Тема: «Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
-Начнём наше занятие с артикуляционной гимнастики. Придвиньте зеркала.
-Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает. (Упр. «Лопаточка»). Одну, две, три, четыре, пять минут лежит.
-Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз). (Упр. «Часики»). Побегал из стороны в сторону.
-Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз). (Упр. «Качели»).
-Чашечку сделал (Упр. «Чашечка»), подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка вкусная? (Почмокали).
-На сладкое осы налетели – З-З-З.
-За ними жуки прилетели – Ж-Ж-Ж.
-Вдалеке пароход загудел – Л-Л-Л.
-В кустах кошка зашипела –Ш-Ш-Ш.
-Собака на нее зарычала – Р-Р-Р.
-Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. (Упр. «Поцокаем, как лошадка»).
-Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. (Упр. «Барабанщики»)”.
2. Сообщение темы занятия.
-Сегодня на занятие мы с вами будем говорить о двух звуках. А вот о каких, вы должны догадаться сами. В этом нам помогут загадки.
1). Теремок ползет.
На себе его везет
Хозяюшка богатая, рогатая.
- Кто это? Послушайте, какой вопрос я задаю. «Кто?» На этот вопрос отвечают какие слова? (Одушевлённые).
- Значит наша отгадка, это одушевлённый предмет.
- Кто это? (Улитка). Вот она, посмотрите на экран.
2). Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
- Что это? На вопрос «Что?» какие слова отвечают? (Неодушевлённые)
- Что это? (Гнездо). Правильно.
- Давайте определим звуки в словах. В этом нам поможет числовой ряд.
-Назовите четвёртый звук в слове «улитка». («т»). Какой это звук? Дайте характеристику. (Т – согласный, глухой, может быть мягким и твердым).
-Назовите пятый звук в слове «гнездо». («д»). Какой это звук? Дайте характеристику. (Д – согласный, звонкий, может быть мягким и твердым).
Звук «т» на письме обозначается буквой Т.
Звук «д» на письме обозначается буквой Д.
-На нашем сегодняшнем занятии будем говорить о различении этих звуков и букв на письме и в произношении.
3. Преобразование слов – игра «Наоборот»
- Поиграем в игру «Наоборот». Я называю слова со звуком «д», а вы меняете на звук «т» и произносите:
Дам – там Док – ток Дома – Тома
Удочка – уточка Дочка – точка Плоды - плоты
4. Игра «Вставь букву».
-Следующее задание. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте их и вместо точек вставьте подходящие по смыслу буквы Т или Д.
Трак...ор, боро...а, воро...а, гра...усник, ве...ка, ве...ро, пого...а, моло...ок, те..радь, ...ождик, с…акан.
- Давайте проверим, какие слова у вас получились.
5. Игра «Подбери слог».
-Следующее наше задание-игра «Подбери слог». На доске первые слоги слов. Ваша задача найти нужный слог, чтобы получилось слово. (Ученики выходят по одному к доске, находят нужный слог и подставляют к уже имеющемуся.)
во...(да), со….(ты), ке...(ды), ле…(то), мо…(да), ва…(та).
6. Физминутка.
Пальчики в замок сцепились,
Вправо, влево покрутились.
Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка встряхнули.
7. Игра «Что где находится?»
-Посмотрите на экран. Рассмотрите картинки. Я буду называть место расположения предмета, вы его находить. Несколько слов запишем. Записывать будем в 2 столбика. В 1 столбик напишем слова, в которых слышится звук «т», во 2 столбик, если в слова слышится звук «д».
-Что находится в верхнем левом углу? ( Капуста.)
-Какой звук слышим в этом слове? (В слове «капуста» слышится звук «т», значит записываем слово в 1 столбик)
-Что находится в правом нижнем углу? (Стул).
-Какой звук слышится в этом слове? («т»)
-В какой столбик записываем?
-Что находится над картинкой «тапки»? (Дыня)
-Какой звук слышим в этом слове? («д»)
-В какой столбик записываем?
-Что находится в середине экрана? (Тапки)
-Какой звук слышим? («т»)
- В какой столбик записываем?
-Что находится слева от дома? (Карандаш)
-Какой звук слышим в этом слове? («д»)
-Что находится между карандашом и стулом? (Дом)
-Что находится справа от дыни? (Тарелка)
-Что находится под тарелкой? (Ведро)
-Что находится слева от картинки «Тапки»? (Автобус)
-Молодцы справились с этим заданием хорошо.