КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»
Конспект
Индивидуального занятия во 2 классе c обучающимся с ринолалией
«Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах, предложениях»
Подготовила
учитель начальных классов
Ганина И.Ю.
Орел – 20
Тема: «Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах, предложениях».
Цель: дифференциация звуков [С] - [З] в слогах, словах, предложениях на лексико-грамматическом материале «Весна».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: дифференциация звуков [С] - [З] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, формирование правильного дыхания, развитие силы голоса, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматических навыков.
Коррекционно-воспитательные: воспитание трудолюбия, любви к природе, к животным.
Оборудование:
-зеркало;
-компьютер;
-слайд с картинкой «Весенний лес»;
-аудиозапись пение птиц в лесу:
-презентация для мимической гимнастики;
-картинки: ваза, роза, замок, бусы, сумка, посуда;
-карточки для дыхательной гимнастики: изображения лисы и зайца за забором, бабочка на нитке, комар;
-стакан и трубочка;
-свирель;
-карточки для артикуляционной гимнастики;
-картинки лисы, зайца, сосны;
-таблица-карточка с изображением 6 зверей;
-разрезные слоги;
-схемы слов;
-карточка для задания: вставь буквы, чтобы получилось слова, подходящее к картинке;
-карточка для составления предложения;
-опорные карточки: наушники и звоночек.
Ход занятия:
1.Организационный момент
- Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу природа оживет. (Весна.)
-Я приглашаю тебя на прогулку в весенний лес.
Звучат голоса птиц, открывается весенний пейзаж.
-Мы очутились в весеннем лесу!
2.Самомассаж
Мы весну встречаем Поглаживающие движения
С первыми лучами.
Шлепаем по лужам Пошлепывающие движения
После зимней стужи.
Обогрела всех весна, Пощипывание
Пробудился лес от сна.
Все, кто спал, весной проснулись. Поглаживающие движения
Птицы с юга к нам вернулись.
Землю солнышко согрело,
И трава зазеленела.
3.Упражнения для развития моторики нижней челюсти
-Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)
-На реке трескается лед. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
-Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение.
4.Мимическая гимнастика.
1) Посмотри, какое ласковое теплое солнышко. Давай ему улыбнемся.
2) А теперь на небе появилась тучка.
-И мы тоже нахмурились.
- Нам сразу взгрустнулось.
3) Пошел дождь и появилась радуга. Мы очень удивились.
4) Дождь закончился, на небе снова солнце. Мы улыбаемся.
5. Выделение изучаемых звуков.
- Отгадай загадку:
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц )
- Какой звук в слове заяц первый? [З]
Логопед:
Знает зайка сотню сказок,
Сто загадок сто затей.
Зазывает всех весной,
Он в свой домик под сосной.
-Как называется дерево, под которым находится домик зайца?
-Какой первый звук в слове сосна? [С]
-Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З].
- А кто поджидает зайца под сосной?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)
-А в слове лиса есть звуки сегодняшнего занятия? (Есть звук [С].)
-Подбери карточку с подходящей позицией звука [С] в слове лиса. (Середина слова)
6.Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно произносить и различать звуки [С]-[З], сделаем артикуляционную гимнастику.
Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений.
Упражнение “Блинчик”.
Положим язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить слоги «пя-пя-пя».
Упражнение “Заборчик”.
Из зубов заборчик строй-
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой, чтоб заборчик видеть свой.
Упражнение “Лопатка”.
Вот лопаточка лежит,
Язычок наш не дрожит.
Упражнение «Чистим зубки»
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
Упражнение «Киска сердится»
Выгляни в окошечко
Там увидишь кошечку
Рассердилась киска
Не подходите близко.
7. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков [С]-[З].
-Дополни мои фразы
«При произнесении звука [С]:
- губы растянуты (в улыбку);
- зубы (“заборчиком” со щелью);
- кончик языка (за нижними зубами);
- воздушная струя (холодная, направленная вниз),
- голосовые связки (не работают).»
Подбери символ, характеризующий звук [С]. (Наушники: согласный, глухой, твердый)
– Чем похожи звуки [С]-[З]? (Согласные, твёрдые.)
– Чем они отличаются? ([С] – глухой, [З] – звонкий)
– Давай почувствуем звонкость согласного звука [З], руку положи на горлышко и произнеси: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
– Звук [С] глухой, а звук [З] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)
3. Дыхательные упражнения
1) «Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».
Я подую высоко, (Руки вверх, встать на носки, вдох-носом,
длительный выдох-ртом)
Я подую низко, (Руки перед собой, присесть и подуть)
Я подую далеко, (Руки перед собой, наклон вперёд, подуть)
Я подую близко. (Руки положить на грудь и подуть на них)
2) Отгадай «Кто спрятался за забором?»: подуй так, чтобы заборчик приподнялся и увидишь лесного зверя.
-Кто же за желтым забором? (Лиса)
-Кто за зеленым забором? (Заяц)
2) «Свирель»: лесные звери обрадовались наступлению весны и заиграли на свирели.
3) «Бабочки» прилетели на полянку (подуть на бабочку, чтобы она взлетела)
4)«Ручеёк»: в траве зажурчал ручеек (трубочка и стакан)
Упражнения на дыхание в комбинации с упражнениями на развитие силы голоса:
5) -Как журчал ручеек? Давай длительно произнесем на выдохе звук [С].
Ручеек сначала журчит чуть слышно, а потом громко.
6) Пока мы слушали журчание ручейка, к нам прилетел комар.
-Какую песенку поет комарик? ( ЗЗЗЗЗЗЗ)
Комарик поет издалека еле слышно, потом приближается и поет громко.
4.Дифференциация изолированных звуков [З] -[С].
1)А сейчас поиграем. Если ты услышишь среди других звуков [З] - хлопни в ладоши, [С] - топни.
(А, В, З, У, К, Ш, С, Д, З, С, С, Л, К, О, З, С)
5. Дифференциация звуков [З] -[С] в слогах.
1) Игра «Поймай звук»: подними руку, если услышишь слог со звуком [З], положи руки на парту, когда услышишь звук [С].
Са -За-Зу-Су-Зо-Зы-Со-Сы-За-Со-Су-Зу.
2) Игра «Четвертый лишний»: выдели лишний слог и назови его.
СА – СА – СА – ЗА (Лишний слог ЗА)
СО – ЗО – СО – СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ – СЫ – СЫ – СЫ (Лишний слог ЗЫ)
-Назови все лишние слоги? (ЗА, ЗО, ЗЫ)
- Слушай дальше.
ЗА – ЗА – ЗА – СА (Лишний слог СА)
СО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ – ЗЫ – СЫ – ЗЫ (Лишний слог СЫ)
-Назови все лишние слоги? (СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
3) Игра «Добавить слог»
-Са или За в конце слова: ли-са, гро-за, мимо-за, бере-за, стреко-за.
-Сы или Зы в конце слова: у-сы, бу-сы, ро-зы, ве-сы.
6. Дифференциация звуков [З] -[С] в словах
1) Игра «Подарок для зайца»: рассмотри картинки. Те предметы, что начинаются на звук [З], мы подарим зайчику, а те, что начинаются на звук [С], подарим лисе по сосной.
Картинки: сумка, роза, бусы, ваза, посуда, замок.
Развитие силы голоса: назови слова со звуком [С] тихо, со звуком [З] - громко.
2)Сейчас игра «Кто куда спрятался». Вы отгадываете слово, определяете звук, место звука в слове.
коза | лиса | зубр |
слон | заяц | собака |
- Кто в левом верхнем углу? (Коза, звук [З] в середине)
- Кто в правом нижнем углу? (Собака, звук [С] в начале)
- Кто под козой? (Слон, звук [С] в начале)
- Кто над зайцем? (Лиса, звук [С] в середине)
- Кто между слоном и собакой? (Заяц, звук [З] в начале)
- Кто справа от лисы? (Зубр, звук [З] в начале)
2) Рассмотри картинки, назови их и вставь подходящие буквы
коза
коса
роза
роса
Лиза
лиса
7. Дифференциация звуков [З] -[С] в предложениях
7.Итог занятия.
– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?
– Чем схожи звуки?
– Чем различаются?
– Что особенно запомнилось на занятии?
8.Домашнее задание: подобрать по одному слову со звуками [З], [С]
- в начале слова,
- в середине слова,
-в конце слова.
Слова записать в тетрадь, подчеркнуть изучаемые звуки: звук [З] – одной чертой, звук [С] – двумя.
8.Домашнее задание: подобрать по одному слову со звуками [З], [С]
- в начале слова,
- в середине слова,
-в конце слова.
Слова записать в тетрадь, подчеркнуть изучаемые звуки: звук [З] – одной чертой, звук [С] – двумя.