Дифференцированная работа
3 класс ( УМК XXI век)
Приоритетное направление начального образования – становление личности младшего школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с его индивидуальными способностями.
Основные цели:
— развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;
— воспитание нравственных и эстетических чувств;
— освоение системы знаний, умений, навыков;
— охрана и укрепление здоровья;
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Дифференциация – разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. В педагогике дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Ш.А.Амоношвили: «Обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников».
Индивидуальный подход предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
Этапы реализации дифференцированного подхода:
— определение критерия, в соответствии с которым создаются группы учащихся для дифференцированной работы;
— проведение диагностики на основе выбранного критерия;
— распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики;
— определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся;
— реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока;
— диагностический контроль за результатами работы учащихся.
Уровни обучаемости:
1 группа – низкий уровень обучаемости;
2 группа – средний уровень обучаемости;
3 группа – высокий уровень обучаемости.
Используя на уроках математики в начальной школе технологию дифференциации, повышается интерес детей к предмету, каждый ученик обучается на уровне его возможностей, сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, решается проблема неуспеваемости, повышается качество знаний.
Примеры дифференцированных заданий для учащихся 3 класса на уроках математики ( УМК XXI век)
1 задание.
На базе было 260 кг вишни. В школьные буфеты отправили 8 ящиков по 6 кг вишни, в детские сады – 7 ящиков по 5 кг и в кафе – 9 ящиков по 8 кг. Сколько кг вишни отправили с базы? Сколько кг вишни осталось на базе?
Задание для 1 группы – выполни рисунок к задаче и реши по действиям.
Задание для 2 группы – выполните краткую запись к задаче и решите по действиям.
Задание для 3 группы – выполни краткую запись к задаче, решение запиши выражением.
2 задание.
В столовой за день израсходовали 72 кг картофеля и 8 кг моркови. Во сколько раз меньше израсходовали моркови, чем картофеля?
Задание для 1 группы – реши задачу.
Задание для 2 группы – выполни краткую запись задачи и реши.
Задание для 3 группы – выполни краткую запись задачи и реши. Придумай еще один вопрос к условию задачи. Реши ее.
3 задание.
Даны выражения:
81 -29 + 27 72 : 9 – 3
43 +37 – 18 : 3 74 + ( 67 – 31) : 4
48 :6 – 24 : 8 54 + 6 * 3 – 72 : 8
12 :6 + 9 28 – 4 * 2 + 45 : 9
Задание для 1 группы – вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для 2 группы – разбейте выражения на 3 группы. Найдите значения выражений.
Задание для 3 группы – разбейте выражения на 3 группы. Найдите значения выражений. Добавьте в каждую группу по одному выражению.
4 задание.
Два жука сидят на соломине длиной 19 см. Один из них находится на расстоянии 5 см от левого конца соломины, а другой – на расстоянии 7 см от правого конца соломинки.
Задание для 1 группы – выполни чертеж, обозначь жучков точками.
Задание для 2 группы – выполни чертеж, измерь и запиши расстояние между точками.
Задание для 3 группы – как вычислить это расстояние, не выполняя измерений. Запиши решение задачи.
5 задание.
Длина прямоугольника 5 см, ширина -3 см. Найдите периметр прямоугольника.
Задание для 1 группы – найди периметр самым простым способом.
Задание для 2 группы – найди периметр разными способами.
Задание для 3 группы – Найди периметр прямоугольника. Начерти квадрат с таким же периметром.
6 задание.
Вычисли длину ломаной, в которой
1 группа – 4 звена по 3 см
2 группа – 4 звена по 3 см и 3 звена по 5 см.
3 группа – 4 звена по 3 см, 3 звена по 5 см, 2 звена по 7 см. Запиши решение выражением.
7 задание.
Длина спички 5 см.
1 группа – выложи из спичек квадрат с длиной стороны 10 см.
2 группа – выложи ломаную из трех звеньев: длина первого звена 5 см, а каждое следующее звено на 5 см длиннее предыдущего.
3 группа – выложите квадрат со стороной 10 см, вычислите периметр данного квадрата и площадь.
Задачи на кратное сравнение
I уровень
Решите задачу:
Один карандаш стоит 18 рублей, а ластик - 9 рублей. Во сколько раз больше стоит карандаш, чем ластик?
II уровень
Решите задачу:
За одну тетрадь заплатили 8 рублей, а за блокнот – 32 рублей. Во сколько раз меньше заплатили за тетрадь, чем за блокнот?
III уровень
Решите задачу:
Цена одного простого карандаша – 9 рублей, а набор из пятицветных карандашей стоит 36 рублей. Во сколько раз больше стоит набор цветных карандашей, чем один простой карандаш?
Задачи на нахождение 4-го пропорционального
I уровень
Решите задачу, заполнив таблицу «цена, количество, стоимость»:
За 2 кг моркови уплатили 10 рублей. Сколько надо уплатить за 6 кг моркови по такой же цене?
II уровень
Решите задачу, заполнив таблицу «цена, количество, стоимость»:
За 6 карандашей заплатили 36 рублей. Сколько стоят 2 таких карандаша?
III уровень
Решите задачу, заполнив таблицу «цена, количество, стоимость»:
На 9 одинаковых обложек для тетрадей израсходовали 72 рубля. Сколько рублей потребуется на покупку 3 таких обложек?
Площадь прямоугольника
I уровень
Найдите периметр прямоугольника
5 см
4 см
II уровень
Найдите площадь прямоугольника и периметр.
5 см
3 см
III уровень
Начертите данный прямоугольник и найдите его площадь и периметр.
6 см
5 см
Умножение на 8
I уровень
Вычислите:
8 * 2 = 5 * 8 =
8 * 6 = 7 * 8 =
8 * 8 = 9 * 8 =
II уровень
Вычислите:
8 * 2 + 4 = 6 * 8 – 8 =
8 * 3 – 4 = 8 * 8 + 6 =
8 * 5 + 5 = 9 * 8 – 2 =
III уровень
Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства стали верными.
8 * = 32 * 8 = 48 – 8
* 8 = 56 8 * = 56 – 8
8 * = 72 46 + 18 = * 8
Деление на 8
I уровень
Вычислите:
16 : 8 = 56 : 8 =
32 : 8 = 64 : 8 =
48 : 8 = 72 : 8 =
II уровень
Вычислите:
24 : 8 + 2 = 44 - 32 : 8 =
40 : 8 + 5 = 26 - 48 : 8 =
56 : 8 + 3 = 18 - 64 : 8 =
III уровень
Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства стали верными.
: 8 = 4 : 8 = 36 + 12
: 8 = 9 : 8 = 42 + 14
64 : = 8 5 + 35 = : 8
Умножение и деление на 8 и 9
I уровень
Вычислите:
8 * 5 + 10 = 36 : 9 + 6 =
8 * 6 – 8 = 56 : 8 + 3 =
8 * 9 – 2 = 63 : 9 - 2 =
II уровень
Вычислите:
8 * 7 – 8 * 2 = 27 : 9 – 16 : 8 =
8 * 8 – 8 * 3 = 81 : 9 + 56 : 8 =
6 * 8 – 9 * 2 = 72 : 9 – 72 : 8 =
III уровень
Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства стали верными.
8 * = 9 * 5 – 5 72 : 9 = 72 :
8 * 7 = 9 * + 2 64 : = 63 : 9 + 1
* 8 = 3 * 9 – 3 : 8 = 81 : 9 – 3
Сводная таблица умножения
I уровень
Вычислите:
3 * 9 = 36 : 4 =
4 * 8 = 54 : 9 =
7 * 4 = 56 : 7 =
8 * 7 = 72 : 8 =
II уровень
Вычислите:
15 : 3 * 9 = 49 : 7 * 5 =
21 : 3 * 8 = 54 : 6 * 7 =
32 : 8 * 4 = 72 : 9 * 4 =
45 : 5 * 6 = 81 : 9 * 3 =
III уровень
Заполните пропуски:
2 * 6 : = 36 : 9 24 : 3 * = 4 * 4
6 * 3 : = 72 : 8 48 : 8 * = 4 * 3 8 * 3 : = 28 : 7 54 : 6 * = 3 * 6
Задачи в три действия
I уровень
Решите задачу в три действия:
В столовую привезли 2 ящика по 9 кг груш и 3 ящика яблок весом по
7 кг. Сколько всего кг фруктов привезли в столовую?
II уровень
Решите задачу:
Школьники посадили в парке 4 ряда берёзок по 5 штук в каждом ряду и 3 ряда елей по 6 штук в ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?
III уровень
Решите задачу:
Молоко налили в 5 трёхлитровых банок и в 2 двухлитровые банки. Сколько всего литров молока налили?
Приемы письменных вычислений в пределах 1000
I уровень
Вычислите:
200 + 300 – 150 = 160 + 40 + 820 =
560 – 60 + 180 = 630 + 70 – 500 =
II уровень
Вычислите:
(720 + 80) – 500 = 960 - (750 + 120) =
(650 – 500) + 300 = 400 + (210 + 390) =
III уровень
Вычислите:
(430 + 190) – 160 = 1000 - (640 + 290) =
(660 – 480) + 180 = 430 + (140 – 70) =
Письменное сложение и вычитание
I уровень
Вычислите:
375 453 298 532 + 95 + 176 - 276 - 488
II уровень
Вычислите, записывая столбиком:
551 + 89 = 271 – 184 =
229 + 116 = 637 – 273 =
III уровень
Вычислите, записывая столбиком:
288 + 69 = 862 – 179 =
725 + 97 = 630 – 248 =
Письменное умножение на однозначное число
I уровень
Вычислите:
115 212 132 361
х 5 х 4 х 6 х 3
II уровень
Вычислите, записывая столбиком:
246 · 2 = 182 · 5 =
312 · 3 = 129 · 7 =
III уровень
Вычислите, записывая столбиком:
497 · 2 = 156 · 5 =
284 · 3 = 134 · 7 =
Письменное деление на однозначное число
I уровень
Вычислите:
684 2 960 3 720 4 128 8
II уровень
Вычислите:
189 : 3 = 625 : 5 = 840 : 4 = 245 : 7 =
III уровень
Вычислите:
552 : 2 = 850 : 5 = 738 : 3 = 520 : 8 =
Примеры дифференцированных заданий для учащихся 3 класса на уроках русского языка
(УМК XXI век)
Задания 4-го уровня относятся к олимпиадным, что позволяет развивать познавательные и творческие способности и обеспечивает успешность обучения.
Окончание.
1 уровень. Выдели окончания в подчёркнутых словах.
Под пенёчком на горе
Ёж всю зиму спал в норе.
2 уровень. Вставь пропущенные буквы:
Прохлада леса хр . нила н . чную т . шину. Набухли от в . ды
ветки кустов.
Выдели окончания имён существительных.
3 уровень. Составь из данных слов предложения. Выдели в словах окончания.
Из, коридора, мы, входить, в, светлая, комната. На, стол, у, окно, стоит, лампа.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень. Грамматическая арифметика.
Ба + большой деревянный сосуд = летающее насекомое.
Напиши его название. Выдели в слове окончание.
____________________________________________________
____________________________________________________
Нулевое окончание.
1 уровень.
Подчеркни слова с нулевым окончанием.
Торт, дома, стул, красный, пять, шкаф, обувь, ружье, дочь.
2 уровень. Закончи пословицу. В подчёркнутых словах выдели окончания.
Человек от лени болеет, а от труда ____________________.
3 уровень.
Составь словосочетания, выдели окончания.
Перед (заря), осенним (лист), отправиться (поход), стремиться (знания).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Шарада.
С Б - мучительной бываю,
С М - одежду пожираю,
С Р - актёру я нужна,
С С - для повара важна.
Угадай и запиши слова, выдели окончания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основа слова.
1 уровень.
Укажи основу в выделенных словах.
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет…
2 уровень.
Составь предложения. Выдели основу в словах.
Варя, увидеть, сарая, кошка, у.
____________________________________________________
Упасть, земля, на, последний, листок.
____________________________________________________
3 уровень.
Найди часть слова, отгадай и запиши слово:
Корень из слова «снежок».
Приставка из слова «поднос».
Суффикс из слова «школьник».
_______________________________________________
Составь предложение с этим словом. Подчеркни главные члены предложения.
____________________________________________________
4 уровень. Допиши строчки. Выдели основы в словах.
Знайте, не бывает лодки без реки,
Праздника – без песни, хлеба – без ______________,
Дождика – без ___________, розы - без __________,
Сказок – без _____________, леса – без ___________.
Разбор слова по составу.
1 уровень.
Разбери слова по составу:
Маленький, столик, горка, ранний.
2 уровень.
Укажи, состав какого слова соответствует схеме:
а) выдумщики
б) полёт
в) перекрёсток
3 уровень.
Запиши слова к следующим схемам:
____________________________________________________
4 уровень.
Подобрать к прилагательным однокоренные существительные, разобрать слова по составу.
Смелый - __________________, старый - _______________,
Крикливый - ____________, ленивый - ________________.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корень слова.
1 уровень.
Выпиши однокоренные слова, выдели корень:
Осень - пора грибов. Грибники едут в лес. Они ищут грибные места. Грибы вырастают из грибниц. Под берёзами, осинами, елями - всюду прячутся грибочки.
____________________________________________________
2 уровень.
Укажи «лишнее» слово:
а) семя, б) семечко, в) семья, г) семенной
3 уровень. Подбери однокоренные слова с данным корнем в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное.
Желт- _____________________________________________
Бег- _____________________________________________
4 уровень.
Запиши 4 слова, прибавляя по одной букве к слову па:
Газообразное состояние.
Место отдыха.
Театральная принадлежность у актёра.
Теплица.
Подчеркни однокоренные слова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приставка.
уровень.
Найди слова с приставками и выдели в них приставки.
На опушках появились первые подснежники. На лесную тропку из кустов выскочил заяц. С дерева спрыгнула белка.
уровень.
Подбери к данным словам однокоренные слова с приставками. Запиши их.
Носить, возить, сидеть, ловить.
____________________________________________________
____________________________________________________
уровень.
Придумай и запиши три слова к следующим схемам:
; ;
________________________________________________________________________________________________________
Выдели части слова.
4 уровень.
Подбери слова, противоположные по смыслу, с приставками:
уходить - __________________________________________
делать - ____________________________________________.
Выдели приставки.
Тема: Суффикс.
1 уровень.
Обозначь суффикс в подчёркнутых словах.
Белочка сидела на тропинке. Она нашла беленький грибок.
2уровень.
Образуй слова, используя суффиксы:
-чик-, -очк-, -еньк-, -ушк-, -к-
от данных слов: рыба, изба, Роза, Маша, стакан.
___________________________________________________
___________________________________________________
3 уровень.
Найди слова к схеме:
а) пробегу б) грибки в) вход г) травка д) слоник
Составь предложение с одним из слов, укажи суффикс.
____________________________________________________
уровень.
Впиши одинаковый корень в слова, выдели суффиксы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова с двойными согласными.
1 уровень.
Запиши слова в алфавитном порядке. Подчеркни в словах удвоенные согласные.
Телеграмма, дрессировка, группа, оперетта, колонна, металл.
________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Раздели слова с удвоенными согласными для переноса.
Аллея, жужжат, программа, Филипп.
____________________________________________________
3 уровень.
Составь два предложения с любыми словами. Подчеркни главные члены предложения.
Аккордеон, антенна, хоккей, балл, бассейн, бриллиант, горилла, грипп, массаж, пассажир.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Замени одним словом с удвоенной согласной:
Популярная игра на льду - __________________________
Один из видов игры в мяч - _________________________
Спортивный бег - _________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Непроизносимые согласные
1 уровень.
Найди и подчерки непроизносимые согласные в словах:
Хрустнула сухая ветка на сосне. Вот вспорхнула прелестная птичка. Зазвучала праздничная песенка.
2 уровень.
Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова.
Завис . ливый -________________________________________
Наез . ница - _________________________________________
3 уровень.
Вставь, где надо, непроизносимые согласные. Составь словосочетания с данными словами.
Запас . ной, влас . ный, пас . бище, чудес . ный.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Замени одним словом с непроизносимой согласной:
Ряд ступенек, идущих вверх - ______________________
Растение, растущее на болоте - _____________________
Значение суммы чисел 9 и 7 - ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словообразование.
1 уровень.
Разбери однокоренные слова по составу.
Стёклышко , застеклить , стекло .
2 уровень.
Образуй от слова бежать глаголы с приставками.
Бежать -_____________________________________________
3 уровень.
Составь и запиши предложения с данными словами:
приехал, уехал.
________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни главные члены предложения.
4 уровень. Грамматическая арифметика.
Нота до + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = ______________________________________________
Отгадай слово, разбери по составу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гласные и согласные в приставках.
1 уровень.
Выдели приставки в глаголах.
По дорожкам сада побежали шумные ручейки. С горы
сбегают мутные потоки воды. Лодка отплыла от берега.
2 уровень.
Спиши, раскрой скобки. Выдели приставки.
(За)шёл, (за)дерево, (на)крыл, (на)стол, (от)тянул, (от) ямы.
________________________________________________________________________________________________________
3 уровень.
Подбери однокоренные антонимы к словам:
высыпать - ______________________________
развернуть- ______________________________
закрыть- __________________________________
4 уровень. Грамматическая арифметика.
С + спрятанные ценности = ___________________________
С + место стоянки судов = ____________________________
С + дом в саду = _____________________________________
В каком из этих слов нет приставки? Выдели части слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гласные в суффиксах - ик, -ек.
1 уровень.
Вставь гласные в суффиксах -ик,-ек.
Кирпич . к, гном . к, зайч . к, дружоч . к.
2 уровень.
От данных слов образуй существительные с суффиксами
-ик, -ек.
Корабль - _______________, замок - ____________________, луч - __________________. , орех._____________________.
3 уровень.
Составь предложения со словами мяч .к, песоч .к.
____________________________________________________
____________________________________________________
Подчеркни главные члены предложения.
4 уровень.
Отгадай загадки. Напиши слова–отгадки, используя суффиксы –ик-, -ек-.
1. Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог. _________________________
2. Шёл долговяз,
В сыру землю увяз. ______________________________
____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имя существительное.
1 уровень.
Укажи имена существительные:
а) красивый д) полёт
б) красавец е) лётный
в) украшать ж) летать
г) украшение з) лётчик
2 уровень.
Подбери к каждому существительному из левого столбика имя собственное из правого столбика. Запиши.
Космонавт Музафар Алимбаев
Художник Мухтар Ауэзов
Писатель Талгат Мусабаев
Поэт Абылхан Кастеев
3 уровень.
К данным именам существительным подбери и запиши имена собственные. Образец: город Костанай
Река___________________, озеро______________________, улица__________________, столица ____________________ .
4 уровень.
Впиши буквы о или О:
Улетел . рёл за город . рёл.
Впиши буквы р или Р:
Ваня . ыбаков был у . ыбаков.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
1 уровень.
Найди неодушевлённые имена существительные:
а) сапожник б) школа в) жираф г) город д) пингвин ж) ковёр з) собака и) будка к) мышка л) дерево
2 уровень.
Найди ошибку, исправь. Подпиши имена существительные одушевленные и неодушевленные, выдели окончание.
Крутится как булка в колесе. Полк в овечьей шкуре.
________________________________________________________________________________________________________
3 уровень.
Подбери к словам, обозначающим действия, подходящие по смыслу существительные. Запиши предложения.
_____________ каркает. _________________ растут.
______________ щебечут. _________________ сверкает.
Подпиши одушевлённые и неодушевлённые существительные.
4 уровень.
Отгадай и запиши слова. Подчеркни неодушевлённые существительные.
за Зи з ка ка
вес ида ние ход рейка
____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Изменение имён существительных по числам.
1 уровень.
Укажи имена существительные, которые имеют только форму множественного числа:
а) качели б) красота в) сливки г) листва д) санки е) очки
2 уровень.
Укажи над существительными число.
Готовь сани летом, а телегу зимой. Не от росы урожай, а от
поту. Без нитки да иголки шубы не пошить.
3 уровень.
Напиши по 2 существительных единственного и множественного числа. С одним из этих слов составь предложение.
Ед.ч.________________________________________________Мн.ч.____________________________________________________________________________________________________
Подчеркни главные члены предложения.
4 уровень.
Найдите четвёртое «лишнее»:
Ножницы, очки, башмаки, щипцы.
Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Род имен существительных.
1 уровень.
Определи род данных существительных и напиши их в три строки.
Аист, белка, волк, рысь, гнездо, индюк, тюлень, рысь, поле.
Ж.р._________________________________________________Ср.р.________________________________________________М.р._________________________________________________
2 уровень.
Укажи над существительными род.
Верному другу цены нет. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
3 уровень.
Подпиши над существительными род. К каждому из них подбери слово, обозначающее признак предмета.
Комната -_______________, учебник - __________________, поле - _________________, яблоко - __________________.
4 уровень.
Найдите четвёртое «лишнее»:
Носок, мозоль, георгин, помидор.
Тюль, шампунь, гроздь, рояль.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.
1 уровень.
Поставь существительные в единственное число:
Цыплята - ________________, перья - _________________,
дни - ____________________, стулья - _________________.
2 уровень.
Подпиши над существительными число.
Подчерки существительные, которые имеют только форму единственного числа.
Пальто, улица, сахар, щипцы, море, брюки, луч, тишина.
3 уровень.
Подчеркни существительные, которые употребляются только в единственном числе.
Здоровье, добро, ребёнок, сон, соль, огонь, дружба.
Составь предложение с одним из этих слов, разбери предложение по членам.
____________________________________________________
4 уровень.
Найдите четвёртое «лишнее»:
Земля, трава, игра, листва.
Ложь, мышь, молодёжь, дрожь.
Сахар, сыр, суп, каша.
________________________________________________________________________________________________________
Склонение имён существительных единственного числа.
Именительный падеж.
1 уровень.
Просклоняй существительное оса.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Подчеркни подлежащее. Укажи падеж.
В открытую форточку девочка впустила синицу в комнату.
Всю долгую зиму прожила синичка в квартире.
3 уровень.
Составь предложение с существительным, употребив его в И.п. единственного числа: к морю
____________________________________________________
4 уровень.
Найди существительные в И.п. и В.п. Укажи падеж над существительными:
Всю весну мечтал Володя:
«Хорошо бы сделать так,
Чтоб коза на огороде
Прополола весь сорняк».
Он обдумал это дело.
План Володин был неплох:
Чтоб коза сорняк поела,
Но не трогала горох.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родительный падеж.
1 уровень.
Укажи вопросы Р.п.:
а) кем? чем?
б) кого? чего?
в) кому? чему?
г) кого? что?
2 уровень.
Запиши пары слов с вопросами Р.п., используя предлоги:
Пришёл (школа) - ____________________________________
Убежал (собака) -_____________________________________
Доехал (город) -______________________________________
3 уровень.
Составь и запиши предложения, сравнивая предметы.
по величине: _________________________________________
по ширине:___________________________________________
Подпиши падежи существительных.
4 уровень.
Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова. Укажи падеж над существительными:
___________ дана на добрые ____________ .
____________ кормит, а __________ портит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дательный падеж.
1 уровень.
Поставь вопрос к выделенным существительным.
Подпиши падеж.
Ребята шли (__________) по дорожке ( __________) к лесу.
2 уровень.
Поставь данные существительные в Д.п. с предлогами:
гуляли (парк) ______________________________________
подъехали (вокзал) __________________________________
3 уровень.
Составь предложения, используя данное слово в Д.п.:
Снегирь __________________________________________
4 уровень.
Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова. Укажи падеж.
По твоим ______________ судят о тебе.
Суди о человеке по его ______________.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Винительный падеж.
1 уровень.
Укажи падеж выделенных существительных.
На берегу реки стоит красивый город. Люди построили большой город.
2 уровень.
Составь словосочетания. Слова, данные в скобках, употреби в нужном падеже. Укажи падеж.
Сделал (ошибка) _____________________________________,
слушает (сказка) _____________________________________.
3 уровень.
Составь и запиши предложения со словом вишня в И.п. и В. п.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Найди существительные в И.п. и В.п. Укажи падеж над существительными:
Всю весну мечтал Володя:
«Хорошо бы сделать так,
Чтоб коза на огороде
Прополола весь сорняк».
Он обдумал это дело.
План Володин был неплох:
Чтоб коза сорняк поела,
Но не трогала горох.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творительный падеж.
1 уровень.
Подчеркни существительные в Т.п. Выдели окончания.
Большое счастье быть гражданином Казахстана.
Будь не только сыном своего отца, будь сыном своего народа.
2 уровень.
Составь и запиши словосочетания с данными словами. Определи падеж существительных. Выдели окончания.
Дружить (с кем?) ____________________________________.
Пролетать (над чем?) _________________________________.
3 уровень.
Составь и запиши предложения. Укажи падеж над именами существительными.
Луг, кружились, ласточки, над.
___________________________________________________
Девочки, пошли, малина, за.
____________________________________________________
4 уровень.
Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова. Укажи падеж над существительными:
___________ не спеши, а ____________ не смеши.
Велик ____________ , да мал __________ .
Предложный падеж.
1 уровень.
Просклоняй существительное трава.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Отгадай загадку, укажи над существительными падеж.
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат.
3 уровень.
Составь предложения с данными словами. Укажи падеж существительных.
Жили на - __________________________________________.
Катались в -_________________________________________.
4 уровень.
Подчеркни в поговорках существительные в П.п.:
Зацепился за пень и стал на весь день.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Три склонения имён существительных.
1 уровень.
Укажи существительные 1 склонения:
а) борщ б) брошь в) птица г) мебель д) картофель е) семья
2 уровень.
Подпиши склонение существительных.
Днём как обруч, ночью как уж. (Пояс) Гуляет в поле, да не
конь, летает на воздухе, да не птица. (Вьюга)
3 уровень.
Подбери к словам синонимы. Укажи склонение существительных.
Метель - __________________________________________,
деревня - ___________________________________________.
С одним из существительных составь предложение, определи падеж существительных.
____________________________________________________
4 уровень. Грамматическая арифметика.
Кар + согласный п = ________________________
Корь – ь + идол – л + р = ______________________
Кар + знак препинания = ______________________
Кар + то + фельдшер - дшер = ______________________
Укажи склонение этих существительных.
Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.
1 уровень.
Укажи существительные в Р.п.
а) в степи б) без братишки в) по тетради г) около ели
2 уровень.
Укажи над существительными падеж и склонение.
От деревни до речки дорога шла через поле.
3 уровень.
Замени имена прилагательные именами существительными с предлогом из. Укажи падеж и склонение.
Кожаная куртка - _______________________________,
Шерстяная юбка - _______________________________,
Меховая шапка - ________________________________.
4 уровень.
Вставь подходящие по смыслу существительные, укажи падеж, выдели окончание.
У _________ были чёрные и рыжие к . тята. Они лакали мо-
локо из ___________. До самой _________ играют котята.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правописание безударных окончаний
существительных в дательном падеже.
1 уровень.
Составь из данных слов словосочетания, используя предлоги дательного падежа.
Подойти (сестра) - ____________________________________
Прыгать (сосна) - _____________________________________
2 уровень.
Укажи существительные в Д.п. Подпиши склонение. Допиши окончания.
а) без фасол. б) по площад. в) о земляник. г) к черепах.
3 уровень.
Составь предложения со словами морковь и морковка в Д.п..
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Вставь существительные в пословицы, допиши окончания, укажи падежи.
Кошк . - игрушки, мышк . - _________
Невесело ___________ в золотой клетк . .
____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правописание безударных окончаний существительных
в родительном и дательном падежах.
1 уровень.
Вставь окончания. Укажи падеж и склонение имён существительных.
Пташк . ветка дороже золотой клетк . . Пчёлы перелетали от фиалк . к ромашк . .
2 уровень.
Допиши окончания существительных. Определи склонение и падеж.
По тетрад ., по осинк ., от верхушк ., от пристан ., без шапк . ,
к бабушк . , до дорог ..
3 уровень.
Составить 2 предложения со словом тропинка в Р.п. и Д.п.:
____________________________________________________
4 уровень.
Составить 2 предложения со словосочетаниями подарок Коле и подарок Коли:
________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родительный и винительный падежи существительных
1-го и 2-го склонения.
1 уровень. Измени окончания данных в скобках существительных. Определи падеж. Запиши.
Без (горка, журнал, тень).
Без ________________________________________________
Вымыть (тарелка, пол, стекло).
Вымыть ____________________________________________
2 уровень. Выпиши словосочетания с существительным
медведь. Поставь вопрос, укажи падеж.
Заяц убежал от медведя.
__________________________________________________
Много сказок сложил народ про медведя.
__________________________________________________
3 уровень.
Составь 2 предложения, поставив существительное морж в Р.п. и В.п. Укажи падеж данных существительных.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Отгадай загадку, определите склонение и падеж выделенных существительных.
Кто эта птица?
Не имеет своего гнезда, соседкам яйцо оставляет
И о птенцах не вспоминает. _(____________________)__
Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл. (___________)
Правописание безударных окончаний
существительных в творительном падеже.
1 уровень.
Просклоняй существительное филин:
Проверь по таблице на странице учебника.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Напиши словосочетания с существительными в Т.п.
Любовался (чем?) (дуб, берёза).
Любовался __________________________________________
Встречался (с кем?) (дельфин, тюлень).
Встречался с ________________________________________
Боролся (с чем?) (ложь, грязь).
Боролся с ___________________________________________
3 уровень.
Составь 2 предложения со словом Тобол, употребив его в Т.п.. В 1-м предложении - с предлогом, во втором - без предлога.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Запиши прилагательные в Т.п.:
Дружба крепка не (лесть) ____________________, а (правда)_____________________ и (честь) ________________.
Крепок (тело) ______________, богат и (дело) ____________.
Правописание безударных окончаний
существительных в предложном падеже.
1 уровень.
Просклоняй существительные осень песня:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Запиши существительные с указанными предлогами. Укажи падеж, выдели окончания.
В (тетрадь), на (берёза), о (медведь).
3 уровень.
Составь 2 предложения, используя существительные поляна, ветка, осинка, ель, дуб, в П.п. Выдели окончание.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Запиши существительные в скобках в П.п.:
На чужой (сторонушка) ____________________, рад родной
(воронушка)_____________________ . При (солнце)
_____________ тепло, при (мать) ____________ добро.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Склонение существительных во множественном числе.
1 уровень.
Просклоняй существительное грибы. Выдели окончания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Подчеркни существительные в И.п.
Строители возводят новые здания. Ученики берегут парты.
3 уровень.
Запиши предложение, ставя во множественном числе выделенные существительные и связанные с ними глаголы. Укажи падеж всех существительных.
Жеребёнок рвётся к маме.
____________________________________________________
С кочки на кочку скачет зайчонок.
____________________________________________________
4 уровень.
Укажи падежи существительных во множественном числе.
В труде рождаются герои.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Именительный и винительный падежи
имён существительных во множественном числе.
1 уровень.
Укажи в предложениях падежи над существительными во множественном числе.
На зелёной полянке растут берёзы. Отряд убирает овощи.
На берёзу сели птицы. Мастер починил часы
2 уровень.
Составь словосочетания с существительными во множественном числе. Укажи падеж существительных.
Собирать (ягода, гриб, друг).
____________________________________________________
Растут (берёза, яблоня)
____________________________________________________
3 уровень.
Составь 2 предложения, используя существительное звёзды в И.п. и В. п.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Отгадайте загадки, определите падеж выделенных существительных.
Живёт в лесу, ухает, как разбойник;
Люди его боятся, а он людей боится. (________________)
Белые силачи рубят калачи,
А красный говорун подкладывает. (___________________)
Родительный падеж имён существительных во множественном числе.
1 уровень.
Запиши данные существительные в Р.п.
Липы - _______, девочки - _____________, сказки - ___________, помидоры - _________________, казахи - ____________, носки - ___________, сапоги - ____________.
2 уровень.
Составьте словосочетания с существительными в Р.п. мн.ч.
Стволы (дерево) _____________________________________,
Много (места) _______________________________________,
Аромат (яблоки) _____________________________________.
3 уровень.
Спиши словосочетания, заменяя имена прилагательные существительными в Р.п. мн.ч.
Журавлиные стаи - _____________________________,
Берёзовые почки - ______________________________.
4 уровень.
Отгадай загадки.
Запиши существительные в скобках во множественном числе, определи падежи.
(Страна) _____________ без (человек) _______________,
(Город) _____________ без (дом) ___________________,
(Лес) _____________ без (дерево) __________________,
(Море) ____________без воды.
Дательный, творительный и предложный падежи
имён существительных во множественном числе.
1 уровень.
Обозначь в пословицах падеж выделенных существительных.
Умён на словах, да глуп на делах. По твоим делам о тебе судят. Языком не спеши, а делами не смеши.
2 уровень.
Запиши имена существительные в Д.п., Т.п. и П.п. мн.ч.
Стол - ____________________________________________, липа -_______________________________________________.
3 уровень.
Составь предложения на тему «Прогулка», используя существительные в Д.п., Т.п. и П.п .Укажи падежи.
Шли (где? по чему?) …, любовались (чем?) ..., видели (где? на чём?)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова. Укажи падеж над существительными во множественном числе.
За двумя ______________ погонишься, ни одного не поймаешь. Снег на ____________, хлеб в закромах.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роль имени существительного в предложении.
1 уровень.
Подчеркни главные члены предложения. Над имёнами существительными укажи падеж.
В посёлок ведёт широкая дорога. Молодёжь построила кра
сивый посёлок.
2 уровень.
Составь из данных слов предложение. Разбери по членам предложения.
Снег, мягко, под, хрустит, ногами.
___________________________________________________
3 уровень.
Составь 2 предложения, употребив существительное зайчата в В.п. и Р.п. Подчеркни главные члены предложения.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Подчеркни главные члены предложения:
Пошла муха на базар и купила самовар.
Птица в клюве принесла зёрнышко.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имя прилагательное.
1 уровень.
Укажи имена прилагательные.
а) мудрость б) мудрый в) мудрить
г) закрепить д) крепкий е) крепко
2 уровень.
Подбери к прилагательным антонимы.
храбрый – _______________короткий - __________________ быстрый – _______________сухой - _____________________
3 уровень.
Дополни предложения именами прилагательными. Подчеркни главные члены в предложениях.
Поднялся ветер. Опустились тучи. Полил дождь.
________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Составь словосочетания по образцу: мяч из резины - резиновый мяч:
Ваза из хрусталя - ___________________________________
Кораблик из бумаги - ________________________________
Сок из яблок - ______________________________________
Подчеркни прилагательные.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Род имён прилагательных.
1 уровень.
Укажи род имён прилагательных. Выдели окончания.
От хорошего дела – хороший плод. Умелая рука лучше
длинного языка.
2 уровень.
Образуй словосочетания с прилагательным тёплый, определи род, выдели окончания: (одеяло, дождь, встреча)
________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
3 уровень.
Составь и запиши3 предложения с прилагательным
огромный. Употреби прилагательное в мужском, среднем и женском роде. Укажи род, выдели окончания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 уровень.
Замени подчёркнутые прилагательные на слова, близкие по смыслу:
Золотой (____________) работник наш мастер Иванов.
Бабушка, золотая (______________) моя!
Золотое (______________) солнышко.
Определи род прилагательных.
________________________________________________________________________________________________________
Склонение имён прилагательных в единственном числе.
1 уровень.
Просклоняй словосочетание сухой мех:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Укажи над прилагательными падеж.
В маленькой деревне, из горящего дома, отважному
школьнику, в тёплый дом, под маленьким кустом.
3 уровень.
Составь предложения со словосочетаниями:
Ярк ... солнце, тяжёл... туча, сильн... ветер.
________________________________________________________________________________________________________
Определи падеж имён прилагательных.
4 уровень. Грамматическая арифметика.
Чудеса – а + ный = __________________________
Составь предложение с этим прилагательным в Т.п..
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родительный и дательный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода.
1 уровень.
Укажи имена прилагательные в Д.п.
а) к скорому поезду г) в зимний день
б) у красного шарфа д) по соседнему лугу
в) от зимнего мороза. Е) морозным утром
2 уровень.
Допиши окончания прилагательных. Данные словосочетания поставь сначала в Р.п., затем – в Д.п.
Зимн___ солнце -_____________________________________, тёпл___ одеяло - _____________________________________,
летн___ ночь - _______________________________________.
3 уровень.
Образуй от существительных имена прилагательные. Запиши их с подходящими существительными мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п.
Слабость - __________________________________________, ветвь - ______________________________________________
4 уровень.
Отгадай загадку. Запиши словосочетание в П.п.
Он в (безбрежный океан) –_____________________
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром. (__________________).
________________________________________________________________________________________________________
Родительный и предложный падежи имён
прилагательных во множественном числе.
1 уровень.
Укажи прилагательные в П.п.
а) на снежных шапках в) у стройных сосен
б) для ближних сёл г) в наручных часах
2 уровень.
Определи падеж имён прилагательных.
На длинн___ пути и малая ноша тяжела. Из чёрн___ пса не
сделаешь бел__ собаки.
3 уровень.
Составь предложение по схеме:
.
____________________________________________________
4 уровень.
Подбери и запиши прилагательные в предложения. Укажи падежи прилагательных.
Весной на ______________ полянках появятся ____________
подснежники. Среди _____________ липок будут жужжать
_____________________пчёлки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дательный и Творительный падежи имён прилагательных во множественном числе.
1 уровень.
Укажи падеж над прилагательными.
Над речкой склонилась ива с тонкими длинными ветвями.
Из города ведут дороги к ближним и дальним деревням.
2 уровень.
Замени слова в скобках именами прилагательными. Запиши словосочетание в Д.п. и Т.п. падежах.
Дни (дождь) - _____________________________.
Д.п. - ____________________ Т.п. - ______________________
3-4 уровень.
Составь рассказ, употребив сочетания слов.
По (каким?) дорогам, за (какими?) лесами, к (каким?) деревьям, над (какими?) полями.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роль имени прилагательного в предложении.
1 уровень.
Укажи падеж выделенных имён прилагательных. Подчеркни главные члены предложения.
На зимней поляне стоят маленькие ёлочки.
Белое пушистое покрывало из снега укутало маленькие
ёлочки.
2 уровень.
Составь и запиши предложение из данных слов. Определи падеж имён прилагательных.
Вьют, на, коршуны, высоких, гнёзда, деревьях, большие.
____________________________________________________
3 уровень.
Составь рассказ «Зимой», употреби данные словосочетания. Одно предложение разбери по членам.
Зимн… со.нце, чудес(?)я погода, прекрас(?)ный день.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 уровень. Замени выделенные слова именами прилагательными. Определи род, выдели окончания.
Руда из железа -________________________________,
солнце зимой - _________________________________,
платок из шёлка - ______________________________.
Глагол.
1 уровень.
Укажи глаголы:
а) белить а) подсказка
б) побелка б) сказать
в) беленький в) рассказчик
2 уровень.
Подчеркни глаголы-антонимы.
Ласточка день начинает, а соловей заканчивает.
Мир строит, а война разрушает.
3 уровень.
Замени одним глаголом:
дать стрекача – __________________
чесать языки - ___________________
клевать носом – ___________________
ломать голову - ___________________
4 уровень.
Вставь глаголы – антонимы в пословицы.
Сумел завязать, сумей и ___________________.
По одёжке встречают, а по уму ____________________.
Дифференцированный подход:
1. Позволяет ученику почувствовать себя таким, как все;
2. Дает возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся;
3. Настраивает детей двигаться дальше;
4. Помогает достигать больших успехов;
5. Предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей;
6. Создает условия для развития личности.
55