Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Мурминский детский сад «Теремок»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области
Открытое занятие по теме:
«Дифференциация звуков [л-р]
в слогах и словах.
Лексическая тема: «Зима».
Составила и провела:
учитель-логопед Чауш-Оглы С.В.
Мурмино 2020 год
Методическая разработка по организации речевой деятельности для детей 5-6 лет: «Дифференциация звуков [л-р] в слогах и словах. Лексическая тема: «Зима».
(индивидуальная форма)
Цель: создать условия для дифференциации звуков [л-р] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
пробудить интерес к правильному произнесению звуков – [л, р] и самоконтролю;
закрепить умение дифференцировать звуки [л-р] в слогах и словах;
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию лексико-грамматического строя речи;
актуализировать словарный запас по лексической теме: «Зима».
Коррекционно-воспитательные:
Словарная работа: ввести в активный словарь ребенка существительное «снегопад».
Материалы и оборудование:
картинки:
- с изображением Зимы;
- с изображением мальчика: катающегося на лыжах и катающегося на санках, с горки;
снежинки со слогами - 6 шт;
картинки для составления предложений: снег, снег кружится, земля, снег ложится на землю;
раскраски по теме: «Зима».
Ход деятельности:
Вводная часть
Мотивация общения – создание положительного эмоционального настроя.
Ребенок заходит в кабинет. Логопед приветствует его.
Пробуждение интереса ребенка к занятию.
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие к нам на занятие пришел гость, а кто это ты сейчас узнаешь, отгадав загадку.
Запорошила окошки,
Разукрасила дорожки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
(Зима)
Логопед достает картинку с изображением зимы и сообщает ребенку, что сегодня наша гостья побудет на нашем занятии и посмотрит, как мы занимаемся, что умеем делать и что знаем о зиме.
Основная часть
Педагог предлагает ребенку вспомнить какие зимние развлечения он знает (лепим снеговика, снежную бабу; катаемся на коньках, санках, горке, лыжах; играем в снежки, хоккей и т.д.).
После того как ребенок перечислил зимние развлечения, логопед предлагает ему «покататься на лыжах» и на «санках с горки».
Логопед показывает картинку катающегося мальчика на лыжах, ребенок произносит звук ЛЛЛЛЛЛЛ. Показывая картинку катающего мальчика с горки звук РРРРРРР (можно чередовать картинки).
Педагог говорит, что ребенок был внимателен и переходит к выполнению следующего задания.
Логопед спрашивает у ребенка знает ли он, что такое снегопад? (Ребенок объясняет это понятие, если он затрудняется педагог помогает ему.)
Снегопад – это обильное выпадение снега.
Логопед предлагает ребенку составить предложение со словом снегопад.
Педагог сообщает ребенку, что и у нас настоящий снегопад и раскладывает перед ним снежинки, на обратной стороне которых написаны слоги. Ребенок выбирает снежинку и повторяет слог за логопедом.
(ЛА, РА, ОР, ЛУ, РЫ, ОЛ).
Логопед предлагает ребенку сдуть все снежинки (выполняется дыхательная гимнастика - «Снежинки»).
Снегопад прошёл, и Логопед предлагает ребенку поиграть в дидактическую игру «Наряди елочку».
Ребенку даются две одинаковые по форме елочки. У одной ёлочки звезда изображена в виде буквы «Л», у второй звезда изображена в виде буквы «Р».
(Ребенок раскладывает ёлочные игрушки со звуком [л] на елочку со звездой в виде буквы «Л», а игрушки со звуком [р] на елочку со звездой в виде буквы «Р»).
Педагог хвалит ребенка, говоря ему о том, что у него получились очень красивые елочки, с правильно разложенными шарами.
Для развития мелкой моторики и предупреждения утомляемости ребенку предлагается пальчиковая гимнастика «Снеговики»
Между елок вдоль реки
(Нарисовать в воздухе елку.)
Разбрелись снеговики.
(Обе руки с «ножками» – указательными и средними пальцами – расходятся в разные стороны.)
Каждый ищет,
(Рука «козырьком» ко лбу.)
И зовет
(Ладони «рупором» ко рту.)
Снежных баб на хоровод.
(Нарисовать в воздухе снежную бабу.)
В завершении занятия логопед проводит игру «Составь предложения по картинкам».
Белый снег кружится,
И на землю ложится.
(Ребенок с помощью подготовленных картинок выкладывает предложения и проговаривает их).
Итог занятия
Логопед предлагает ребенку ещё раз вспомнить как называется обильное выпадение снега - (снегопад).
Педагог поощряет ребенка. Говорит ему о том, что нашей гостье очень понравилось наше занятие. Зима принесла ему подарок, раскраску с изображением зимних развлечений.
ИСТОЧНИКИ
Артюшина А.Н. АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Стихи и скороговорки. – Москва: ЗАО «РОСМЭН», 2014. – 47 с.
Волкова Л.С. ЛОГОПЕДИЯ. – Москва: центр «ВЛАДОС», 2004. –704 с.
Городилова В.И., Рау Е.Ф. ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ ПРОИЗНОШЕНИЯ у школьников, (выпуск второй) [Л, Р]. – Москва: ГСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР, 1957. – 152 с.
Грецкая Т.Е. Учим звуки [Л], [Р]. – Москва: Творческий центр СФЕРА, 2009. – 32 с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – Москва: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2019. – 32 с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. – Москва: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2019. – 32 с.
Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 107 с.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. - Альбом 1,2,3,4. – Москва: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2019. – 48 с.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. – Москва: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1973. – 143 с.
Пальчиковая гимнастика:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/12/23/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-zima?ysclid=ldrigjytvf209717365
6