СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация [л]-[в] в речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал направлен на закрепление в речи произнесения исправленного логопедом звука Л и дифференциации его со звуком В.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация [л]-[в] в речи»

Дифференциация [л]-[в] в речи


Частые ошибки на письме прослеживаются у детей не со стойким нарушением таких звуков Л-В. Материала по этой теме очень мало. Но при системной работе у детей данной категории наблюдается положительная динамика.

Замены и смешения звуков Л - В встречаются довольно часто в речи детей. Отсутствие в логопедической литературе практического материала по дифференциации данных звуков и способствовало выбору мной данной темы.

Предлагаемый материал направлен на закрепление в речи произнесения исправленного логопедом звука Л и дифференциации его со звуком В. Он также способствует совершенствованию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, формированию правильного сознательного чтения с переходом от слогового чтения к чтению целыми словами, предложениям, развитию словесно-логического мышления.


Дидактический материал


Предварительно знакомим ребенка с соответствующими буквами-символами: Л, В.

1. Дифференциация звуков в изолированном положении. Показываем ребенку буквы Л и В, он должен произносить соответствующие звуки. Проговорить правильный уклад артикуляционного аппарата.

2. Дифференциация звуков в слогах. Медленно называем слоги со звуками Л и В, ребенок должен показывать соответствующую букву и называть тот звук, который услышал: ЛА, ВО, ВУ, ЛО, ВА, ЛЫ, ВЫ, ЛУ:

Затем: РА, ШИ, ВА, СУ, ЛЫ, ВУ, ША, ЛУ

Затем:

ЛА - ВА ВА - ЛА ЛА - ЛА - ВА

ЛО - ВО ВО - ЛО ЛО - ВО - ВО

ЛУ - ВУ ВУ - ЛУ ЛУ - ВУ - ЛУ

ЛЫ - ВЫ ВЫ - ЛЫ ВЫ - ВЫ - ЛЫ


3. Договаривание слога ЛА и проговаривание всего слова:


КУК, МА., ПИ., ИГ., ПАСТИ., ЧИТА., СКАЗА., ПЕ., Е:


Договаривание слога ВА и проговаривание всего слова:


СО., ДРО., ХАЛ., ГОЛО., СЛА, ВО., КОРО., СЛО:


Подобрать слог ЛА или ВА, прочесть слово:


СМО., ХАЛ., СКА., СО., Ю., ГОЛО., ШКО., ДРО:


4. Дифференциация звуков в словах.

Называем слова, ребенок называет звук, присутствующий в слове:

а) в начале слова: ЛАК, ЛАПА, ЛОБ, ЛУК, ВЫПЬ, ВОТ, ЛАПА, ВОЛК, ЛЫЖИ, ВОТ, ЛАПА, ВОЛК;

б) в середине слова: ПОЛЫНЬ, РИСОВАНИЕ, ГОЛОС, СОВА, ГЛОБУС, КОРОВА, ДРОВА, ПАСТИЛА, РАЗГОВОР;

в) Ребенок придумывает слова, которые начинаются на Л, на В;

г) Ребенок повторяет слова, в которых есть оба дифференцируемых звука: ВАЛ, ХАЛВА, ГОЛОВА, ВОЛ, ЛАВАНДА, ВОЛШЕБНИК, САМОСВАЛ, ВОЛК, ЛАКОМСТВО, ВОЛОДЯ, СЛАВА, ВОЛНЫ, ВЫЛ;

д) слова, в которых один и тот же звук встречается дважды: ВОВА, ЛОЛА, СЛАЛОМ.


5. Дифференциация звуков в предложениях.


Волк увидел белку.

Володя голодный.

Володя ел халву.

У Вовы новый самосвал.

У Лолы лакомство.

Володя и Слава плывут на лодке.

Новая волна.

У Володи палка.

У Володи иголка.

У Володи булка.

У Володи вилка.


6. Дифференциация по картинкам.


а) Ребенок раскладывает картинки, в названиях которых есть звуки Л и В.

б) Ребенок выбирает из картинок те, в названии которых есть звук Л (среди картинок должны быть такие, в названиях которых есть звук В). Затем выбрать те картинки, в названиях которых есть звук В.


6. Дополнительный материал.


Как пилила та пила

Саду нашему дрова.

Наскочила на сучок,

Поломала свой зубок.

И не пилит та пила

Саду нашему дрова.

Ах, как жалко, нет пилы -

Ведь дрова нам так нужны!

Мастер, почини пилу,

Что валяется в углу.

Вашу, деточки, пилу

Я сейчас же починю.

И по-прежнему пила

Будет вам пилить дрова.


7. Повтори предложения.


Влада купила плавленый сыр и вологодское масло.

Володя опаздывал на вокзал.

Слава спустился в подвал.

Волчица выводила волчат из логова.

Лодка плавно плыла по волнам.

У Павла светлые волосы.


Игра «Я начну, а ты продолжи».


(Взрослый произносит местоимения, а ребенок продолжает предложение.)

Я гладила салатовую водолазку (ты, он, она, мы, вы, они).

Я позвал Павла (ты, он, она, мы, вы, они).

Я ловил плотву (ты, он, она, мы, вы, они).


8. Составь предложения по опорным словам.


Иволга, ветка.

Акула, плавник.

Логово, волчата.

Владик, самосвал.

Лес, волнушки.


Игра «Исправь ошибки».


Алла поливал тюльпаны.

Волгу обогнали самосвал.

За волчицей бежали пять волчонок.

Лада нашла в лесу много волнушка.


Найди лишнее слово в предложении.


С моря дул камни ласковый ветер.

Павел долго корзина плавал.

Влада наливала половником сумка компот.

Володе купили платье новый самосвал.


Дифференциация звуков [л] — [в] в чистоговорках


Произнеси чистоговорки.


Авла — авла — авла — я была у Павла.

Ва — ла — ва — сладкая халва.

Ло — во — ло — Володя взял весло.

Лы – вы — лы — вымыл я полы.

By — лу — ву — выловил плотву.

Вок – лок — вок — белый поплавок.

Лук — вук — лук — Клава мыла лук.


Произнеси чистоговорку и дай правильный ответ: так бывает илй нет?


Вы – лы — вы — есть лосята у совы.

Лы — вы — лы — моем светлые полы.

Ла — ва — ла — заболела голова.

By — лу — ву — я поймал в реке сову.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!