СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Р – Л в слогах, словах и предложениях».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков Р – Л в слогах, словах и предложениях».

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Р – Л в слогах, словах и предложениях».»

Индивидуальное логопедическое

занятие

на тему: «Дифференциация звуков Р – Л в слогах, словах и предложениях».

Подготовила:

учитель-логопед

МКОУ «Толпинская СОШ»

Фомина Е. А.


Тип урока: индивидуальное логопедическое занятие.

Цель: развитие слуховой, кинетической и кинестетической дифференцировки звуков [р] – [л].

Задачи: Образовательные:

  • закрепление знаний о механизме образования звуков [р]-[л];

  • обогащение словарного запаса.

  • развитие фонематического восприятия на акустические образы

Коррекционно-развивающие

  • закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении.

  • развитие моторики и подвижности артикуляционного аппарата;

  • формирование нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада;

  • развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.

  • Воспитательная

  • воспитание интереса к занятиям, трудолюбия, настойчивости.

Планируемые результаты:

Учащийся имеет представление:

  • о механизме образования [р]-[л];

  • О важности выполнения артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений на начальном этапе занятия.

Учащийся знает:

  • артикуляционную характеристику звуков;

  • различия между звуком и буквой;

Учащийся умеет:

  • выполнять артикуляционную, дыхательную гимнастику;

  • выполнять игровые задания и упражнения;

  • правильно произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложении;

  • различать на слух [р-[л];

  • составлять предложение.

Ход занятия:

  1. Психогимнастика.

- Мы пойдем с тобой гулять в сказочный лес. Мы пойдем спокойно, не торопясь, чтобы все увидеть, услышать и почувствовать ароматы леса. Вокруг высокие сосны, мы ими полюбуемся. Мы слышим, как под ногами снежок. Вдохнем полной грудью чудесный лесной воздух – и выдохнем. Вдохнем и выдохнем. Тут из-за дерева выглянул луч солнца и попал тебе на лицо. Сильно – сильно зажмурь глаза, напряги лицо. Еще сильнее. Держим напряжение. Держим. Спрятался лучик - расслабили лицо и глаза. Как приятно! А вот с сосновой ветки тебе на ручки упал холодный снег. Холодно. Напряги ручки. Расслабь. Напряги. Расслабь. Ручки согрелись. Теперь нам пора возвращаться в кабинет. Открой глазки. Мы вернулись.

- Сегодня у нас не простое занятие, а путешествие по сказочному лесу. Под сосенками мы будем находить задания, с которыми нужно будет справиться. Но для начала давай выполним артикуляционную гимнастику.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Упр. «Лошадка».

  2. Упр. Дятел».

  3. Упр. «Комарик».

  4. Упр. «Балалайка».

  5. Упр. «Заведи мотор».

  1. Механизм образования [р]-[л].

Давай произнесем звук [р] и посмотрим, где находится язычок. (Язык широкий. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Поступившего из гортани в ротовую полость. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

- А теперь звук [л]. Где находится язычок? (Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.)

  1. Дифференциация в слогах.

- Повтори за мной слоги:

Ра-ла ла-ра

Ро-ло ло-ро

Ру-лу лу-ру

Ры-лы лы-ры

  1. Дифференциация в словах.

- Назови предметы, которые ты видишь на картинке:

  1. Пальчиковая гимнастика.

- Давай немножко отдохнем, выполнив упражнения для пальчиков.

1) «Упр. «В гости».

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

А мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(постучать кулачками друг о друга)

Вместе пальчики-друзья.

(ритмично сжимать пальцы в кулачки и разжимать)

Друг без друга нам нельзя!

(соединить руки в «замок»)

2) Упр. с мячом-ёжиком.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

мяч летает между рук! из руки в руку)

  1. Дифференциация в предложение.

- Прочитай предложение и закончи его.

Рома распевал романсы, и Алла ему подпе… .

Волк выл громко на луну, и волчица вы… громко на луну.

На лугу скакал зайка, а за ним бежа… Лайка.

  1. Рефлексия.

- На этом наше занятие закончилось.

Если ты считаешь, что наша прогулка была полезной, и тебе понравилась, возьми себе солнышко. Если нет, тучку.


Список используемой литературы:

  1. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи/ Н. С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2013. – 120 с.: ил.

  2. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2006. – 174 с..

  3. Крупченко О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2013. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

4