Трехуровневые задания по русскому языку
5 класс
Тема «Правописание корней -гор- и -гар-» ( 2 вариант)
1. Предметный результат: умение определять условия написания гласных о-а в корнях -гор- — гар-; способность применять знания и умения на практике
Формулировка задания:
1уровень (формальный): вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.
Заг…реть на солнце. 2) сильное возг…рание. 3)шоколадный заг…р. 4) уг…рный газ. 5) расположиться под г…рой. 6) приг…ревший пирог. 7) разг…рающийся костер.
Запиши слова, в которых встречаются чередующиеся корни ( кроме
-гор-и –гар-)
2 уровень (рефлексивный):
спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая графически условия выбора гласной и распределяя слова по группам: а) чередующиеся гласные а-о в корнях –гор- - гар-, б) проверяемые ударением гласные в корне слова, в) непроверяемые ударением гласные в корне слова
г…рные вершины, сг…реть дотла, большой г…раж, обг…релый забор, г…рестный, у подножия г…ры, г…рдиться сыном, приготовленный г…рнир, слабое г…рение, г…рь после пожара, виднеется приг…рок, обновить г…рдероб , повесить г…рдину, ,побывать у г…рцев, крупный г…рох.
2. продолжите ряд однокоренных слов, обозначьте графически условия выбора гласной в корне.
1)Заг…рать
2)Подг…рный
3Заг…родный
4) Приг…рюнился
5)Г…рдиться
3 уровень (функциональный):
УУД (метапредметный результат): 1) коммуникативный: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; 2) регулятивный: выбор действий в соответствии с поставленной задачей; 3) познавательный: умение осознанно строить речевое высказывание, решать лингвистические задачи.
Формулировка задания: сочините лингвистическую сказку о корнях -кос- , - касс( Сказка о двух братьях Гар и Гор)
Инструмент проверки:
1 уровень
Ключ: 1) Загореть на солнце. 2) Сильное возгорание. 3) шоколадный загар. 4) угарный газ. 5) Расположиться под горой. 6) Пригоревший пирог. 7) Разгорающийся костер.
Ключ 2: приложить усилия, предлагать помощь; выросли на грядке, подрастают быстро; вечерняя заря, на утренней зорьке…
2 уровень
Ключ 1.:
а) чередующиеся гласные а-о в корнях –гор- - гарс-: сгореть дотла, обгорелый забор, слабое горение, гарь после пожара
б) проверяемые ударением гласные в корне слова: горные вершины, горестный, у подножия горы, виднеется пригорок, побывать у горцев. в) непроверяемые ударением гласные в корне слова: большой гараж, гордиться сыном, приготовленный гарнир, обновить гардероб, повесить гардину, крупный горох.
2 уровень
Ключ 2.:
1) Загорать, пригорел, гарь, загар, горение
2)Подгорный, гора, пригорок, горцы
3)Загородный, город, пригород, городишко
4) Пригорюнился, горевать, горе, горестный
5) Гордиться, гордость, гордый, возгордился
3 уровень Инструмент проверки:
Модельный ответ (сказка)
Рекомендации к анализу и оцениванию трёхуровневой проверочной работы
Поскольку данная работа необходима для оценки хода изучения темы, для определения того, как ребенком присваивается изучаемое средство, то для ее оценивания не применяется обычная пятибалльная система.
Каждое задание оценивается в один балл, т.е. за правильное решение ребенок получает балл, за любую ошибку или пропуск задания – 0 баллов. Подсчет и анализ результатов по каждому уровню происходит отдельно, т.е. учитель заполняет подобную таблицу.
Допустим, трёхуровневая работа содержит 5 заданий: 1 уровень – 3 задания, 2 уровень – 1 задание, 3 уровень – 1 задание.
Нижняя строка показывает, какой процент учеников справился с каждым из заданий. Если более 30% учеников не выполнили какое-либо из заданий первого уровня, то учителю следует вместе с детьми на уроке проанализировать ошибки и вернуться к введению изучаемого понятия. Если таких учащихся меньше 30%, анализ проводится в индивидуальном порядке.
Результаты в горизонтальной строчке показывают индивидуальные личностные особенности развития учеников.
Результаты проверочной работы
№ | Ф.И. ученика | результаты выполнения заданий (в баллах) | общее кол-во баллов каждого уровня (процент выполненных заданий) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 уровень (всего 3 задания) | 2 уровень (всего 1 задание) | 3 уровень (всего 1 задание) |
1 | Иванов Александр | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 (100%) | 1 (100%) | 0 |
2 | Петров Максим | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 (67%) | 0 | 1(100%) |
… | … | | | | | | | | |
кол-во справившихся с заданиями (в %) | 75% | 60% | 75% | 50% | 20% | | | |
Если для какого-либо уровня имеется три или более заданий, то высоким показателем считаем выполнение 75% и более от всех заданий данного уровня, а низким – это 35% и менее от всех заданий данного уровня. Если в работе два задания какого-либо уровня, то выполнению обоих заданий присваивается высокий уровень, выполнение одного задания (т.е. 50% выполнения) или невыполнение – низкий уровень. Если для какого-либо уровня предложено одно задание, то высокий показатель – это выполнение одного задания, низкий показатель – невыполнение этого задания.
Важным является то, что работа с результатами становится индивидуальной: на уроке, на консультации, в домашней работе.
После проведения коррекционной работы необходимо повторно провести трехуровневую работу с соответствующим анализом результатов, включающим изменения, которые произошли с учеником. Это требуется для того, чтобы и учитель, и ученик убедились, что движение по освоению данного способа действия действительно произошло. Только в этом случае ребенок начнет рефлексивно относиться к своему обучению.
Повторная работа может состоять из прежних заданий, а может иметь аналогичное устройство с исключением тех заданий, которые выполнили 100% школьников. Все зависит от того, как, и с помощью каких заданий, учитель проводил коррекционную работу.
Повторную работу можно провести фронтально или индивидуально с использованием бланков для каждого учащегося только с теми заданиями, в которых он допустил ошибки.
Общие рекомендации к составлению проверочной трёхуровневой работы
Трехуровневая работа состоит из заданий, предполагающих три уровня работы с изучаемым действием. Заданий первого уровня должно быть несколько, их подбор и количество связаны со стандартными требованиями к изучению темы. Это могут быть задания, выполняемые в один, два или три шага, главное, чтобы их можно было выполнить, опираясь на внешние признаки, на формализованный образец (шаблон, правило) действия. Эти задания должен выполнить ребенок, который опознает тип задания и понимает формальную сторону действия.
Заданий второго уровня может быть одно-три. В них должна отражаться сущность изучаемого действия; для их решения ученик должен определять способ действия, ориентируясь не на внешние признаки задачи, а на лежащее в ее основе существенное (предметное) отношение. Поэтому в задании могут быть провокации, лишние данные, недостающие условия, буквенная символика.
Для третьего уровня достаточно одного задания, поскольку для его выполнения школьник должен свободно владеть способом действия. Это отражается в том, что ученик умеет преодолевать стереотип, анализировать, координировать действия, доопределять, преобразовывать условия задачи для применения известного способа (например, преобразовывать модель), либо конструировать, «изобретать» из известных способов новый. Поэтому задание третьего уровня также содержит различные провокации, кажущиеся недоопределенности, «ловушки».
В целом количество заданий должно определяться содержанием проверяемого учебного материала и соответствовать формальным требованиям к выполнению проверочной работы: в начальной школе это один стандартный урок.
В проверочной работе отличие заданий по уровням никак не помечено. Это связано с тем, что дети должны осознанно подходить к выбору заданий, уметь самостоятельно выделять те задания, с которыми могут справиться, не боялись более сложных заданий (в общепринятых контрольных работах, где сложное задание помечено звездочкой и является дополнительным, ученики не всегда приступают к его выполнению, потому что оно необязательное и трудное).
Рекомендации к составлению проверочной работы по русскому языку
Первый уровень (формальный) – ориентация на форму способа действия
В качестве материала заданий используются слова, предложения, тексты, в которых отношение между формой и значением прозрачны. Т.е. в заданиях первого уровня проверяется овладение самим алгоритмом действия в условиях однозначного соответствия формы и значения языковой единицы.
Формулировка задания стандартна и содержит прямое указание на само действие. Например: Разберите слово по составу. Подберите проверку к слову. Разделите слово на слоги и т.п.
Виды заданий:
Распознавание языковых единиц, отношений по формальным признакам
Членение более крупных единиц на мелкие (слово – морфемы, предложение – слова, текст – предложения)
Сравнение языковых единиц по форме и значению
Построение рядов слов по определенному принципу (чередование в корне, слова с общей морфемой, формы одного слова и т.п.)
Применение известного способа, алгоритма, правила проверки орфограммы
Второй уровень (предметный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия
Материалом заданий на этом уровне являются слова, предложения, тексты, в которых отношения между формой и значением «зашумлены». Используются словоформы, синтаксические конструкции, совпадающие по форме, но имеющие разное значение (омонимия), и наоборот – различающиеся по форме, но полностью или частично совпадающие в значении (чередование, синонимия).
Виды заданий:
Распознавание языковых единиц, отношений в условиях «зашумления»: морфемный анализ слова при формальном совпадении приставки и части корня, суффикса и части корня, суффикса и окончания; чередования внутри морфемы
Распознавание языковых единиц, отношений, определение значения на основе контекста (определение значения незнакомого слова в тексте; различение частей речи в условиях грамматической омонимии; установление смысловых и грамматических связей между словами в условиях синтаксической омонимии; членение текста на предложения в условиях неоднозначности)
Установление соответствия между значениями единиц разных уровней: объяснение значения незнакомого слова на основе значения морфем; «сворачивание» словосочетания в слово; «разворачивание» слова в словосочетание
Проверка орфограмм в условиях неочевидности способа
Третий уровень (функциональный) – ориентация на границы способа действия
Применительно к языку этот уровень предполагает свободное владение языковыми средствами, конструирование (преобразование) формы для выражения определенного содержания
Виды заданий:
Восстановление деформированного текста: восстановление пропущенного фрагмента текста, нарушенного порядка слов на основе анализа контекста, значения слова; пунктуационное оформление высказывания на основе анализа контекста, ситуации
Преобразование текста: построение синонимичных высказываний, изменение высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего; перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п.; преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание.
Конструирование языковой формы для заданного содержания («сворачивание» толкования в слово)
Достраивание речевого контекста для заданной языковой формы
Определение «ошибкоопасного» места (на материале неизученных орфограмм)
Пример заданий разного уровня по русскому языку
Тема: Слово, его значение и написание (5класс)
1 уровень . Подбери проверку к слову.
заморо…ки
1. мороз
2. морозко
3. морозить
Комментарий. Проверка орфограммы известным способом в непротиворечивых условиях (выбор проверки из ряда однокоренных слов).
2 уровень. Подбери проверку к слову
к…соворотка (русская рубаха)
1. (Заплетать) кóсы
2. (Повесить) кóсо
3. Кóсят (что?) траву
4. (Песчаные) кóсы
5. (Покатиться под) откóс
Комментарий. Проверка орфограммы в условиях омонимичности морфем (корней)
3 уровень.
Учитель дал Васе задание проверить слова р_деть, м_ла, с_неть.
К двум словам Вася подобрал проверку быстро:
Р_деть – редкий
С_неть – синий
А к одному слову не смог. Он перебирал слова мёл, милый, маленький, но так и не решил, какое из них выбрать.
Как учитель должен сформулировать задание, чтобы Вася мог выбрать только один вариант проверки для каждого слова? Предложи свой вариант.
Ответ: В ответе должно говориться о необходимости прояснить значение слова:
- включить слово в контекст (ее улыбка очень м_ла; за окном м_ла метель; девочка м_ла, ей не дотянуться до верхней полки),
- дать слово в ряду однокоренных слов или словоформ (м_ла, м_лее, м_лейший…; м_ла, м_сти…; м_ла, м_ловат, м_лыш…),
- привести словарное толкование или синоним (например, небольших размеров, небольшой)
Комментарий. Достраивание условий задачи.
Чтобы иметь возможность перевести результаты трёхуровневой работы в пятибалльную систему, предлагаются критерии перевода уровней в отметки.
Уровни | Критерии | Отметка |
0 уровень | Не достигнут необходимый уровень, не выполняет задания даже по образцу | 2 (неудовлетворительно) |
1 уровень — формальный | Умение действовать по образцу. Выполнение типовых заданий, проработанных на уроках , где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания. | 3 (удовлетворительно) |
2 уровень – предметный | Умение определять способ действия, ориентируясь на существенные (предметные) отношения задачной ситуации. Выполнение заданий, в которых внешняя форма и конкретное содержание проблемной ситуации не обеспечивают ориентировку действия, а структура отношений замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной ситуации, т.е. ребёнку потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения , но в новой ситуации | 4 (хорошо) |
3 уровень – функциональный | Свободное обращение с культурным средством или способом действия. Выполнение задания, предполагающие спонтанное моделирование задачной ситуации, доопределение её условий, адаптацию способа к внешним ограничениям, меняющимся условиям действия, поиск альтернативных путей действия, координацию двух и более действий. | 5 (отлично) |
Таким образом, система оценивания трёхуровневых заданий позволяет учителю выстроить траекторию индивидуального развития учеников, скорректировать уровень развития класса по отдельным содержательным линиям, оценить работу по общепринятой пятибалльной системе оценивания.