СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход  - средство для развития личности ученика, способствующее успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы учащихся.

Цель и задача дифференцированного обучения - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и обрести устойчивость.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход на уроках русского языка»

Дифференцированный подход на уроках русского языка Руль Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Толмачевская СОШ №61»

Дифференцированный подход на уроках русского языка

Руль Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Толмачевская СОШ №61»

Цель и задача дифференцированного обучения - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и обрести устойчивость

Цель и задача дифференцированного обучения -

раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и обрести устойчивость

Дифференцированный подход- средство для развития личности ученика, способствующее успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы учащихся

Дифференцированный подход-

средство для развития личности ученика, способствующее успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы учащихся

Задача  учителя-  Учитель должен знать:  1. Труд должен быть разнообразным;  2. Новое, связанное со старым, усваивается быстрей;  3. Проверять и оценивать труд ученика надо часто;  4. Необходимо ярко и эмоционально подавать материал;  5. Индивидуальные особенности личности учеников. помочь раскрыть индивидуальность, используя эффективные средства

Задача учителя-

Учитель должен знать:

1. Труд должен быть разнообразным;

2. Новое, связанное со старым, усваивается быстрей;

3. Проверять и оценивать труд ученика надо часто;

4. Необходимо ярко и эмоционально подавать материал;

5. Индивидуальные особенности личности учеников.

помочь

раскрыть

индивидуальность,

используя

эффективные

средства

Дифференцированный подход нельзя рассматривать без : - психологических особенностей детей;  уровня работоспособности;  уровня обучаемости.

Дифференцированный подход нельзя рассматривать без :

- психологических особенностей детей;

  • уровня работоспособности;
  • уровня обучаемости.
Психологические особенности (темперамент)  Холерики  Флегматики  Сангвиники  Меланхолики

Психологические особенности (темперамент)

  • Холерики
  • Флегматики
  • Сангвиники
  • Меланхолики
Уровень работоспособности  Дать работу в несколько заданий на определенное время Оценить работу, обратив внимание на количество выполненных заданий и качество.

Уровень работоспособности

Дать работу в несколько заданий на определенное время

Оценить работу, обратив внимание на количество выполненных заданий и качество.

Уровень обучаемости (насколько быстро усваивается материал)  Класс делится на 3 группы:   - высокий - средний - низкий 1 урок -объясняется тема, проводится проверочная работа 2 урок -еще раз объясняется материал и снова проверочная работа 3 урок -проводится анализ работ, намечается индивидуальная работа с отставшими - большинство детей не усвоили тему - есть ученики, не усвоившие материал - индивидуальная работа, многократное повторение для отстающих

Уровень обучаемости

(насколько быстро усваивается материал)

Класс делится на 3 группы: - высокий - средний - низкий

  • 1 урок -объясняется тема, проводится проверочная работа
  • 2 урок -еще раз объясняется материал и снова проверочная работа
  • 3 урок -проводится анализ работ, намечается индивидуальная работа с отставшими
  • - большинство детей не усвоили тему
  • - есть ученики, не усвоившие материал
  • - индивидуальная работа, многократное повторение для отстающих
Как это сделать на практике? Ставим задачу для всего класса: научиться определять способ словообразования прилагательных и писать правильно слова с Н и НН; для учащихся среднего и низкого уровня повторно объясняем на примерах упражнения; для детей низкого уровня объясняем, используя схемы, таблицы, параграф; домашнее задание дифференцированно. - выясняем количество сильных учеников и даем им задание творческого характера; -детям среднего уровня даем самостоятельное задание; -даем практическое задание, опрашивая «по цепочке» у доски, по 1-2 слова на каждого.

Как это сделать на практике?

  • Ставим задачу для всего класса: научиться определять способ словообразования прилагательных и писать правильно слова с Н и НН;
  • для учащихся среднего и низкого уровня повторно объясняем на примерах упражнения;
  • для детей низкого уровня объясняем, используя схемы, таблицы, параграф;
  • домашнее задание дифференцированно.

- выясняем количество сильных учеников и даем им задание творческого характера;

-детям среднего уровня даем самостоятельное задание;

-даем практическое задание, опрашивая «по цепочке» у доски, по 1-2 слова на каждого.

Основные формы работы с сильными учащимися Чтение, пересказ текста рубрик «Обратите внимание», «Любознательным» Выполнение заданий повышенной сложности (отмечены красным цветом)

Основные формы работы с сильными учащимися

Чтение, пересказ текста рубрик «Обратите внимание», «Любознательным»

Выполнение заданий повышенной сложности

(отмечены красным цветом)

Реализация дифференцированного подхода в обучении русскому языку Предъявление теоретического материала с учётом его обязательного и необязательного усвоения на определённом этапе обучения Система упражнений, позволяющих осуществлять уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обучении

Реализация дифференцированного подхода

в обучении русскому языку

Предъявление теоретического материала с учётом его обязательного и необязательного усвоения на определённом этапе обучения

Система упражнений, позволяющих осуществлять уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обучении

Дифференцированный подход, реализованный в системе упражнения учебника Упражнения ориентированные на сильных учащихся (упражнения повышенной трудности) работу учеников в паре (взаимопроверка) групповую деятельность школьников индивидуальную работу ученика

Дифференцированный подход, реализованный

в системе упражнения учебника

Упражнения ориентированные на

сильных учащихся (упражнения повышенной трудности)

работу учеников в паре (взаимопроверка)

групповую деятельность школьников

индивидуальную работу ученика

Дифференцированный подход в предъявлении теоретического материала дополнительный основной необязательный  « Обратите внимание» «Любознательным» «Теоретические сведения»  развивает познавательный интерес учащихся к предмету  обеспечивает углубленное изучение темы  обеспечивает пропедевтическую работу с сильными учащимися  развивает познавательный интерес учащихся к предмету  становится основой самостоятельной работы для сильных учащихся «Знайте и применяйте»  предназначен для обязательного чтения, анализа и усвоения  способствует формированию правильного способа действия в процессе языкового анализа

Дифференцированный подход в предъявлении

теоретического материала

дополнительный

основной

необязательный

« Обратите внимание»

«Любознательным»

«Теоретические сведения»

  • развивает познавательный интерес учащихся к предмету
  • обеспечивает углубленное изучение темы
  • обеспечивает пропедевтическую работу с сильными учащимися
  • развивает познавательный интерес учащихся к предмету
  • становится основой самостоятельной работы для сильных учащихся

«Знайте и применяйте»

  • предназначен для обязательного чтения, анализа и усвоения
  • способствует формированию правильного способа действия в процессе языкового анализа

Тема: «Виды связи в словосочетании»(8 класс)

Задание для 1 группы (повышенный уровень). Инструкция:

1. Выписать в порядке следования словосочетания, развивающие тему осени. Укажите вид связи в словосочетаниях.

2. Обозначьте буквой «м» сверху словосочетания с метафорическим значением.

3. Запишите ниже такие по строению словосочетания, но с обычным значением.

 

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет — неяркий и неподвижный был похож: на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска. Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, жгучий иней не лежал по утрам на дощатой крыше. Осень пришла внезапно. Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла.... Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

К. Паустовский.

Задание для 2 группы (средний уровень).

Теоретическая справка:

Примыкание  — такая связь, при которой неизменяемые слова или неизменяемые формы слова зависят от слов той или иной части речи.

Задание : найдите в тексте словосочетания с таким видом связи. Обозначьте графически главный компонент словосочетания. Использовав главное слово выписанных словосочетаний, придумайте и запишите словосочетания с другим видом связи, в скобках укажите вид связи.

Женя пошла было домой, но хватилась книжки, не сразу вспомнила, где книжка осталась. Она воротилась за ней, и когда зашла за дрова, то увидела, что незнакомки поднялись и собираются идти. Они поодиночке, друг за дружкой, прошли в калитку. За ними следовал невысокий человек. Он нес под мышкой большущий альбом или атлас. Так вот чем занимались они, заглядывая через плечо друг дружке, а она думала — спят. Доставая книжку, Женя потревожила поленницу. Сажень пробудилась и задвигалась живо. Несколько поленьев съехало вниз и упало на дерн с легким стуком. Сторож: ударил в колотушку. Родилось много звуков, тихих, туманных. Воздух принялся насвистывать что-то старинно-заречное.

Б. Пастернак.

 

Задание для 3 группы (с образцом выполнения).  Перепишите, раскрывая скобки. Укажите вид связи слов в словосочетаниях. Обозначьте графически главное и зависимое слово:  Писать (книга), (теплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарищ), дороже (жизнь), недовольство (группа), отчет (директор), успех (бригада), тише (вода), быстрее (ветер), вдаль (родина), пятый (строй), двое (стена), трое (сани), обе (дочь). Образец: писать книгу (упр.), теплая вода (согл.).

Задание для 3 группы (с образцом выполнения).

Перепишите, раскрывая скобки. Укажите вид связи слов в словосочетаниях. Обозначьте графически главное и зависимое слово:

Писать (книга), (теплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарищ), дороже (жизнь), недовольство (группа), отчет (директор), успех (бригада), тише (вода), быстрее (ветер), вдаль (родина), пятый (строй), двое (стена), трое (сани), обе (дочь).

Образец: писать книгу (упр.), теплая вода (согл.).

Раздел: «Синтаксис и пунктуация» (5 класс) Тема: П редложения с обращениями Тип: урок изучения нового материала Повторите §41 с. 81 – 82  I вариант. Найдите и выпишите предложения с обращениями из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».   II вариант Упр. 212. Составьте распространённые предложения так, чтобы слово родина в первом из них было сказуемым, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвёртом – обращением.   III вариант Упр №207. Выполните задания к упражнению (по образцу). Подготовьте выразительное чтение предложений.  

Раздел: «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)

Тема: П редложения с обращениями

Тип: урок изучения нового материала

Повторите §41 с. 81 – 82

I вариант.

Найдите и выпишите предложения с обращениями из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

 

II вариант

Упр. 212. Составьте распространённые предложения так, чтобы слово родина в первом из них было сказуемым, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвёртом – обращением.

 

III вариант

Упр №207. Выполните задания к упражнению (по образцу). Подготовьте выразительное чтение предложений.

 

Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.   А (элементарный) 1) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Запишите по образцу. Образец. Сч а стливый- счастлив.   Т…лпа, п…руса, х…жу, пок…зал, прив…зал, сож..ление, др…жать, др…знить, созр…вать, сост…влять.   2) Объясните правописание безударных гласных в словах, пообобрав проверочные слова. Запишите. Пос и деть на скамейке - пос е деть от горя. Разв е вается флаг – разв и вается сюжет. Пол о скать горло – пол а скать ребёнка. Сп е шите видеть – сп и шите с доски. Ч а стота посещений – ч и стота в комнате.  

Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

А (элементарный)

1) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Запишите по образцу.

Образец. Сч а стливый- счастлив.

 

Т…лпа, п…руса, х…жу, пок…зал, прив…зал, сож..ление, др…жать, др…знить, созр…вать, сост…влять.

 

2) Объясните правописание безударных гласных в словах, пообобрав проверочные слова. Запишите.

Пос и деть на скамейке - пос е деть от горя.

Разв е вается флаг – разв и вается сюжет.

Пол о скать горло – пол а скать ребёнка.

Сп е шите видеть – сп и шите с доски.

Ч а стота посещений – ч и стота в комнате.

 

Б (базовый) 1) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – существительные. Запишите по образцу. Образец. Ук о ренился- корень.   Прис..гать, посп…вать, от…желел, попр…сил, разъ…рённый, отв…нтил, оч…ровать, зар…дить, обр…мление, погл…щать. 2) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – краткие прилагательные. Запишите по образцу. Образец. Д и карь-дик.   Пот…хоньку, осв…житься, р…беть, ст…рушка, пот…мнел, расхр…брился, поск…рее, нат…щак, обн…жить, ук…ротить.

Б (базовый)

1) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – существительные. Запишите по образцу.

Образец. Ук о ренился- корень.

 

Прис..гать, посп…вать, от…желел, попр…сил, разъ…рённый, отв…нтил, оч…ровать, зар…дить, обр…мление, погл…щать.

2) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – краткие прилагательные. Запишите по образцу.

Образец. Д и карь-дик.

 

Пот…хоньку, осв…житься, р…беть, ст…рушка, пот…мнел, расхр…брился, поск…рее, нат…щак, обн…жить, ук…ротить.

В (повышенный)   1) Спишите слова с двумя безударными гласными, проверьте каждую из них. Прог…л…дался, кр…т…ковать, сопр…в…ждать, м…л…тить, рав…с…лился, л…п…тать. 2) Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание. Запишите по образцу. Образец. Пок а рать врага (кара) – пок о рить природу (покорный). Девочка м…ла – м…ла двор.   Сл…зать с дерева – сл…зать сметану.   Св…ла гнездо – св…ла с ума.   Цветы стали ув…дать – ув…дать издали.

В (повышенный)

 

1) Спишите слова с двумя безударными гласными, проверьте каждую из них.

Прог…л…дался, кр…т…ковать, сопр…в…ждать, м…л…тить, рав…с…лился, л…п…тать.

2) Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание. Запишите по образцу.

Образец. Пок а рать врага (кара) – пок о рить природу (покорный).

Девочка м…ла – м…ла двор.

 

Сл…зать с дерева – сл…зать сметану.

 

Св…ла гнездо – св…ла с ума.

 

Цветы стали ув…дать – ув…дать издали.

Дифференцированный подход в обучении даст результат при условии систематической работы. Желаю творческих успехов!

Дифференцированный подход в обучении даст результат при условии систематической работы. Желаю творческих успехов!