приспособлениями и материалами.
Степень воздействия этого искусства на учащихся, его воспитательная роль определяются способностью человека художественно преобразовывать окружающее его пространство. Поэтому основная цель изучения декоративно-прикладного искусства в школе – не только создание художественных изделий, но осмысление организации окружающей человека среды.
Педагог дополнительного образования должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализиции, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, владеть системой знаний по теории и истории декоративно-прикладного искусства народных промыслов в контексте региональной культуры; владеть умениями адекватной оценки предметов искусства; вести самостоятельную художественную деятельность в области декоративно-прикладного искусства, народных ремесел; владеть двумя-тремя видами декоративно-прикладного искусства. В сфере художественного воспитания и образования современное общество выдвигает качественно новые требования: оказывается востребованным образование, которое включало бы в себя все важнейшие компоненты знаний в области искусства и шире – культуры. Исходя из этого, целесообразно формировать у кружковцев готовность к определенным знаниям и умениям в овладении декоративным искусством, основанном на региональном компоненте:
знание родной культуры
отношение к себе как представителю своего народа;
эмоционально-ценностные отношения к людям, языкам, истории и культурам как своего, так и других народов;
практическое владение элементами родной и соседних культур;
творческая активность и индивидуальность личности;
гражданская культура.
Благодаря изучению прикладного искусства формируется мыслящая, творческая и нравственная личность, способная самостоятельно решать проблемы личного и общественного характера. Cоздавая предметы, основанные на национальных традициях декоративно-прикладного искусства, духовно воссоздается моральный облик народа, формируется культурное наследие для подрастающего поколения.
Обязательное сохранение ручного трудаизучение истории того или иного направления народного художественного ремесла, опора на исторический опыт отечественной педагогики (этнопедагогики) являются основополагающими принципами художественного образования средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Что касается национального декоративно-прикладного искусства, то оно является целостной, достаточно сложной художественной системой, в которой отражены особенности, складывающиеся с глубины веков. Благодаря сохранившимся до нашего времени предметам искусства, мы имеем возможность наблюдать за огромным художественным потенциалом народного искусства, включающим в себя узорное ткачество, ковроделие, вышивка, золотое шитье, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву, керамика, художественная обработка металла, ювелирное искусство, каллиграфия. Весь свой художественный талант, творческий потенциал, эстетический вкус и духовный идеал народ смог выразить с помощью декоративно-прикладного искусства, которое является самостоятельным и глубоко самобытным явлением художественной культуры народа. Изделия декоративно-прикладного искусства создавались мастерами – умельцами, которые бережно передавали свои умения будущему поколению наследников, поэтому определенное искусство изготовления предметов было семейным делом.
С развитием общества и промышленности семейное ремесло потихоньку вытеснялось новыми возможностями серийного производства, а именно быстрое изготовление на станках, использование машинного производства, увеличение количества выпускаемой продукции – все это создавало огромную конкуренцию для отдельных мастеров, использующих только ручной труд.
На современном этапе развития общества стало необходимым возрождение национальных традиций, а именно декоративно-прикладного искусства народа. В современном декоративном искусстве республики развиваются традиции, эстетические, этнические, утилитарно-бытовые функции народного искусства. Они переосмысливаются и трансформируются в творчестве профессиональных художников, народных и самодеятельных мастеров, в продукции предприятий народных промыслов и художественной промышленности.
Развитие декоративного искусства является развитием и взаимодействием двух видов творчества – традиционного народного и уникального профессионального искусства. И хотя современные художники используют традиции народного искусства, произведения профессиональных художников – индивидуальное творчество, в котором преобладает собственная фантазия художника, какие-то новые тенденции и т.д. А традиционные для народных художественных промыслов технологии, материал, стиль, орнамент постепенно утрачиваются. Возрождение очагов народного искусства, выявление и оказание помощи народным мастерам, владеющим секретом традиционного ремесла, приобретают в наши дни актуальное значение. Не менее важным является производство серийных, тиражируемых изделий народных художественных промыслов, имеющих утилитарное, бытовое назначение. Однако и здесь наблюдается критическая ситуация.
На современном этапе развития общества состояние народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в целом драматическое, так, на грани исчезновения находятся некоторые виды народного декоративного искусства (ювелирное искусство, золотое шитье, узорное ткачество, кожаная мозаика и др.). Некоторые художественно-стилевые особенности и традиции промыслов утрачиваются со временем.
В рамках рыночных отношений ведется коммерциализация искусства, заметно падает спрос на подлинные художественные изделия, а увеличиваются продукция низкого художественного уровня и подделки, рассчитанная для широкой продажи. В связи с этим возникает «псевдоискусство» и утрачивается преемственность народного мастерства.
Наличие традиций в народной культуре, искусстве и следование им является особо важным фактом для учебно-воспитательного процесса, так как вся система декоративно-прикладной деятельности определялась в основном не личными вкусовыми предпочтениями мастера, а более важными (философско-мировоззренческими) требованиями, которыми он должен был подчиняться. Подчинение мастера традиционным требованиям проявляет его уважительное отношение к культуре своих предков и свидетельствует о его собственной высокой культуре.
Образовательная ценность народного декоративно-прикладного искусства заключается в том, что народное имеет много общего с детским творчеством, поэтому оно является доступным к детскому пониманию идеалов красоты, добра, гармонии, которые способствуют формированию развитого, образованного, обогащенного духовного человека. Народное декоративно-прикладное искусство знакомит учащихся с орнаментом и узорами, берущими свое начало из природы родного края, которые могут оказать большое влияние на духовные ценности, эстетические взгляды, экологическое сознание ребенка. Приобщение детей к национальной культуре своего народа всячески способствует воспитанию национального самосознания, патриотизма, уважительного отношения к культурным ценностям других народов и гуманности в сфере межнациональных отношений. Особенно живой интерес к декоративным оформительским работам проявляется во время праздников и подготовки к ним.
Таким образом, мы выявили значимость изучения декоративно-прикладного искусства народа как средства художественного воспитания и образования учащихся.
Содержание учебно-методического комплекса обучения должно включать в себя цель, способствующую формированию художественно-эстетического вкуса, развивающую уважение к ценностям декоративно-прикладного искусства, выработки определенных умений и навыков, привитию образной выразительности используемого материала. Данная цель достигается за счет использования элементов национально-регионального компонента. Задачами учебно-методического комплекса являются:
расширение представлений и знаний о декоративно-прикладном искусстве, как народном, так и профессиональном;
углубленное изучение технологических приемов выполнения изделий декоративно-прикладного искусства (одного или двух видов);
развитие художественных и творческих способностей студентов;
выработка внимательности, организованности, индивидуальности, интереса к процессу своего труда;
развитие толерантного отношения к народным традициям и культуре проживающих рядом народов.
Учебно-методический комплекс должен содержать методические рекомендации, богатый иллюстративный материал, художественно-образовательный потенциал современного декоративно-прикладного искусства, конспекты занятий. Исходными принципами при построении учебно-методического комплекса является доступность при учете использования материалов для создания изделий, разнообразие предложенного материала с правом выбора техники, возможность гибкого и варьированного включения данной информации в учебный процесс, развитие творческих умений и навыков при работе с материалом.
Литература:
Савенкова, Л. Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] / Л. Г. Савенкова // Советская педагогика. – 1986. – №10.
Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 – Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов [Текст]. – М.: Флинта: Наука, 2000.
Кадыйрова, Л. Х. Декоративно-прикладное искусство татарского народа в художественно-эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы [Текст] / Л. Х Кадыйрова. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004.