Организационный момент | Приветствует учащихся, организует рабочее место. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
Актуализация знаний | О чем мы с вами говорили на прошлом уроке и какие задания научились делать? Возникли ли у вас вопросы при решении домашнего задания? (Если «да» , то вызываю к доске, желающего показать решение, если «нет» - идем дальше) Давайте посмотрим как вы научились делать те задачи, о которых вы сейчас говорили. Проверка домашнего задания. Уч.с.13 № 37 (а,в). Разделите число: а) 12 в отношении 1 : 3. в) 48 в отношении . Мультимедийная доска: 1 ученик. Тестовые задания. (Эл. приложение к уч. Математика 6. Никольский. Каталог. Интерактивные модели. Отношение чисел и натуральные числа (10 заданий)) Критерии оценивания 9 – 10 правильных ответов – «5»; 6 – 8 правильных ответов – «4»; 3 – 5 правильных ответов – «3». | Возможные ответы: Говорили о делении числа в заданном отношении. Научились определять числа для которых задано отношение, Научились решать задачи с условием отношения 1 человек записывает на доску решение домашней задачи, 1 ученик работает самостоятельно у доски Учащиеся читают задание и рассказывают его решение, класс вносит замечания, оценивает работу Отвечают на вопросы учителя с комментированием. 1) ; 2) . Ответ: 3; 9. 1) 2) Ответ: 30; 18. 1 ученик выполняет тестовые задания | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
Целепологание и мотивация | Какие цели поставим на этот урок? Цель урока: формировать навыки деления числа в данном отношении и учиться применять их при решении заданий - Но нам необходимо сначала вспомнить правило деления числа в данном отношении | Выдвигают предположение о теме урока. -Высказывают гипотезу о цели урока: научиться применять при решении заданий правило деления числа в данном отношении. Чтобы разделить число а в отношении в : с, можно разделить число а на сумму членов отношения в + с и результат умножить на каждый член отношения. | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Самостоятельная работа (в парах)
Включение в систему знаний и повторения | - Итак, повторили. Теперь нам с вами необходимо выполнить исследование. Работать будем в парах. Заполните таблицу. Число | 12 | 36 | 45 | 72 | 110 | 144 | В каком отношении разделить | 1:3 | 5:1 | 2:3 | 4:5 | 7:3 | 5:7 | Результат | 3 и 9 | | | | | | - Справились? Теперь по одному примеру от пары озвучьте ответы. - Хорошо, молодцы, ребята! Продолжим работу и поработаем индивидуально. Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с заданием: 1 карточка Разделите число 56 на две части в отношении 3 : 4. 2 карточка Разделите число 420 на три части в отношении 2 : 3 : 7. 3 карточка Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава? 4 карточка Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5 : 6 : 8. Найдите стороны треугольника. - И осталось поработать всем вместе в группе: Задача для 1 группы. Отец с сыном собрали 20 кг яблок, причем отец собрал в 3 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? Задача для 2 группы. Отец с сыном собрали 25 кг яблок, причем отец собрал в 4 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? - Один представитель от группы объясняет совместное решение. – Скажите, какие действия мы последовательно выполняли, чтобы решить задачу? | -Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи Работая в парах, заполняют таблицу. Затем озвучивают результаты своей работы. -Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают. Выполняют в тетрадях дифференцированные задания: 1 карточка Ответ: 24; 32. 2 карточка Ответ: 70; 105; 245. 3 карточка Ответ: 320 кг. 4 карточка Ответ: 30 см; 36 см; 48 см.
Решим задачу. Поскольку отец собрал в 3(4) раза больше яблок, то количество собранных отцом и сыном яблок находится в отношении 3 : 1(4:1) . Значит, нужно 20(25) кг разделить на две части, отношение которых равно 3:1 (4:1). Всего имеется 3 + 1 = 4 части (4+1=5), тогда на каждую часть приходится 20 : 4 = 5 (кг) (25:5=5 кг)яблок. Поскольку сын собрал одну часть, то на его долю приходится 5 * 1 = 5 (кг) яблок. Отец собрал 3 части, то есть 5 * 3 = 15 (5*4=20 )(кг) яблок | Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П) – выполнение действий по алгоритму (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П); – извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
Физминутка
| Организует выполнение комплекса упражнений Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс.
| Раз – подняться, потянуться Два – нагнуться, разогнуться Три – в ладоши, три хлопка Головою три кивка На четыре – руки шире Пять – руками помахать Шесть – на место тихо сесть | Снятие физического напряжения, смена вида деятельности. |
Закрепление | - Рассмотрим еще одну задачу и ее решение оформим в тетрадях: Задача 2. с.12-13 в учебнике Решим задания по карточкам 135. Разделите число 420 на три части в отношении 2 : 3 : 7. 136. Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава? Медь – ? кг, 5 частей 520 кг Цинк – ? кг, 8 частей 137. Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5 : 6 : 8. Найдите стороны треугольника. а – ? см b – ? см 5 : 6 : 8 Р = 114 см c – ? см | -Читают в учебнике задачу, делают выводы о правиле решения задач такого типа. Решают задачи в тетрадях и 3 учащихся у доски 1) ; 2) ; 3) . Ответ: 70; 105; 245. Решение. (кг) – цинка надо взять. Ответ: 320 кг. Решение. 1) (см) – а; 2) (см) – b; 3) (см) – с. Ответ: 30 см; 36 см; 48 см. | Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
Рефлексия | Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. Давайте порассуждаем: “Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле”(Л.Н. Толстой). Как вы понимаете эти слова? Говорят: «Он – настоящий друг!»Какая эта дробь? Благодарит учащихся за урок! До встречи на следующем уроке! | 1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. 2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании. |