СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированная работа по математике и русскому языку

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированная работа по математике и русскому языку»

Дифференцированная работа

3 класс ( УМК XXI век)

Приоритетное направление начального образования – становление личности младшего школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с его индивидуальными способностями.

Основные цели:

— развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

— воспитание нравственных и эстетических чувств;

— освоение системы знаний, умений, навыков;

— охрана и укрепление здоровья;

— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Дифференциация – разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. В педагогике дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Ш.А.Амоношвили: «Обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников».

Индивидуальный подход предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

Этапы реализации дифференцированного подхода:

— определение критерия, в соответствии с которым создаются группы учащихся для дифференцированной работы;

— проведение диагностики на основе выбранного критерия;

— распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики;

— определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся;

— реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока;

— диагностический контроль за результатами работы учащихся.

Уровни обучаемости:

1 группа – низкий уровень обучаемости;

2 группа – средний уровень обучаемости;

3 группа – высокий уровень обучаемости.

  Используя на уроках математики в начальной школе технологию дифференциации, повышается интерес детей к предмету, каждый ученик обучается на уровне его возможностей, сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, решается проблема неуспеваемости, повышается качество знаний.

 

 

 

 

 




Примеры дифференцированных заданий для учащихся 3 класса на уроках математики ( УМК XXI век)

 

1 задание.

На базе было 260 кг вишни. В школьные буфеты отправили 8 ящиков по 6 кг вишни, в детские сады – 7 ящиков по 5 кг и в кафе – 9 ящиков по 8 кг. Сколько кг вишни отправили с базы? Сколько кг вишни осталось на базе?

 

Задание для 1 группы – выполни рисунок к задаче и реши по действиям.

Задание для 2 группы – выполните краткую запись к задаче и решите по действиям.

Задание для 3 группы – выполни краткую запись к задаче, решение запиши выражением.

 

2 задание.

 

В столовой за день израсходовали 72 кг картофеля и 8 кг моркови. Во сколько раз меньше израсходовали моркови, чем картофеля?

 

Задание для 1 группы – реши задачу.

Задание для 2 группы – выполни краткую запись задачи и реши.

Задание для 3 группы – выполни краткую запись задачи и реши. Придумай еще один вопрос к условию задачи. Реши ее.

 

3 задание.

 

Даны выражения:

81 -29 + 27                       72 : 9 – 3

43 +37 – 18 : 3                 74 + ( 67 – 31) : 4

48 :6 – 24 : 8                    54 + 6 * 3 – 72 : 8

12 :6 + 9                           28 – 4 * 2 + 45 : 9

 

Задание для 1 группы – вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2 группы – разбейте выражения на 3 группы. Найдите значения выражений.

Задание для 3 группы – разбейте выражения на 3 группы. Найдите значения выражений. Добавьте в каждую группу по одному выражению.

 

4 задание.

 

Два жука сидят на соломине длиной 19 см. Один из них находится на расстоянии 5 см от левого конца соломины, а другой – на расстоянии 7 см от правого конца соломинки.

 

Задание для 1 группы – выполни чертеж, обозначь жучков точками.

Задание для 2 группы – выполни чертеж, измерь и запиши расстояние между точками.

Задание для 3 группы – как вычислить это расстояние, не выполняя измерений. Запиши решение задачи.

 

5 задание.

 

Длина прямоугольника 5 см, ширина -3 см. Найдите периметр прямоугольника.

 

Задание для 1 группы – найди периметр самым простым способом.

Задание для 2 группы – найди периметр разными способами.

Задание для 3 группы – Найди периметр прямоугольника. Начерти квадрат с таким же периметром.

 

6 задание.

 

Вычисли длину ломаной, в которой

1 группа – 4 звена по 3 см

2 группа – 4 звена по 3 см и 3 звена по 5 см.

3 группа – 4 звена по 3 см, 3 звена по 5 см, 2 звена по 7 см. Запиши решение выражением.

 

7 задание.

 

Длина спички 5 см.

1 группа – выложи из спичек квадрат с длиной стороны 10 см.

2 группа – выложи ломаную из трех звеньев: длина первого звена 5 см, а каждое следующее звено на 5 см длиннее предыдущего.

3 группа – выложите квадрат со стороной 10 см, вычислите периметр данного квадрата и площадь.

 

 





Задачи на кратное сравнение


I уровень

Решите задачу:

Один карандаш стоит 18 рублей, а ластик - 9 рублей. Во сколько раз больше стоит карандаш, чем ластик?

II уровень

Решите задачу:

За одну тетрадь заплатили 8 рублей, а за блокнот – 32 рублей. Во сколько раз меньше заплатили за тетрадь, чем за блокнот?

III уровень


Решите задачу:

Цена одного простого карандаша – 9 рублей, а набор из пятицветных карандашей стоит 36 рублей. Во сколько раз больше стоит набор цветных карандашей, чем один простой карандаш?


Задачи на нахождение 4-го пропорционального


I уровень


Решите задачу, заполнив таблицу «цена, количество, стоимость»:

За 2 кг моркови уплатили 10 рублей. Сколько надо уплатить за 6 кг моркови по такой же цене?


II уровень


Решите задачу, заполнив таблицу «цена, количество, стоимость»:

За 6 карандашей заплатили 36 рублей. Сколько стоят 2 таких карандаша?


III уровень


Решите задачу, заполнив таблицу «цена, количество, стоимость»:

На 9 одинаковых обложек для тетрадей израсходовали 72 рубля. Сколько рублей потребуется на покупку 3 таких обложек?

Площадь прямоугольника


I уровень

Найдите периметр прямоугольника


5 см


4 см



II уровень

Найдите площадь прямоугольника и периметр.

5 см


3 см



III уровень


Начертите данный прямоугольник и найдите его площадь и периметр.


6 см



5 см




Умножение на 8


I уровень


Вычислите:

8 * 2 = 5 * 8 =

8 * 6 = 7 * 8 =

8 * 8 = 9 * 8 =

II уровень


Вычислите:

8 * 2 + 4 = 6 * 8 – 8 =

8 * 3 – 4 = 8 * 8 + 6 =

8 * 5 + 5 = 9 * 8 – 2 =

III уровень

Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства стали верными.

8 * = 32 * 8 = 48 – 8

* 8 = 56 8 * = 56 – 8

8 * = 72 46 + 18 = * 8


Деление на 8


I уровень

Вычислите:

16 : 8 = 56 : 8 =

32 : 8 = 64 : 8 =

48 : 8 = 72 : 8 =


II уровень

Вычислите:

24 : 8 + 2 = 44 - 32 : 8 =

40 : 8 + 5 = 26 - 48 : 8 =

56 : 8 + 3 = 18 - 64 : 8 =

III уровень

Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства стали верными.

: 8 = 4 : 8 = 36 + 12

: 8 = 9 : 8 = 42 + 14

64 : = 8 5 + 35 = : 8

Умножение и деление на 8 и 9


I уровень

Вычислите:

8 * 5 + 10 = 36 : 9 + 6 =

8 * 6 – 8 = 56 : 8 + 3 =

8 * 9 – 2 = 63 : 9 - 2 =

II уровень

Вычислите:

8 * 7 – 8 * 2 = 27 : 9 – 16 : 8 =

8 * 8 – 8 * 3 = 81 : 9 + 56 : 8 =

6 * 8 – 9 * 2 = 72 : 9 – 72 : 8 =




III уровень

Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства стали верными.

8 * = 9 * 5 – 5 72 : 9 = 72 :

8 * 7 = 9 * + 2 64 : = 63 : 9 + 1

* 8 = 3 * 9 – 3 : 8 = 81 : 9 – 3

Сводная таблица умножения


I уровень

Вычислите:

3 * 9 = 36 : 4 =

4 * 8 = 54 : 9 =

7 * 4 = 56 : 7 =

8 * 7 = 72 : 8 =


II уровень

Вычислите:

15 : 3 * 9 = 49 : 7 * 5 =

21 : 3 * 8 = 54 : 6 * 7 =

32 : 8 * 4 = 72 : 9 * 4 =

45 : 5 * 6 = 81 : 9 * 3 =

III уровень

Заполните пропуски:

2 * 6 : = 36 : 9 24 : 3 * = 4 * 4

6 * 3 : = 72 : 8 48 : 8 * = 4 * 3 8 * 3 : = 28 : 7 54 : 6 * = 3 * 6




Задачи в три действия


I уровень

Решите задачу в три действия:

В столовую привезли 2 ящика по 9 кг груш и 3 ящика яблок весом по

7 кг. Сколько всего кг фруктов привезли в столовую?

II уровень

Решите задачу:

Школьники посадили в парке 4 ряда берёзок по 5 штук в каждом ряду и 3 ряда елей по 6 штук в ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?


III уровень

Решите задачу:

Молоко налили в 5 трёхлитровых банок и в 2 двухлитровые банки. Сколько всего литров молока налили?



Приемы письменных вычислений в пределах 1000

I уровень


Вычислите:

200 + 300 – 150 = 160 + 40 + 820 =

560 – 60 + 180 = 630 + 70 – 500 =

II уровень

Вычислите:

(720 + 80) – 500 = 960 - (750 + 120) =

(650 – 500) + 300 = 400 + (210 + 390) =


III уровень


Вычислите:

(430 + 190) – 160 = 1000 - (640 + 290) =

(660 – 480) + 180 = 430 + (140 – 70) =


Письменное сложение и вычитание


I уровень


Вычислите:

375 453 298 532 + 95 + 176 - 276 - 488


II уровень


Вычислите, записывая столбиком:

551 + 89 = 271 – 184 =

229 + 116 = 637 – 273 =

III уровень


Вычислите, записывая столбиком:

288 + 69 = 862 – 179 =

725 + 97 = 630 – 248 =





Письменное умножение на однозначное число

I уровень

Вычислите:

115 212 132 361

х 5 х 4 х 6 х 3



II уровень

Вычислите, записывая столбиком:

246 · 2 = 182 · 5 =

312 · 3 = 129 · 7 =

III уровень

Вычислите, записывая столбиком:

497 · 2 = 156 · 5 =

284 · 3 = 134 · 7 =


Письменное деление на однозначное число


I уровень

Вычислите:

684 2 960 3 720 4 128 8


II уровень

Вычислите:

189 : 3 = 625 : 5 = 840 : 4 = 245 : 7 =


III уровень

Вычислите:

552 : 2 = 850 : 5 = 738 : 3 = 520 : 8 =


Примеры дифференцированных заданий для учащихся 3 класса на уроках русского языка

(УМК XXI век)


Задания 4-го уровня относятся к олимпиадным, что позволяет развивать познавательные и творческие способности и обеспечивает успешность обучения.

Окончание.


1 уровень. Выдели окончания в подчёркнутых словах.

Под пенёчком на горе

Ёж всю зиму спал в норе.


2 уровень. Вставь пропущенные буквы:

Прохлада леса хр . нила н . чную т . шину. Набухли от в . ды


ветки кустов.


Выдели окончания имён существительных.


3 уровень. Составь из данных слов предложения. Выдели в словах окончания.

Из, коридора, мы, входить, в, светлая, комната. На, стол, у, окно, стоит, лампа.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень. Грамматическая арифметика.

Ба + большой деревянный сосуд = летающее насекомое.


Напиши его название. Выдели в слове окончание.

____________________________________________________

____________________________________________________


Нулевое окончание.

1 уровень.

Подчеркни слова с нулевым окончанием.

Торт, дома, стул, красный, пять, шкаф, обувь, ружье, дочь.


2 уровень. Закончи пословицу. В подчёркнутых словах выдели окончания.


Человек от лени болеет, а от труда ____________________.


3 уровень.

Составь словосочетания, выдели окончания.


Перед (заря), осенним (лист), отправиться (поход), стремиться (знания).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 уровень.

Шарада.

С Б - мучительной бываю,

С М - одежду пожираю,

С Р - актёру я нужна,

С С - для повара важна.


Угадай и запиши слова, выдели окончания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Основа слова.


1 уровень.

Укажи основу в выделенных словах.


Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет…


2 уровень.

Составь предложения. Выдели основу в словах.


Варя, увидеть, сарая, кошка, у.

____________________________________________________

Упасть, земля, на, последний, листок.

____________________________________________________


3 уровень.

Найди часть слова, отгадай и запиши слово:


Корень из слова «снежок».

Приставка из слова «поднос».

Суффикс из слова «школьник».

_______________________________________________


Составь предложение с этим словом. Подчеркни главные члены предложения.

____________________________________________________


4 уровень. Допиши строчки. Выдели основы в словах.

Знайте, не бывает лодки без реки,

Праздника – без песни, хлеба – без ______________,

Дождика – без ___________, розы - без __________,

Сказок – без _____________, леса – без ___________.


Разбор слова по составу.

1 уровень.

Разбери слова по составу:


Маленький, столик, горка, ранний.


2 уровень.

Укажи, состав какого слова соответствует схеме:


а) выдумщики

б) полёт

в) перекрёсток


3 уровень.


Запиши слова к следующим схемам:


____________________________________________________


4 уровень.

Подобрать к прилагательным однокоренные существительные, разобрать слова по составу.


Смелый - __________________, старый - _______________,

Крикливый - ____________, ленивый - ________________.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Корень слова.


1 уровень.

Выпиши однокоренные слова, выдели корень:


Осень - пора грибов. Грибники едут в лес. Они ищут грибные места. Грибы вы­растают из грибниц. Под берёзами, осинами, елями - всюду прячутся грибочки.

____________________________________________________

2 уровень.

Укажи «лишнее» слово:


а) семя, б) семечко, в) семья, г) семенной


3 уровень. Подбери однокоренные слова с данным корнем в таком порядке: глагол, имя су­ществительное, имя прилагательное.


Желт- _____________________________________________

Бег- _____________________________________________


4 уровень.

Запиши 4 слова, прибавляя по одной букве к слову па:


  1. Газообразное состояние.

  2. Место отдыха.

  3. Театральная принадлежность у актёра.

  4. Теплица.



Подчеркни однокоренные слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приставка.

  1. уровень.

Найди слова с приставками и выдели в них приставки.

На опушках появились первые подснежники. На лесную тропку из кустов выскочил заяц. С дерева спрыгнула белка.


  1. уровень.

Подбери к данным словам однокоренные слова с приставками. Запиши их.

Носить, возить, сидеть, ловить.

____________________________________________________

____________________________________________________


  1. уровень.

Придумай и запиши три слова к следующим схемам:



; ;


________________________________________________________________________________________________________


Выдели части слова.


4 уровень.


Подбери слова, противоположные по смыслу, с приставками:


уходить - __________________________________________

делать - ____________________________________________.


Выдели приставки.


Тема: Суффикс.

1 уровень.

Обозначь суффикс в подчёркнутых словах.


Белочка сидела на тропинке. Она нашла беленький грибок.


2уровень.

Образуй слова, используя суффиксы:

-чик-, -очк-, -еньк-, -ушк-, -к-

от данных слов: рыба, изба, Роза, Маша, стакан.

___________________________________________________

___________________________________________________


3 уровень.

Найди слова к схеме:


а) пробегу б) грибки в) вход г) травка д) слоник


Составь предложение с одним из слов, укажи суффикс.

____________________________________________________


  1. уровень.

Впиши одинаковый корень в слова, выдели суффиксы.



ок




иль

ник



н

оват

ый


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Слова с двойными согласными.

1 уровень.

Запиши слова в алфавитном порядке. Подчеркни в словах удвоенные согласные.

Телеграмма, дрессировка, группа, оперетта, колонна, металл.

________________________________________________________________________________________________________


2 уровень.

Раздели слова с удвоенными согласными для переноса.

Аллея, жужжат, программа, Филипп.

____________________________________________________


3 уровень.

Составь два предложения с любыми словами. Подчеркни главные члены предложения.

Аккордеон, антенна, хоккей, балл, бассейн, бриллиант, горилла, грипп, массаж, пассажир.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Замени одним словом с удвоенной согласной:


Популярная игра на льду - __________________________

Один из видов игры в мяч - _________________________

Спортивный бег - _________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Непроизносимые согласные

1 уровень.

Найди и подчерки непроизносимые согласные в словах:

Хрустнула сухая ветка на сосне. Вот вспорхнула прелестная птичка. Зазвучала праздничная песенка.


2 уровень.

Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова.


Завис . ливый -________________________________________

Наез . ница - _________________________________________


3 уровень.

Вставь, где надо, непроизносимые согласные. Составь словосочетания с данными словами.


Запас . ной, влас . ный, пас . бище, чудес . ный.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.


Замени одним словом с непроизносимой согласной:


Ряд ступенек, идущих вверх - ______________________

Растение, растущее на болоте - _____________________

Значение суммы чисел 9 и 7 - ______________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словообразование.

1 уровень.

Разбери однокоренные слова по составу.


Стёклышко , застеклить , стекло .


2 уровень.

Образуй от слова бежать глаголы с приставками.


Бежать -_____________________________________________



3 уровень.

Составь и запиши предложения с данными словами:

приехал, уехал.

________________________________________________________________________________________________________


Подчеркни главные члены предложения.


4 уровень. Грамматическая арифметика.


Нота до + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = ______________________________________________


Отгадай слово, разбери по составу.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Гласные и согласные в приставках.

1 уровень.

Выдели приставки в глаголах.

По дорожкам сада побежали шумные ручейки. С горы

сбегают мутные потоки воды. Лодка отплыла от берега.


2 уровень.

Спиши, раскрой скобки. Выдели приставки.


(За)шёл, (за)дерево, (на)крыл, (на)стол, (от)тянул, (от) ямы.

________________________________________________________________________________________________________


3 уровень.

Подбери однокоренные антонимы к словам:


высыпать - ______________________________

развернуть- ______________________________

закрыть- __________________________________


4 уровень. Грамматическая арифметика.


С + спрятанные ценности = ___________________________

С + место стоянки судов = ____________________________

С + дом в саду = _____________________________________


В каком из этих слов нет приставки? Выдели части слов.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гласные в суффиксах - ик, -ек.

1 уровень.

Вставь гласные в суффиксах -ик,-ек.


Кирпич . к, гном . к, зайч . к, дружоч . к.


2 уровень.

От данных слов образуй существительные с суффиксами

-ик, -ек.


Корабль - _______________, замок - ____________________, луч - __________________. , орех._____________________.


3 уровень.

Составь предложения со словами мяч .к, песоч .к.

____________________________________________________

____________________________________________________


Подчеркни главные члены предложения.


4 уровень.

Отгадай загадки. Напиши слова–отгадки, используя суффиксы –ик-, -ек-.


1. Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. _________________________

2. Шёл долговяз,

В сыру землю увяз. ______________________________


____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имя существительное.

1 уровень.

Укажи имена существительные:


а) красивый д) полёт

б) красавец е) лётный

в) украшать ж) летать

г) украшение з) лётчик


2 уровень.

Подбери к каждому существительному из левого столбика имя собственное из правого столбика. Запиши.


Космонавт Музафар Алимбаев

Художник Мухтар Ауэзов

Писатель Талгат Мусабаев

Поэт Абылхан Кастеев


3 уровень.

К данным именам существительным подбери и запиши имена собственные. Образец: город Костанай


Река___________________, озеро______________________, улица__________________, столица ____________________ .



4 уровень.


Впиши буквы о или О:

Улетел . рёл за город . рёл.


Впиши буквы р или Р:

Ваня . ыбаков был у . ыбаков.



Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1 уровень.

Найди неодушевлённые имена существительные:


а) сапожник б) школа в) жираф г) город д) пингвин ж) ковёр з) собака и) будка к) мышка л) дерево


2 уровень.

Найди ошибку, исправь. Подпиши имена существительные одушевленные и неоду­шевленные, выдели окончание.


Крутится как булка в колесе. Полк в овечьей шкуре.

________________________________________________________________________________________________________


3 уровень.

Подбери к словам, обозначающим действия, подходящие по смыслу существительные. Запиши предложения.


_____________ каркает. _________________ растут.

______________ щебечут. _________________ сверкает.


Подпиши одушевлённые и неодушевлённые существительные.


4 уровень.

Отгадай и запиши слова. Подчеркни неодушевлённые существительные.

за Зи з ка ка

вес ида ние ход рейка


____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Изменение имён существительных по числам.

1 уровень.

Укажи имена существительные, которые имеют только форму множественного числа:


а) качели б) красота в) сливки г) листва д) санки е) очки


2 уровень.

Укажи над существительными число.


Готовь сани летом, а телегу зимой. Не от росы урожай, а от


поту. Без нитки да иголки шубы не пошить.


3 уровень.

Напиши по 2 существительных единственного и множественного числа. С одним из этих слов составь предложение.


Ед.ч.________________________________________________Мн.ч.____________________________________________________________________________________________________


Подчеркни главные члены предложения.


4 уровень.

Найдите четвёртое «лишнее»:


Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Род имен существительных.

1 уровень.

Определи род данных существительных и напиши их в три строки.


Аист, белка, волк, рысь, гнездо, индюк, тюлень, рысь, поле.


Ж.р._________________________________________________Ср.р.________________________________________________М.р._________________________________________________


2 уровень.

Укажи над существительными род.


Верному другу цены нет. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.


3 уровень.

Подпиши над существительными род. К каждому из них подбери слово, обозначающее признак предмета.


Комната -_______________, учебник - __________________, поле - _________________, яблоко - __________________.


4 уровень.

Найдите четвёртое «лишнее»:


Носок, мозоль, георгин, помидор.

Тюль, шампунь, гроздь, рояль.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.


1 уровень.

Поставь существительные в единственное число:


Цыплята - ________________, перья - _________________,

дни - ____________________, стулья - _________________.


2 уровень.

Подпиши над существительными число.

Подчерки существительные, которые имеют только форму единственного числа.


Пальто, улица, сахар, щипцы, море, брюки, луч, тишина.


3 уровень.

Подчеркни существительные, которые употребляются только в единственном числе.


Здоровье, добро, ребёнок, сон, соль, огонь, дружба.


Составь предложение с одним из этих слов, разбери предложение по членам.

____________________________________________________


4 уровень.

Найдите четвёртое «лишнее»:


Земля, трава, игра, листва.

Ложь, мышь, молодёжь, дрожь.

Сахар, сыр, суп, каша.

________________________________________________________________________________________________________

Склонение имён существительных единственного числа.


Именительный падеж.

1 уровень.

Просклоняй существительное оса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 уровень.

Подчеркни подлежащее. Укажи падеж.


В открытую форточку девочка впустила синицу в комнату.


Всю долгую зиму прожила синичка в квартире.


3 уровень.

Составь предложение с существительным, употребив его в И.п. единственного числа: к морю

____________________________________________________


4 уровень.

Найди существительные в И.п. и В.п. Укажи падеж над существительными:


Всю весну мечтал Володя:

«Хорошо бы сделать так,

Чтоб коза на огороде

Прополола весь сорняк».


Он обдумал это дело.

План Володин был неплох:

Чтоб коза сорняк поела,

Но не трогала горох.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родительный падеж.

1 уровень.

Укажи вопросы Р.п.:


а) кем? чем?

б) кого? чего?

в) кому? чему?

г) кого? что?


2 уровень.

Запиши пары слов с вопросами Р.п., используя предлоги:


Пришёл (школа) - ____________________________________

Убежал (собака) -_____________________________________

Доехал (город) -______________________________________


3 уровень.

Составь и запиши предложения, сравнивая предметы.


по величине: _________________________________________

по ширине:___________________________________________


Подпиши падежи существительных.


4 уровень.

Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова. Укажи падеж над существительными:


___________ дана на добрые ____________ .


____________ кормит, а __________ портит.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дательный падеж.

1 уровень.

Поставь вопрос к выделенным существительным.

Подпиши падеж.


Ребята шли (__________) по дорожке ( __________) к лесу.


2 уровень.

Поставь данные существительные в Д.п. с предлогами:


гуляли (парк) ______________________________________


подъехали (вокзал) __________________________________


3 уровень.

Составь предложения, используя данное слово в Д.п.:


Снегирь __________________________________________


4 уровень.

Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова. Укажи падеж.


По твоим ______________ судят о тебе.


Суди о человеке по его ______________.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Винительный падеж.

1 уровень.

Укажи падеж выделенных существительных.

На берегу реки стоит красивый город. Люди построили большой город.


2 уровень.

Составь словосочетания. Слова, данные в скобках, употреби в нужном падеже. Укажи падеж.


Сделал (ошибка) _____________________________________,


слушает (сказка) _____________________________________.


3 уровень.

Составь и запиши предложения со словом вишня в И.п. и В. п.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Найди существительные в И.п. и В.п. Укажи падеж над существительными:


Всю весну мечтал Володя:

«Хорошо бы сделать так,

Чтоб коза на огороде

Прополола весь сорняк».


Он обдумал это дело.

План Володин был неплох:

Чтоб коза сорняк поела,

Но не трогала горох.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творительный падеж.

1 уровень.

Подчеркни существительные в Т.п. Выдели окончания.


Большое счастье быть гражданином Казахстана.


Будь не только сыном своего отца, будь сыном своего народа.


2 уровень.

Составь и запиши словосочетания с данными словами. Определи падеж существительных. Выдели окончания.


Дружить (с кем?) ____________________________________.


Пролетать (над чем?) _________________________________.


3 уровень.

Составь и запиши предложения. Укажи падеж над именами существительными.


Луг, кружились, ласточки, над.

___________________________________________________

Девочки, пошли, малина, за.

____________________________________________________


4 уровень.

Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова. Укажи падеж над существительными:


___________ не спеши, а ____________ не смеши.


Велик ____________ , да мал __________ .


Предложный падеж.

1 уровень.

Просклоняй существительное трава.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 уровень.

Отгадай загадку, укажи над существительными падеж.


На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.


Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат.


3 уровень.

Составь предложения с данными словами. Укажи падеж существительных.


Жили на - __________________________________________.


Катались в -_________________________________________.


4 уровень.

Подчеркни в поговорках существительные в П.п.:


Зацепился за пень и стал на весь день.


В июле на дворе пусто, а в поле густо.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Три склонения имён существительных.

1 уровень.

Укажи существительные 1 склонения:


а) борщ б) брошь в) птица г) мебель д) картофель е) семья


2 уровень.

Подпиши склонение существительных.


Днём как обруч, ночью как уж. (Пояс) Гуляет в поле, да не


конь, летает на воздухе, да не птица. (Вьюга)


3 уровень.

Подбери к словам синонимы. Укажи склонение существительных.


Метель - __________________________________________,


деревня - ___________________________________________.


С одним из существительных составь предложение, определи падеж существительных.

____________________________________________________


4 уровень. Грамматическая арифметика.


Кар + согласный п = ________________________

Корьь + идолл + р = ______________________

Кар + знак препинания = ______________________

Кар + то + фельдшер - дшер = ______________________


Укажи склонение этих существительных.


Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

1 уровень.

Укажи существительные в Р.п.


а) в степи б) без братишки в) по тетради г) около ели


2 уровень.

Укажи над существительными падеж и склонение.


От деревни до речки дорога шла через поле.


3 уровень.

Замени имена прилагательные именами существительными с предлогом из. Укажи падеж и склонение.


Кожаная куртка - _______________________________,


Шерстяная юбка - _______________________________,


Меховая шапка - ________________________________.


4 уровень.

Вставь подходящие по смыслу существительные, укажи падеж, выдели окончание.


У _________ были чёрные и рыжие к . тята. Они лакали мо-


локо из ___________. До самой _________ играют котята.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правописание безударных окончаний

существительных в дательном падеже.

1 уровень.

Составь из данных слов словосочетания, используя предлоги дательного падежа.


Подойти (сестра) - ____________________________________


Прыгать (сосна) - _____________________________________


2 уровень.

Укажи существительные в Д.п. Подпиши склонение. Допиши окончания.


а) без фасол. б) по площад. в) о земляник. г) к черепах.


3 уровень.

Составь предложения со словами морковь и морковка в Д.п..

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Вставь существительные в пословицы, допиши окончания, укажи падежи.


Кошк . - игрушки, мышк . - _________


Невесело ___________ в золотой клетк . .


____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правописание безударных окончаний существительных

в родительном и дательном падежах.

1 уровень.

Вставь окончания. Укажи падеж и склоне­ние имён существительных.


Пташк . ветка дороже золотой клетк . . Пчёлы перелетали от фиалк . к ромашк . .


2 уровень.

Допиши окончания существительных. Определи склонение и падеж.


По тетрад ., по осинк ., от верхушк ., от пристан ., без шапк . ,


к бабушк . , до дорог ..


3 уровень.

Составить 2 предложения со словом тропинка в Р.п. и Д.п.:


____________________________________________________


4 уровень.

Составить 2 предложения со словосочетаниями подарок Коле и подарок Коли:

________________________________________________________________________________________________________



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родительный и винительный падежи существительных

1-го и 2-го склонения.

1 уровень. Измени окончания данных в скобках существительных. Определи падеж. Запиши.


Без (горка, журнал, тень).

Без ________________________________________________


Вымыть (тарелка, пол, стекло).

Вымыть ____________________________________________


2 уровень. Выпиши словосочетания с существительным

медведь. Поставь вопрос, укажи падеж.


Заяц убежал от медведя.

__________________________________________________


Много сказок сложил народ про медведя.

__________________________________________________


3 уровень.

Составь 2 предложения, поставив существительное морж в Р.п. и В.п. Укажи падеж данных существительных.

________________________________________________________________________________________________________

4 уровень.

Отгадай загадку, определите склонение и падеж выделенных существительных.


Кто эта птица?

Не имеет своего гнезда, соседкам яйцо оставляет

И о птенцах не вспоминает. _(____________________)__


Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл. (___________)

Правописание безударных окончаний

существительных в творительном падеже.

1 уровень.

Просклоняй существительное филин:

Проверь по таблице на странице учебника.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 уровень.

Напиши словосочетания с существительными в Т.п.


Любовался (чем?) (дуб, берёза).

Любовался __________________________________________

Встречался (с кем?) (дельфин, тюлень).

Встречался с ________________________________________

Боролся (с чем?) (ложь, грязь).

Боролся с ___________________________________________


3 уровень.

Составь 2 предложения со словом Тобол, употребив его в Т.п.. В 1-м предложении - с предлогом, во втором - без предлога.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.


Запиши прилагательные в Т.п.:

Дружба крепка не (лесть) ____________________, а (правда)_____________________ и (честь) ________________.


Крепок (тело) ______________, богат и (дело) ____________.


Правописание безударных окончаний

существительных в предложном падеже.

1 уровень.

Просклоняй существительные осень песня:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 уровень.

Запиши существительные с указанными предлогами. Укажи падеж, выдели окончания.


В (тетрадь), на (берёза), о (медведь).


3 уровень.

Составь 2 предложения, используя существительные поляна, ветка, осинка, ель, дуб, в П.п. Выдели окончание.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Запиши существительные в скобках в П.п.:


На чужой (сторонушка) ____________________, рад родной


(воронушка)_____________________ . При (солнце)


_____________ тепло, при (мать) ____________ добро.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Склонение существительных во множественном числе.

1 уровень.

Просклоняй существительное грибы. Выдели окончания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 уровень.

Подчеркни существительные в И.п.


Строители возводят новые здания. Ученики берегут парты.


3 уровень.

Запиши предложение, ставя во множественном числе выделенные существительные и связанные с ними глаголы. Укажи падеж всех существительных.


Жеребёнок рвётся к маме.

____________________________________________________


С кочки на кочку скачет зайчонок.

____________________________________________________


4 уровень.

Укажи падежи существительных во множественном числе.


В труде рождаются герои.


Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Именительный и винительный падежи

имён существительных во множественном числе.

1 уровень.

Укажи в предложениях падежи над существительными во множественном числе.

На зелёной полянке растут берёзы. Отряд убирает овощи.


На берёзу сели птицы. Мастер починил часы


2 уровень.

Составь словосочетания с существительными во множественном числе. Укажи падеж существительных.


Собирать (ягода, гриб, друг).

____________________________________________________


Растут (берёза, яблоня)

____________________________________________________


3 уровень.

Составь 2 предложения, используя существительное звёзды в И.п. и В. п.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Отгадайте загадки, определите падеж выделенных существительных.

Живёт в лесу, ухает, как разбойник;

Люди его боятся, а он людей боится. (________________)


Белые силачи рубят калачи,

А красный говорун подкладывает. (___________________)

Родительный падеж имён существительных во множественном числе.

1 уровень.

Запиши данные существительные в Р.п.


Липы - _______, девочки - _____________, сказки - ___________, помидоры - _________________, казахи - ____________, носки - ___________, сапоги - ____________.


2 уровень.

Составьте словосочетания с существительными в Р.п. мн.ч.


Стволы (дерево) _____________________________________,

Много (места) _______________________________________,

Аромат (яблоки) _____________________________________.


3 уровень.

Спиши словосочетания, заменяя имена прилагательные существительными в Р.п. мн.ч.


Журавлиные стаи - _____________________________,

Берёзовые почки - ______________________________.


4 уровень.

Отгадай загадки.

Запиши существительные в скобках во множественном числе, определи падежи.


(Страна) _____________ без (человек) _______________,

(Город) _____________ без (дом) ___________________,

(Лес) _____________ без (дерево) __________________,

(Море) ____________без воды.



Дательный, творительный и предложный падежи

имён существительных во множественном числе.

1 уровень.

Обозначь в пословицах падеж выделенных существительных.


Умён на словах, да глуп на делах. По твоим делам о тебе судят. Языком не спеши, а делами не смеши.


2 уровень.

Запиши имена существительные в Д.п., Т.п. и П.п. мн.ч.

Стол - ____________________________________________, липа -_______________________________________________.


3 уровень.

Составь предложения на тему «Прогулка», используя существительные в Д.п., Т.п. и П.п .Укажи падежи.


Шли (где? по чему?) …, любовались (чем?) ..., видели (где? на чём?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова. Укажи падеж над существительными во множественном числе.


За двумя ______________ погонишься, ни одного не поймаешь. Снег на ____________, хлеб в закромах.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Роль имени существительного в предложении.

1 уровень.

Подчеркни главные члены предложения. Над имёнами существительными укажи падеж.


В посёлок ведёт широкая дорога. Молодёжь построила кра


сивый посёлок.


2 уровень.

Составь из данных слов предложение. Разбери по членам предложения.


Снег, мягко, под, хрустит, ногами.

___________________________________________________


3 уровень.

Составь 2 предложения, употребив существительное зайчата в В.п. и Р.п. Подчеркни главные члены предложения.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Подчеркни главные члены предложения:


Пошла муха на базар и купила самовар.


Птица в клюве принесла зёрнышко.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имя прилагательное.

1 уровень.

Укажи имена прилагательные.


а) мудрость б) мудрый в) мудрить

г) закрепить д) крепкий е) крепко


2 уровень.

Подбери к прилагательным антонимы.


храбрый – _______________короткий - __________________ быстрый – _______________сухой - _____________________


3 уровень.

Дополни предложения именами прилагательными. Подчеркни главные члены в предложениях.


Поднялся ветер. Опустились тучи. Полил дождь.

________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Составь словосочетания по образцу: мяч из резины - резиновый мяч:


Ваза из хрусталя - ___________________________________

Кораблик из бумаги - ________________________________

Сок из яблок - ______________________________________


Подчеркни прилагательные.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Род имён прилагательных.

1 уровень.

Укажи род имён прилагательных. Выдели окончания.


От хорошего дела – хороший плод. Умелая рука лучше


длинного языка.


2 уровень.

Образуй словосочетания с прилагательным тёплый, определи род, выдели окончания: (одеяло, дождь, встреча)

________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________


3 уровень.

Составь и запиши3 предложения с прилагательным

огромный. Употреби прилагательное в мужском, среднем и женском роде. Укажи род, выдели окон­чания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4 уровень.

Замени подчёркнутые прилагательные на слова, близкие по смыслу:


Золотой (____________) работник наш мастер Иванов.

Бабушка, золотая (______________) моя!

Золотое (______________) солнышко.


Определи род прилагательных.

________________________________________________________________________________________________________

Склонение имён прилагательных в единственном числе.

1 уровень.

Просклоняй словосочетание сухой мех:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 уровень.

Укажи над прилагательными падеж.


В маленькой деревне, из горящего дома, отважному


школьнику, в тёплый дом, под маленьким кустом.


3 уровень.

Составь предложения со словосочетаниями:


Ярк ... солнце, тяжёл... туча, сильн... ветер.

________________________________________________________________________________________________________


Определи падеж имён прилагательных.


4 уровень. Грамматическая арифметика.


Чудеса – а + ный = __________________________


Составь предложение с этим прилагательным в Т.п..



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родительный и дательный падеж имён прилагательных

мужского и среднего рода.

1 уровень.

Укажи имена прилагательные в Д.п.


а) к скорому поезду г) в зимний день

б) у красного шарфа д) по соседнему лугу

в) от зимнего мороза. Е) морозным утром


2 уровень.

Допиши окончания прилагательных. Данные словосочетания поставь сначала в Р.п., затем – в Д.п.


Зимн___ солнце -_____________________________________, тёпл___ одеяло - _____________________________________,

летн___ ночь - _______________________________________.


3 уровень.

Образуй от существительных имена прилагательные. Запиши их с подходящими существительными мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п.


Слабость - __________________________________________, ветвь - ______________________________________________


4 уровень.

Отгадай загадку. Запиши словосочетание в П.п.


Он в (безбрежный океан) –_____________________

Туч касается крылом.

Развернётся – под лучами

Отливает серебром. (__________________).

________________________________________________________________________________________________________

Родительный и предложный падежи имён

прилагательных во множественном числе.

1 уровень.

Укажи прилагательные в П.п.


а) на снежных шапках в) у стройных сосен

б) для ближних сёл г) в наручных часах


2 уровень.

Определи падеж имён прилагательных.


На длинн___ пути и малая ноша тяжела. Из чёрн___ пса не


сделаешь бел__ собаки.


3 уровень.

Составь предложение по схеме:

.


____________________________________________________


4 уровень.

Подбери и запиши прилагательные в предложения. Укажи падежи прилагательных.


Весной на ______________ полянках появятся ____________


подснежники. Среди _____________ липок будут жужжать


_____________________пчёлки.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дательный и Творительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

1 уровень.

Укажи падеж над прилагательными.


Над речкой склонилась ива с тонкими длинными ветвями.


Из города ведут дороги к ближним и дальним деревням.


2 уровень.

Замени слова в скобках именами прилагательными. Запиши словосочетание в Д.п. и Т.п. падежах.


Дни (дождь) - _____________________________.


Д.п. - ____________________ Т.п. - ______________________


3-4 уровень.

Составь рассказ, употребив сочетания слов.


По (каким?) дорогам, за (какими?) лесами, к (каким?) деревьям, над (какими?) полями.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Роль имени прилагательного в предложении.

1 уровень.

Укажи падеж выделенных имён прилагательных. Подчеркни главные члены предложения.


На зимней поляне стоят маленькие ёлочки.


Белое пушистое покрывало из снега укутало маленькие


ёлочки.


2 уровень.

Составь и запиши предложение из данных слов. Определи падеж имён прилагатель­ных.


Вьют, на, коршуны, высоких, гнёзда, деревьях, большие.


____________________________________________________

3 уровень.

Составь рассказ «Зимой», употреби данные словосочетания. Одно предложение раз­бери по членам.


Зимн… со.нце, чудес(?)я погода, прекрас(?)ный день.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4 уровень. Замени выделенные слова именами прилагательными. Определи род, выдели окончания.


Руда из железа -________________________________,

солнце зимой - _________________________________,

платок из шёлка - ______________________________.


Глагол.

1 уровень.

Укажи глаголы:


а) белить а) подсказка

б) побелка б) сказать

в) беленький в) рассказчик


2 уровень.

Подчеркни глаголы-антонимы.


Ласточка день начинает, а соловей заканчивает.


Мир строит, а война разрушает.


3 уровень.

Замени одним глаголом:


дать стрекача – __________________

чесать языки - ___________________

клевать носом – ___________________

ломать голову - ___________________


4 уровень.

Вставь глаголы – антонимы в пословицы.


Сумел завязать, сумей и ___________________.


По одёжке встречают, а по уму ____________________.





Дифференцированный подход:

1.     Позволяет ученику почувствовать себя таким, как все;

2.     Дает возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся;

3.     Настраивает детей двигаться дальше;

4.     Помогает достигать больших успехов;

5.     Предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей;

6.     Создает условия для развития личности.

 



55