Конспект индивидуального логопедического занятия
«Дифференциация звуков [С]-[Ш]
Цель: дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
- закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш];
- учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов.
- продолжить формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха и слухового внимания;
- совершенствование грамматического стоя речи: учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
коррекционно-воспитательные:
- воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
- формирование контроля над собственной речью;
- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
- воспитывать самостоятельность,
-формировать положительное отношение к занятию,
Оборудование: зеркало, картинки с изображением артикуляционной гимнастикой, мяч, Су Джок, 2 корзинки, предметные картинки на звуки С-Ш, куклы Соня и Шура.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Здравствуй …………, к нам сегодня на занятие пришли Соня и Шура. Они предлагают тебе выполнить упражнения для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
«Чашечка»
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
«Часики»
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево-тик, вправо-так,
Тик-так, тик-так.
«Маляр»
Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.
«Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе-
Язычок я подниму и
Остатки оближу.
«Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Логопед: Молодец ……, ребятам очень понравилось, как ты выполнял(а ) упражнения.
Логопед: Сегодня, мы с тобой будем учиться не путать звуки [С] и [Ш].
Для начала нужно вспомнить, как выглядят наши губки, что делает язычок, и какой ветерок дует, когда мы свистим и шипим!
Свистим – губы улыбаются, язычок внизу, зубы сомкнуты, ветерок холодный!
- дует холодный ветерок: с-с-с-с-с-с-с-с;
Шипим – губы круглые, зубы сомкнуты, язычок вверху в виде чашечки, в которой горячий чай, поэтому и ветерок дует теплый!
- дует тёплый ветерок: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Логопед: (Имя ребёнка), Соня принесла с собой колечки Су Джок , и предлагает поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Надеваем колечко на пальчик произносим слог со звуком С (СА), снимаем - слог со звуком Ш (ША). (Со – шо ;Су – шу ;Сы – ши ;Ша – СА; Шо – со; Шу – су; Ши – сы )
Логопед: (Имя ребёнка), Шура предлагает игру «Хлоп-топ». Когда он будет называть тебе слоги со звуками С, то ты хлопай в ладоши, а на звук Ш топай ножками. МА, СА, ТО, ШУ, УС, ДЫ, ШИ,………
Логопед: Молодец, внимательно слушал(а).
- Предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза. (Речь с движением)
Ша-ша-ша – мы шагаем не спеша,
Са-са-са – голубые небеса,
Шу-шу-шу – птичкам крошек накрошу,
Су-су-су – и водички принесу,
Ши-ши-ши – наши детки хороши,
Сы-сы-сы – надо спрятать нам носы.
Логопед: (Имя ребёнка), помоги, пожалуйста, ребятам Соне и Шуре разобрать предметы.
- Разложить предметные картинки на звук С к Соне в корзинку, на звук Ш к Шуре в корзинку. ( сок, санки, самокат, суп, сахар, сарафан, шорты, штаны, шуба, шарф, шкаф, шапка,….)
Логопед: Молодец.
Логопед: Шура, предлагает, поиграть в волшебников. Одни слова превращать в другие. Он будет называть слова, а ты звук [С] заменять на звук [Ш] и у вас получатся новые слова. Давайте попробуем.
Сутки – шутки споры -споры
Сайка -шайка стык -штык
Стуки -штуки стиль-штиль
Логопед: Умница, Соня проголодалась и приглашает заглянуть на кухню, посмотреть, что же там есть вкусненькое. Соня спрашивает, а ты называй.
Суп из фасоли, какой? – фасолевый.
Каша из пшена, какая? – пшенная.
Сок из ананасов, какой? – ананасовый.
Компот из груш, какой? – грушевый.
Сок из вишни, какой? – вишневый.
Джем из смородины, какой? – смородиновый.
Компот из абрикосов, какой? – абрикосовый.
Варенье из сливы, какое? – сливовое.
Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно? Какие задания были трудными? Интересными?
Соне и Шуре очень понравилось с тобой играть, и они предлагают тебе дома выполнить ещё одно задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.
До свидания, Соня и Шура, до новых встреч.