Класс: 2 класс (ЗПР)
Предмет: логопедия
Тема занятия: Тема занятия: Дифференциация звуков и букв «С-З»
Продолжительность занятия: 40 мин.
Цель: Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З».
Задачи: 1) развитие слухового восприятия (дифференциация звуков с-з); 2) обогащение словарного запаса по теме «Зима»; 3) коррекция лексико-грамматического строя речи; 4) развитие мелкой моторики рук; 5) укрепление физического здоровья детей.
Оборудование: Символы звуков,арт.профили; предметные и сюжетные картинки; карточки с индивидуальными заданиями, колечки Су Джок., тетради.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков и букв "С-З"»
Конспект логопедического занятия.
Город: Ульяновск
ОУ: ОГБОУОЦДК «Развитие»
Учитель- логопед: Андреева Н.А.
Дата: 12.02.15
Класс: 2 класс (ЗПР)
Предмет: логопедия
Тема занятия: Тема занятия: Дифференциация звуков и букв «С-З»
Продолжительность занятия: 40 мин.
Цель: Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З».
Задачи: 1) развитие слухового восприятия (дифференциация звуков с-з); 2) обогащение словарного запаса по теме «Зима»; 3) коррекция лексико-грамматического строя речи; 4) развитие мелкой моторики рук; 5) укрепление физического здоровья детей.
Оборудование: Символы звуков,арт.профили; предметные и сюжетные картинки; карточки с индивидуальными заданиями, колечки Су Джок., тетради.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия: 2 мин.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ |
Знания | Умения |
Организация внимания, внутренней готовности к уроку. | - умение организовываться; - развитие фонематического восприятия; - развитие выразительности речи. | Словесныйнаглядный | Групповая, индивидуальная | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. Логопед: -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие, к нам пришло много гостей. Давайте подарим им свои улыбки. (Дети поворачиваются и здороваются с гостями). Молодцы, садитесь на свои места. | Слушание. Дети произносят. |
2. Артикуляционная гимнастика 4 мин.
Цель этапа: Развитие у детей правильного положения органов артикуляции при произнесении звуков [с], [з] и проводить работу по дифференциации артикуляционных поз при правильном произношении и дефектом произношении звуков.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ |
Знания | Умения |
Речевые звуки. | -умение отражать заданные: звуки, слоги, слова | Словесный, наглядный | Групповая | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Артикуляционные упражнения: -«Покажи зубки». Губы в улыбке, видны зубы, удержать в таком положении на счет 3-4, не напрягаясь. -«Трубочка». Вытянуть губы вперед трубочкой. Упражнения для языка. -«Накажем непослушный язычок». Шлепаем по язычку «пя-пя-пя». -«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу. -«Вертушёк» С силой дуем на вертушёк. Основная часть Игра «Шар лопнул». - Ребята, надувайте шарик. А теперь спустим воздух потихоньку. Какой звук вы слышите? ( с - с – с) Игра «Комарик». (картинка)- А как комарик звенит? (з-з-з) Ребята, как вы думаете, мы сегодня над какими звуками будем работать? - Сегодня мы будем работать над различением звуков [с] и [з] . Индивидуальное и хоровое проговаривание звуков [с] и [з]. Индивидуально – ссс, ззз. Хором – ссс, ззз . | Дети выполняют. проговаривание проговаривание |
3.Анализ артикуляции звуков з и с. 4 мин.
Цель этапа: Развитие у ребенка правильного положения органов артикуляции при произнесении звуков и проведение работы по дифференциации артикуляционных поз при правильном произношении звуков. Показ на профиле органов речи положение артикуляции звуков [с] и [з].
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ |
Знания | Умения |
| | словесный | групповая | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Логопед:- А теперь ребята, посмотрите на карточках правильное и неправильное положение органов артикуляции при произношении звуков [с-з]. Блок«Звукопроизношение»(проводится сравнение положения органов артикуляции при нормальном и дефектном произношении звука, ведется работа по постановке звука с опорой на зрительный контроль перед зеркалом и экраном монитора. - Ребята, объясните положение языка. (язык горочкой) -а теперь посмотрите на губы как мы держим? Зу - зубы (зубы «заборчиком», сомкнуты) -проверим голос , положите тыльную сторону ладони на горло (голосовые связки работают при звуке [З], а при звуке С они не работают, а спят)Характеристика звуков С и З по звуковой схеме. С З Согласный Согласный Глухой Звонкий | Дети произносят. Дети выполняют. |
4. Физкультминутка 2 мин.
Цель этапа: развитие внимания, снятие напряжения, укрепление здоровья.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Логопед: На звук с присесть, подпрыгнуть на звук з. Наклониться влево услышав в слове звук з, вправо услышав Звук с. | Выполняют упражнение. |
5. Игра: «Поймай звук».3 мин.
Цель этапа: развитие внимания.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Логопед: Покажи звонок, если в слове услышите звук з. Хлопни в ладоши, если в слове услышите звук с. | Выполняют упражнение. |
6. Буквы с и з 3 мин.
Цель этапа: закрепление зрительного образа букв.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Логопед: - Какими буквами обозначаем звуки [с], [з]? (показ на карточке буквы ЭС и ЗЭ). - На что похожи буквы? Буква ЭС похож на полуовал, а буква ЗЭ на цифру 3.Напишем их в тетрати | Выполняют упражнение. |
7. Графический диктант 3 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
-Сейчас проведём графический диктант. Если услышите в слове с-поставьте квадратик, если з-звоночик. Молодцы. | Выполняют упражнение. |
8. Су Джок терапия: 3 мин.
Цель этапа: стимуляция высокоактивных точек соответствия всех органам и систем, расположенных на пальцах рук.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Ребята, а сейчас вы будете надевать на каждый пальчик необычное колечко,начинаем с мизинчика. | Ученики выполняют. |
9.Сравнение пары слов по звучанию и смыслу в картинках (слова-паронимы). 5 мин
Цель: Развитие фонематического слуха на материале слов-паронимов, развитие словаря ребёнка.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ |
Знания | Умения |
| | словесный | групповая | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Логопед: -Теперь я скажу слова, а вы скажите, чем эти слова отличаются друг от друга (каким звуком отличаются) КОЗА-КОСА, ЛИСА-ЛИЗА, ЗАЙКА-САЙКА | Дети произносят. Дети выполняют. |
10. Развитие связной речи по теме «Зима»: 9 мин.
Цель этапа: обогащение словаря по теме «Зима».
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ |
Знания | Умения |
| Умение подбирать на заданный звук профессии | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
-Кто попробует составить рассказ о Зиме по представленной картинке. -Молодцы. | Дети составляют. |
11. Подведение итогов 2 мин.Рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Вы прекрасно потрудились, повторили буквы и звуки з-с,, составили про Зиму рассказ Молодцы. Будьте все здоровы! Успехов Вам! | |