СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему "Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах, предложениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах, предложениях».

Цель: дифференциация звуков [С] - [З] в слогах, словах, предложениях на лексико-грамматическом материале «Весна».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: дифференциация звуков [С] - [З]   в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, формирование правильного дыхания, развитие силы голоса, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматических навыков.

Коррекционно-воспитательные: воспитание трудолюбия, любви к природе, к животным.

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах, предложениях"»

КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»










Конспект

Индивидуального занятия во 2 классе c обучающимся с ринолалией

«Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах, предложениях»












Подготовила

учитель начальных классов

Ганина И.Ю.



Орел – 20

Тема: «Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах, предложениях».

Цель: дифференциация звуков [С] - [З] в слогах, словах, предложениях на лексико-грамматическом материале «Весна».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: дифференциация звуков [С] - [З]  в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, формирование правильного дыхания, развитие силы голоса, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматических навыков.

Коррекционно-воспитательные: воспитание трудолюбия, любви к природе, к животным.

Оборудование:

-зеркало;

-компьютер;

-слайд с картинкой «Весенний лес»;

-аудиозапись пение птиц в лесу:

-презентация для мимической гимнастики;

-картинки: ваза, роза, замок, бусы, сумка, посуда;

-карточки для дыхательной гимнастики: изображения лисы и зайца за забором, бабочка на нитке, комар;

-стакан и трубочка;

-свирель;

-карточки для артикуляционной гимнастики;

-картинки лисы, зайца, сосны;

-таблица-карточка с изображением 6 зверей;

-разрезные слоги;

-схемы слов;

-карточка для задания: вставь буквы, чтобы получилось слова, подходящее к картинке;

-карточка для составления предложения;

-опорные карточки: наушники и звоночек.


























Ход занятия:

1.Организационный момент

- Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу природа оживет. (Весна.)

-Я приглашаю тебя на прогулку в весенний лес.  

Звучат голоса птиц, открывается весенний пейзаж.

-Мы очутились в весеннем лесу!

2.Самомассаж

Мы весну встречаем         Поглаживающие движения                                

С первыми лучами.        

Шлепаем по лужам            Пошлепывающие движения

После зимней стужи.

Обогрела всех весна,           Пощипывание

Пробудился лес от сна.

Все, кто спал, весной проснулись. Поглаживающие движения

Птицы  с юга к нам вернулись.

Землю солнышко согрело,     

И трава зазеленела.

3.Упражнения для развития моторики нижней челюсти

-Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)

-На реке трескается лед. Двигать нижней челюстью вправо-влево.

-Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение.

4.Мимическая гимнастика.

1) Посмотри, какое ласковое теплое солнышко. Давай ему улыбнемся.

2) А теперь на небе появилась тучка.

-И мы тоже нахмурились.

- Нам сразу взгрустнулось.

3) Пошел дождь и появилась радуга. Мы очень удивились.

4) Дождь закончился, на небе снова солнце. Мы улыбаемся.

5. Выделение изучаемых звуков.

- Отгадай загадку:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц )

- Какой звук в слове заяц первый? [З]

Логопед:

Знает зайка сотню сказок,

Сто загадок сто затей.

Зазывает всех весной,

Он в свой домик под сосной.

-Как называется дерево, под которым находится домик зайца?

-Какой первый звук в слове сосна? [С]

-Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З].

- А кто поджидает зайца под сосной?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - …. (Лиса)

-А в слове лиса есть звуки сегодняшнего занятия? (Есть звук [С].)

-Подбери карточку с подходящей позицией звука [С] в слове лиса. (Середина слова)

6.Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить и различать звуки [С]-[З], сделаем артикуляционную гимнастику.

Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений.

Упражнение “Блинчик”.

Положим язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить слоги «пя-пя-пя».

Упражнение “Заборчик”.

Из зубов заборчик строй-

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой, чтоб заборчик видеть свой.

Упражнение “Лопатка”.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Упражнение «Чистим зубки»

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Упражнение «Киска сердится»

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку

Рассердилась киска

Не подходите близко.

7. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков [С]-[З].

-Дополни мои фразы

«При произнесении звука [С]:

- губы растянуты (в улыбку);

- зубы (“заборчиком” со щелью);

- кончик языка (за нижними зубами);

- воздушная струя (холодная, направленная вниз),

- голосовые связки (не работают).»

Подбери символ, характеризующий звук [С]. (Наушники: согласный, глухой, твердый)

– Чем похожи звуки [С]-[З]? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? ([С] – глухой, [З] – звонкий)

– Давай почувствуем звонкость согласного звука [З], руку положи на горлышко и произнеси: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

– Звук [С] глухой, а звук [З] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)

3. Дыхательные упражнения

1) «Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».

Я подую высоко, (Руки вверх, встать на носки, вдох-носом,

длительный выдох-ртом)

Я подую низко,  (Руки перед собой, присесть и подуть)

Я подую далеко,  (Руки перед собой, наклон вперёд, подуть)

Я подую близко.  (Руки положить на грудь и подуть на них)

2) Отгадай «Кто спрятался за забором?»: подуй так, чтобы заборчик приподнялся и увидишь лесного зверя.

-Кто же за желтым забором? (Лиса)

-Кто за зеленым забором? (Заяц)

2) «Свирель»: лесные звери обрадовались наступлению весны и заиграли на свирели.

3) «Бабочки» прилетели на полянку (подуть на бабочку, чтобы она взлетела)

4)«Ручеёк»: в траве зажурчал ручеек (трубочка и стакан)

Упражнения на дыхание в комбинации с упражнениями на развитие силы голоса:

5) -Как журчал ручеек? Давай длительно произнесем на выдохе звук [С].

Ручеек сначала журчит чуть слышно, а потом громко.

 6) Пока мы слушали журчание ручейка, к нам прилетел комар.

 -Какую песенку поет комарик? ( ЗЗЗЗЗЗЗ)

Комарик поет издалека еле слышно, потом приближается и поет громко.

4.Дифференциация изолированных звуков [З] -[С].

1)А сейчас поиграем. Если ты услышишь среди других звуков [З] - хлопни в ладоши, [С] - топни.

 (А, В, З, У, К, Ш, С, Д, З, С, С, Л, К, О, З, С)

5. Дифференциация звуков [З] -[С] в слогах.

1) Игра «Поймай звук»: подними руку, если услышишь слог со звуком [З], положи руки на парту, когда услышишь звук [С].

Са -За-Зу-Су-Зо-Зы-Со-Сы-За-Со-Су-Зу.

2) Игра «Четвертый лишний»: выдели лишний слог и назови его.
СА – СА – СА – ЗА (Лишний слог ЗА)

СО – ЗО – СО – СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ – СЫ – СЫ – СЫ (Лишний слог ЗЫ)
-Назови все лишние слоги? (ЗА, ЗО, ЗЫ)
- Слушай дальше.
ЗА – ЗА – ЗА – СА (Лишний слог СА)
СО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ – ЗЫ – СЫ – ЗЫ (Лишний слог СЫ)
-Назови все лишние слоги? (СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
3) Игра «Добавить слог»

-Са или За в конце слова: ли-са, гро-за, мимо-за, бере-за, стреко-за.

-Сы или Зы в конце слова: у-сы, бу-сы, ро-зы, ве-сы.

6. Дифференциация звуков [З] -[С] в словах

1) Игра «Подарок для зайца»: рассмотри картинки. Те предметы, что начинаются на звук [З], мы подарим зайчику, а те, что начинаются на звук [С], подарим лисе по сосной.

Картинки: сумка, роза, бусы, ваза, посуда, замок.

Развитие силы голоса: назови слова со звуком [С] тихо, со звуком [З] - громко.

2)Сейчас игра «Кто куда спрятался». Вы отгадываете слово, определяете звук, место звука в слове.

коза

лиса

зубр

слон

заяц

собака


 - Кто в левом верхнем углу? (Коза, звук [З] в середине)

- Кто в правом нижнем углу? (Собака, звук [С] в начале)

 - Кто под козой? (Слон, звук [С] в начале)

- Кто над зайцем? (Лиса, звук [С] в середине)

 - Кто между слоном и собакой? (Заяц, звук [З] в начале)

 - Кто справа от лисы? (Зубр, звук [З] в начале)

2) Рассмотри картинки, назови их и вставь подходящие буквы

коза

коса

роза

роса

Лиза

лиса

7. Дифференциация звуков [З] -[С] в предложениях

7.Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Чем различаются?

– Что особенно запомнилось на занятии?

8.Домашнее задание: подобрать по одному слову со звуками [З], [С]

- в начале слова,

- в середине слова,

-в конце слова.

Слова записать в тетрадь, подчеркнуть изучаемые звуки: звук [З] – одной чертой, звук [С] – двумя.




8.Домашнее задание: подобрать по одному слову со звуками [З], [С]

- в начале слова,

- в середине слова,

-в конце слова.

Слова записать в тетрадь, подчеркнуть изучаемые звуки: звук [З] – одной чертой, звук [С] – двумя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!