Просмотр содержимого документа
«Депрессии у детей»
Депрессии у детей появляются всё чаще. К школьным психологам обращаются растерянные родители: «У моего ребенка пропал интерес к жизни. Как такое возможно?». Знатоки детских душ пожимают плечами: «Возможно, он просто ленится. Попробуйте отвести в новый кружок». Но если бы все было так просто, нас не приводила бы в ужас статистика детских и подростковых самоубийств. Как разобраться в переживаниях ребенка и помочь ему обойти препятствия, так часто встречающиеся на пути взросления? Как может выражаться депрессия подростка? Попробуем разобраться с точки зрения системно-векторной психологии.
Детская депрессия опасна тем, что в большинстве случаев протекает скрыто. Ни один родитель не реагирует серьезно на жалобы: «Мне скучно и ничего не хочется». Вспоминая себя в таком же возрасте, мамы и папы отмахиваются и машинально предлагают ребенку почитать, порисовать или погулять.
Но в некоторых случаях ребенок, даже пытаясь занять себя чем-то, не может долго оставаться сконцентрированным, быстро теряет интерес, с каждым днем выглядит все более мрачным и угрюмым. Вернуть ребенку счастливое детство можно, точно осознав причины его тяжелого психологического состояния.
Депрессия у детей. На хрупкие плечи непосильную ношу
Связь с матерью формируется у ребенка еще в утробе, но и с рождением она не утрачивается. Только теперь их связывает не пуповина, а запахи. Именно этот древний природный механизм гарантирует связь мамы и младенца, ведь в ближайшие годы именно она – гарант его выживания: сытости, здоровья и безопасности. Вплоть до подросткового возраста (и особенно в возрасте до 6 лет) ребенок ощущает колебания в состояниях матери и реагирует на изменения как в хорошую сторону, так и в плохую. Она – весь его мир, и если мама постоянно испытывает стрессы, если её мучают страхи или она находится в затяжной депрессии – все эти состояния ощущаются ребенком как потеря чувства защищенности и безопасности.
Плохие состояния матери восприниматся ребенком тяжело, он становится беспокойным, это негативно влияет на его поведение, развитие и самочувствие. Постепенно, когда ребенок взрослеет и становится более самостоятельным, это влияние ослабевает. В большинстве случаев такой «неудачный старт» в формировании психики ребенка не проходит бесследно.
Поэтому, когда у ребенка в полную силу проявляется его векторальный набор, и он начинает проявлять свои силы и способности, есть шанс возникновения той самой «детской депрессии», с которой безуспешно борются детские психологи. Очевидно, что это довольно размытый термин. Чтобы понять, как помочь ребенку, необходимо разобраться, что с ним происходит, каковы его врожденные психические особенности, в каком развитии они нуждаются.
С тоской в глазах. Мама, ты меня любишь?
Ребенок со зрительным вектором никого не оставляет равнодушным. Он легко привязывается сам и очаровывает других. Любит принарядиться, быть на праздниках центром внимания, поэтому с радостью согласится рассказать стишок и спеть песенку. При должном развитии удивляет взрослых умной головой: читает взахлеб, рассказывает о прочитанных историях, сам не прочь помечтать и вообразить вокруг себя сказочный мир.
Ребенок со зрительным вектором обладает большим интеллектуальным потенциалом, а для его развития необходимыми условиями является крепкая эмоциональная связь с мамой, которая учит маленького зрительника жалеть не себя, а других, тем самым воспитывая в ребенке навык сопереживания, навык реализовывать врожденные свойства наружу.
Именно про детей со зрительным вектором чаще всего можно услышать, что ребенка как подменили: был радостным солнышком, а теперь капризничает, боится, иногда начинает плакать ни с того ни с сего. Вероятнее всего, отследить причины возникновения т.н. депрессии у такого ребенка будет довольно легко.