СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков З-С.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков З-С.»

Министерство образования РФ

Главное Управление образования администрации Челябинской области.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 52» города Магнитогорска

455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Ржевского,4; тел 48 21 43











Открытый урок по логопедии.

«Различение парных по глухости-звонкости звуков 3-С».






Учитель-логопед: Корнеева Ю.А.





Магнитогорск 2021

Открытый урок по логопедии

Технологическая карта урока


Предмет: Логопедия класс_____2_____

Учитель-логопед: Корнеева Юлия Александровна школа: МОУ «С (К) ОШИ № 52» г. Магнитогорска

Тема урока

Различение парных по глухости-звонкости звуков 3-С.

Тип урока: Повторение ранее изученного материала

Целевые установки урока

(для учителя)

Личностные:

-воспитание положительного настроя к уроку;

-развитие мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

-развитие умения работать в группах, умения выслушать других;

-развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.

Предметные:

-повторение ранее изученного материала;

-развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза;

-развитие лексико-грамматического строя речи;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-обогащение активного словаря;

-развитие навыка выразительного чтения;

-развитие навыка письма.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

-развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-уточнение характеристики звуков [З] и [С];

-закрепление умения различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;

-развитие умения соотносить звуки [З]-[С] с буквами З и С;

-развитие устной речи через составление предложений, ответов на вопросы;

-обогащение активного словаря;

-развитие навыка выразительного чтения;

-развитие навыка письма.

-формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры совместного положительного результата;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем;

-формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия;

-формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта

-развитие активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

-выполнение учебных действий в речевой и умственной форме;

-установка причинно-следственных связей;

-обобщение понятий;

-формулировка собственного мнения;

-использование речи для регуляции своего действия;

-адекватное использование речевых средств, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи.


Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература:

-рабочие тетради.

Дидактический материал: оформленная доска, картинки, зеркала, карточки с заданиями.

ЦОР

-презентация на тему урока, реализуемая с помощью проектора.

Ход урока

Этап урока: Организационный момент. Приветствие.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, мои дорогие!

И маленькие и большие

Вижу, как вы подросли.

До чего ж вы хороши!

-Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года, месяц, число, день недели.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Ответы на вопросы.


-ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

-мотивационная основа учебной деятельности.

Этап урока: Артикуляционная гимнастика.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

В начале нашего урока мы должны подготовить к работе наш язычок и губки, чтобы красиво и правильно говорить.

Воспроизведение комплекса артикуляционной гимнастики на компьютере. (Заборчик, Трубочка, Заборчик-трубочка, Лопаточка, Иголочка, Лопаточка-иголочка, Качели, Почистим зубы, Маляр, Чашечка, Вкусное варенье, Киска сердится, Грибок, Гармошка, Лошадка).

Закрепление: Ребята, что мы с вами сейчас делали?

Повторение движений по образцу.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни;

-развитие органов артикуляционного аппарата.

Этап урока: Актуализация знаний. Объявление темы урока.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для получения нового материала; тренировку соответствующих мыслительных операций.

-Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит «во все глаза» –
Длиннорогая … (коза)


Блестит-сверкает чище серебра,

На луг зеленый просится с утра. (коса)


-Ребята, вы догадались что это? Правильно это коза и коса!
-Какими звуками отличаются эти слова?

Правильно, звуки [З] и [С]. С этими звуками мы будем сегодня работать и играть.

Сначала нам нужно вспомнить, что происходит с нашими зубами, губами и язычком, когда мы произносим эти звуки.

  1. [С]— Губы слегка улыбаются. Зубы сжаты либо стоят друг от друга на 1-2 миллиметра. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута. Голосовые связки расслаблены.

[З] — Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (З  – звонкий  звук).

Звук [З] - согласный, звонкий (горлышко дрожит), твердый.

Звук [С] - согласный, глухой (горлышко не дрожит), твердый.

Закрепление: Ребята, что мы сейчас с вами делали?



Разгадывают загадки.






Звуки [З] и [С].






-построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте;

-построение речевого высказывания в устной форме;

-развитие высших психических функций;

-развитие звуко-буквенного, слогового анализа слов.


Этап урока: Пальчиковая гимнастика.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

Прежде чем приступить к работе и выполнению заданий, давайте разомнем наши пальчики и сделаем гимнастику.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты ладоней)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, хомяк и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке).

Закрепление: Ребята, что мы с вами сейчас сделали?

Повторение движений по образцу.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни;

-развитие мелкой моторики пальцев рук.

Этап урока: Работа над новым материалом.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает «открытие» детьми нового знания;

-усвоение детьми нового материала и возможности использовать его в жизненных ситуациях;

-самостоятельное выполнение учащимися задания в устной форме.

Карточка № 1.

Произношение звука в слогах и одновременно развитие фонематического восприятия.

Посмотрите, у кого на парте лежит карточка с цифрой 1. Прочитай, выполни задание. Чтение слоговых дорожек.

За-са-са

Зо-со-зо

Сы-сы-зы

Су-су-зу

Сэ-зэ-зэ

Карточка №2. Игра «Измени слово» Посмотрите, у кого на парте лежит карточка с цифрой 2. Прочитай, выполни задание.

Замени [С] на звук [З] и наоборот.

коза-коса

Лиза-лиса

роза-роса

Сима-зима

Сайка-зайка

Карточка №3. Задание «Добавь слог ЗЫ или СЫ» Посмотрите, у кого на парте лежит карточка с цифрой 3. Прочитай, выполни задание.

бу…

ве…

арбу…

ча…

рель…

алма…

гро… берё…


но… поло…

моро…

ва…



Закрепление: Ребята, что мы с вами сейчас сделали?

Чтение и повторение на слух индивидуально, а затем вместе слогов, написанных на листе.








Выполняют предложенное задание устно.








Выполняют предложенное задание на доске по очереди.

-построение логического суждения, включающего установление причинно-следственных связей;

-проявление познавательной инициативы;

-построение речевого высказывания в устной форме;

-установка причинно-следственных связей;

-формулировка собственного мнения и позиции;

-использование речи для регуляции своего действия;

-развитие звуко-буквенного, слогового анализа слов;

-развитие навыка словообразования;

-развитие мелкой моторики.

Этап урока: Физкультурная минутка.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

«Дружно маме помогаем» Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем. Подметаем все кругом и бегом за молоком. Маму вечером встречаем, двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.

Дети повторяют движения.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни.

Этап урока: Закрепление. Работа в тетради.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

-самостоятельное выполнение учащимися задания в устной форме.

Карточка №4. Работа с текстом. Запись в тетрадь. Посмотрите, у кого на парте лежит карточка с цифрой 4. Прочитай, выполни задание.

Любопытная сова

Не спит лупоглазая сова, когда темно. В темноте глаза совы всё видят: вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когда весь лес заснет, сова вылетит из дупла, везде заглянет, всех напугает, а потом усядется на сук и заухает.

Про кого мы прочитали текст?

Что видит сова в темноте?

Когда сова вылетает из гнезда?


Читают рассказ по цепочке. Отвечают на вопросы. Записывают текст в тетрадь. Находят в тексте изучаемые буквы, подчеркивают их.





-построение логического суждения, включающего установление причинно-следственных связей;

-проявление познавательной инициативы;

-развитие звуко-буквенного анализа слов;

-развитие навыка правильного письма.

Этап урока: Итог. Рефлексия.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает оценку учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

О каких буквах мы говорили на уроке?

Что еще мы делали на уроке?

Вам понравился сегодняшний урок?

Молодцы. Вы хорошо поработали, активно отвечали на вопросы и выполнили все задания.

Учитель раздает задание выучить дома скороговорки.

Заглянула в дверь коза, очень грустные глаза.

У Зои и Сани в сетях сом с усами.

Везёт Сенька Саньку с Зинкой на санках.

Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими мыслями.

С помощью ёлочной игрушки демонстрируют свое настроение.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.

Диагностика достижения планируемых результатов:

На уроке использовались методы и приёмы, направленные на формирование УУД.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при изучении новой темы (смыслообразование), на этапе оценивания учащимися собственной деятельности в конце урока, во время проведения физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики.

Познавательные УУД формируются при принятии новых знаний (работа с новой информацией); при выполнении самостоятельной работы (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.). На этапе первичного закрепления (выделения существенных признаков). В процессе развития звуко-буквенного анализа слов, слогового анализа, лексико-грамматического строя речи, активизации словарного запаса, развитию навыка правильного чтения и письма.

Регулятивные УУД формируются на этапах рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль).

Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!