Тема: Дифференциация Ш-Щ. .
Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ»,
закрепление зрительного образа букв «ш» и «щ». .
Формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах. .
Развитие фонематического восприятия. .
Формирование навыков самоконтроля, интересов к занятиям.
Оборудование: плакат «Буквы ш и щ», индивидуальное зеркало, артикуляционные профили. Мяч, предметные картинки со звуками «ш» и «щ», карточки.
Речевой материал: слова, словосочетания, предложения, рассказ.
План занятия.
1. Органиционный момент. .
Основная часть. .
Физкультминутка. .
Итог занятия.
Ход занятия .
1.Организационный момент
- Чтобы настроиться на рабочий лад, повторим чистоговорки.
Ша - ша - ша - наша Маша хороша.
Ши - ши - ши - есть у Маши ландыши.
Какой звук встречался чаще всего?
Звук «ш».
Ща - ща - ща - дождь идет я без плаща.
Ще - ще - ще - нет дождя а я в плаще.
Какой звук встречается чаще всего?
Звук «щ».
Ты догадался, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?
Звуки «ш» и «щ».
2. Основная часть
Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ» перед зеркалом.
Работа с артикуляционными профилями звуков.
- Произнеси звук «ш». Ш-ш-ш.
Покажи с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «ш»?
Одна ладошка - язычок, другая - верхнее небо.
Кончик языка приподнят к переднему краю верхнего неба и образует с ними щель. Поднеси ладошку ко рту.
Что ты чувствуешь?
Теплая воздушная струя.
Звучит ли голос, когда мы говорим звук «ш»?
Нет, голос не звучит.
Произнесите звук «щ» Щ-щ щ
Как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «щ»?
Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель, воздушная струя идет через рот, голос не звучит.
Игра-звукоподражание «Кто наблюдательный»
Показ картинок с изображением дерева и яичницы на сковороде.
Как дерево шумит ветками?
Ш - ш - ш.
Когда яичница жарится, как шипит масло?
Щ - щ - щ.
Показ картинок в различной последовательности, ребенок произносит соответствующее звукоподражание и показывает положение языка ладошками.
Работа в тетради
- Запиши букву «ш» и букву «щ» в тетради.
Чем они похожи и чем отличаются?
Они состоят из трех крючков, но у буквы «щ» есть хвостик.
Правильно. Ш и Щ - родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.
А сейчас я расскажу тебе сказку.
Сказка «Буквы - путешественницы»
- Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетели через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала вводу. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь - не ш - ш - ш, а щ- щ - щ (см. плакат). А рыба эта с тех пор стала называться…. (щука). На берегу в это время стояли две гласные буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь \выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в воду и вытащила «щ» на берег. Тех пор буква» щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща….
Работа в тетради
- Запиши, какой заборчик получился, продолжите его до конца строчки, не ошибитесь. На следующей строчке построим другой заборчик.
Запись под диктовку слогов, проверка с хлопками, слоги ша, щу, ща, щи, ши, ще, аш, ащ, уш, ущ
. Динамическая пауза
- Шарик надуваем - ш-ш-ш (руки через стороны вверх), Шарик выпускает воздух - щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
Физкультминутка
Чтение стихов с движениями «Дерево».
Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).
Закачалось деревцо (руки вверх, покачивая вправо и влево).
Ветер тише, тише, тише - (медленно опустить руки, присесть).
Деревцо все выше, выше (встать\, поднять руки вверх, потянуться).
Игра «Два щенка»
- Два веселых шумных щенка прячут вещи по уголкам. Одного зовут Шарик, а другого - Щенька. Шарик тащит картинки, в названиях которых есть «ш», а Щенька - «щ».
Давай поможем им разделить картинки (распределить карточки на две стопочки).
Картинки: щавель, шапка, щука, шуба, лещ, ландыш, ящик, клещи, мишка, вишни, щетка, рубашка.
Работа в тетради
- Я буду показывать тебе картинки, а ты запиши букву в тетрадь - «ш» или «щ».
Лещ-щ, Шуба-ш, Щука-щ, Ящик-щ, Мишка-ш, Шапка-ш, Клещи-щ, Щавель-щ, Вишни-ш, Щетка-щ Рубашка-ш.
Игра «Добавь недостающую букву (слог)
- Давай поиграем, а буду кидать мяч и говорить слова.
Что не так в этих словах?
Какой буквы не хватает?
Слова:…апка, …ука, …ум, …Авель, …ётка, …айба, пла…, малы…, ду…, ле…, бор…, ланды…
Добавь слог: ша или ща: Да…., пи…, ка….ча…, ро…, на…, гу…
Добавь слог ши или щи: Пи…, та…, ма…, ве…, кле…, малы…, ле…
3. Заключительная часть занятия
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
Учились правильно произносить звуки «ш» и «щ», различать буквы «ш» и «щ». Молодец! Ты сегодня хорошо занимался.
Пароль на выход
- Выходя из класса, скажи одно слово со звуком «ш», другое - со звуком «щ».