I.Психологический настрой на урок. Актуализация опорных знаний. Устный счет | Отбросим в сторону все переживания и неудачи. Не опуская рук возьмёмся за дела. И на уроке этом мы опять, все дружно поработаем на пять. Организую устный счет с целью актуализации знаний. -Тему урока сформулируем после математической разминки. ‒ Разгадайте правило, по которому составлен ряд. Продолжите его. а) 99 : 11, 88 : 11, 77 : 11, 66 : 11, … б) 100 : 10, 90 : 10, 80 : 10, 70 : 10, … | Выполняют задания устного счета. Разгадывают правило, по которому составлен ряд. а) 99 : 11, (9), 88 : 11, (8), 77 : 11, (7), 66 : 11, (6), 55 : 11, (5), 44 : 11, (4), 33 : 11, (3); б) 100 : 10, (10), 90 : 10, (9), 80 : 10, (8), 70 : 10, (7), 60 : 10, (6), 50 : 10, (5), 40 : 10, (4), 30 : 10, (3) | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Расположение в порядке уменьшения | – Расположите выражения в порядке уменьшения их значений. 96 : 16 96 : 96 96 : 6 96 : 3 96 : 2 96 : 4 96 : 1. – Вычислите значения выражений | Располагают выражения в порядке уменьшения их значений. 96 : 1 96 : 2 96 : 3 96 : 4 96 : 6 96 : 16 96 : 96 |
Устный счет | – Из данных выражений назовите те, которые делятся на 6. Вычислите их значения. 30 + 36 35 + 13 20 + 22 48 + 12 32 + 6 66 + 30 | Дают ответы: (30 + 36) : 6 = 11 (35 + 13) : 6 = 8 (20 + 22) : 6 = 7 (48 + 12) : 6 = 10 (66 + 30) : 6 = 16 |
II. Открытие нового знания, способа действия. Задание 1 (с. 98) | Организую работу по открытию нового знания, обеспечиваю контроль за выполнением задания. – Разложите 10 фишек поровну в две кучки. Сколько фишек в каждой кучке? – Каким арифметическим действием можно это узнать? – Сделайте запись. – У кого на рисунке карточка с делимым? – У кого – с делителем? – У кого – с частным? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – 5 фишек в каждой кучке. – Надо выполнить деление. Запись: 10 : 2 = 5 – У Волка на рисунке карточка с делимым. – У Белки – с делителем. – У Зайца – с частным | Выполнять преобразование модели с целью выявления общих законов математики. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Приводить убедительные доказательст- ва в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Анализировать условие задачи |
Задание 2 (с. 98) | – Попробуйте разложить 10 фишек поровну в 3 кучки. Сколько фишек в каждой кучке? – Сколько фишек осталось? – Ответить на эти вопросы можно с помощью действия деления. Частное равно 3, остаток – 1. – Деление с остатком записывают так: 10 : 3 = 3 (ост. 1) Определите тему урока. Какие задачи поставите перед собой? | – 3 фишки в каждой кучке. – 1 фишка осталась.  Учащиеся формулируют тему урока. Определяют задачи урока. |
Задание 3 (с. 99) | – Проверьте с помощью фишек, кто из учеников правильно выполнил деление с остатком. – Кто допустил ошибку? – Как он должен ее исправить? | Запись: 14 : 3 = 4 (ост. 2) – Волк допустил ошибку. – При делении с остатком остаток должен быть меньше делителя. 2 |
Задание 4 (с. 99) | – Используя таблицу умножения, разделите устно и сделайте записи | Запись: 5 : 2 = 2 (ост. 1) 9 : 6 = 1 (ост. 3) 10 : 7 = 1 (ост. 3) 13 : 4 = 3 (ост. 1) 4 : 3 = 1 (ост. 1) 15 : 6 = 2 (ост. 3) 9 : 5 = 1 (ост. 4) 20 : 8 = 2 (ост. 4) |
Задание 5 (с. 99) | – Можно ли 8 слив разложить поровну на 2 блюдца? – На 3 блюдца? – На 5 блюдец? | Решение: 8 : 2 = 4 (сливы). 8 : 3 = 2 (ост. 2) – по 2 сливы. 8 : 5 = 1 (ост. 3) – по 1 сливе |
Задание 6 (с. 99) | – Сколько внуков у дедушки? – Сколько крючков осталось? | – У дедушки 6 внуков. Решение: 25 : 4 = 6 (ост. 1) – остался 1 крючок |
Задание 7 (с. 100) | – Какое наибольшее число порций мороженого по 6 р. можно купить на 40 р.? Составление алгоритма деления с остатком. Коллективная работа. -Как правильно делить с остатком. | Запись: 40 : 6 = 6 (ост. 4) – можно купить 6 порций 1.Находим частное. 2.Находим остаток. 3. Проверяем : остаток всегда меньше делителя. |
III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Задание 15 (с. 101) | Организую беседу, помогаю сделать вывод. Уточняю и расширяю знания учащихся по теме урока. – Выполните деление методом подбора. – Какие знания помогли вам выполнить это задание? – Выполните взаимопроверку в парах | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Решение: 90 : 15 = 6 231 : 33 = 7 804 : 402 = 2 57 : 19 = 3 891 : 99 = 9 744 : 248 = 3 91 : 13 = 7 240 : 48 = 5 900 : 450 = 2 Проверка: 6 + 3 + 7 + 7 + 9 + 5 + 2 + 3 + 2 = 44 | Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель ‒ что известно, что требуется найти). Сопоставлять схемы и условия текстовых задач. Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий. Осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств). Организовывать взаимопроверку выполненной работы |
Задание 16 (с. 101) | – Выполните действия. – Какие знания помогли вам выполнить это задание? – Выполните взаимопроверку в парах | Запись:   |
Задание 17 (с. 101) | – Найдите сумму и произведение чисел. – Сравните результаты для каждой пары чисел | Запись: 9 · 9 = 81 24 · 3 = 72 47 · 2 = 94 9 + 9 = 18 24 + 3 = 27 47 + 2 = 49 263 · 2 = 526 497 · 2 = 994 263 + 2 = 265 497 + 2 = 499 |
Задание 18 (с. 101) | – Выразите в минутах | 7 ч = 420 мин 3 ч 18 мин = 198 мин 10 ч = 600 мин 6 ч 6 мин = 366 мин |
Задание 19 (с. 102) | – Прочитайте задачу. Что известно? – Что требуется найти? Решите задачу. – Сколько ведер воды принесли вечером? | Запись: | Объем 1 ведра | Кол-во | Объем воды | Утром |  | 10 в. | 60 л | Вечером | ? в. | 36 л | Решение: 1) 60 : 10 = 6 (л) – в 1 ведре. 2) 36 : 6 = 6 (в.) – принесли вечером |
IV. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организую подведение итогов урока обучающимися. Провожу беседу по вопросам: -Какую задачу ставили на уроке? -Удалось ли её решить? – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как выполнить деление с остатком? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вы всё поняли - нарисуйте зелёный кружочек. Если поняли, но ещё не уверены- жёлтый .Если не поняли- красный. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Оценивать свои достижения. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |