СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация гласных У-Ю изолированных, в слогах, словах, предложениях.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия поможет развитию фонематического восприятия, запоминанию графем, формированию пространственной ориентации,  навыка звукобуквенного и звукослогового анализа и синтеза, связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных У-Ю изолированных, в слогах, словах, предложениях.»

Конспект группового логопедического занятия

по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе.

Тема: Дифференциация гласных У-Ю изолированных, в слогах, словах и предложениях.

Составитель: учитель-логопед Е.И. Кухаренко.

МБОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа», МО ГО Ялта, Республика Крым.

Цель: дифференциация  гласных у – ю на слух и на письме,

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-учить различению твёрдых и мягких согласных перед гласными у-ю.;

-осуществлять контроль и самоконтроль своих действий.

коррекционно-развивающие:

-развитие фонематического восприятия, навыков звуко-буквенного анализа, синтеза;

-развитие зрительной, речеслуховой памяти, внимания, логического мышления, пространственных представлений, связной речи;

-развитие мелкой моторики;

-развитие межполушарного взаимодействия;

коррекционно - воспитательные:

-воспитание умения слушать учителя и выполнять его требования;

-привитие интереса к логопедическим занятиям;

-формирование навыков продуктивного общения, взаимопонимания;

Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:

Личностные УУД: формирование положительной адекватной самооценки на основе критериев уcпешности.

Метапредметные УУД:

-регулятивные: умение сохранять цель до конца занятия, оценивание правильности выполнения своих действий;

-коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и в письменной форме;

-познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.

Предметные УУД: умение слышать различия в произношении мягких и твёрдых согласных, обозначать на письме мягкость согласных буквой Ю, твёрдость согласных буквой – У, автоматизация орфограммы ЧУ-ЩУ.

Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши, компьютер, индивидуальные зеркала,  карточки для индивидуальной работы, предметные и сюжетные картинки, слоговые таблицы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

На занятии наши глаза смотрят и все … (видят),

Наши уши слушают и все …(слышат),

Голова запоминает и …(думает)!

  1. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

К нам сегодня пришли гости, давайте узнаем, кто это!

Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её? (корова)


На коровку он похож,

Но пока что маленький...

Пьёт парное молоко 

И гуляет с маменькой…(теленок)
- Кто такие корова и теленок (домашние животные). Какую пользу приносит корова людям? Как люди заботятся о домашних животных?


В гости пришли корова с теленком (предъявление предметных картинок) и они нам споют песенку.

Му-му-му - поет корова

Мю-мю-мю – поет теленок

-Чем отличается их песенки? Правильно, корова мычит твердо, а теленок - мягко.

-Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

-Как обозначим твердость согласного? (одной чертой)

-Как обозначим мягкость согласного? (двумя чертами)

-Как звучат согласные перед буквой У? (Твердо.)

-Как звучат согласные перед буквой Ю? (Мягко.)

3. Формулировка темы занятия.

-Сформулируйте тему нашего занятия: различай … 

4.Сравнение У-Ю по артикуляции.

Зеркала: произносим [у] – [йу]. Посмотрите на свои губы, язык. Что происходит? 

[у] – губы «трубочкой», спинка языка выгнута,

[йу] - сначала губы в «улыбке», спинка языка выгнута крутой «горкой», затем  губы «трубочкой», спинка языка выгнута)

Вывод обучающихся: Ю – состоит из двух звуков[ йу].

5. Когда буква Ю обозначает два звука? 

- Буква Ю обозначает 2 звука в начале слова, после гласных и после мягкого (и твёрдого) знака, а в слове тюльпан (после согласного) – ю – показатель мягкости согласного.

Предъявляется алгоритм (смотреть приложение).

6. Соотнесение звуков с графемами. Уточнение зрительного образа букв У-Ю.

Предъявляются сюжетные картинки (смотреть приложение).

У – у улитки рожки тоже

так на букву У похожи.


Ю – на арене укротитель,

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм смело стал лицом.

7.Чтение слоговых таблиц.

- Теленок еще совсем маленький, он только начинает всему учиться. А вы, ребята, уже многое знаете и умеете. Покажите теленку, как вы умеете читать слоги с твердыми и мягкими согласными.

МУ-МЮ КУ-КУ-КЮ

НУ-НЮ ДУ-ДЮ-ДЮ

ПУ-ПЮ ТЮ-ТУ-ТЮ

СУ-СЮ БУ-БЮ-БУ

ФУ-ФЮ ВЮ-ВЮ-ВУ

ЛУ-ЛЮ ЗУ-ЗЮ-ЗЮ

ГУ-ГЮ ПУ-ПЮ-ПУ

РУ-РЮ СЮ-СЮ-СУ

8. Дописывание элементов букв У-Ю. Работа по индивидуальным карточкам.

-Откройте тетради, отступите 2 строки, запишите сегодняшнее число.
- Ребята, теленок пытался написать буквы У и Ю, но у него ничего не получилось. Помогите ему дописать буквы.

Предъявляются индивидуальные карточки (смотреть приложение).

9. Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летели,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

10. Графическая запись слов.

-Теленок пытался найти буквы У и Ю в названиях картинок, но запутался. Ребята, запишите только букву У или Ю из названий картинок и их порядковый номер в слове (например, У-4).

Картинки: юла, утка, жук, юбка, дуб, туфли, тюлень, улей.

11. Кинезиологическое упражнение.

-Когда мы гуляли по лесу во время физминутки, мы не встретили лесных обитателей. Давайте выполним упражнение   «Белка-дятел»» и покажем их пальчиками. Кисти рук сжаты в кулачки. Сначала выставляются вверх большие пальцы, затем  - навстречу друг другу мизинцы.

12. Дифференциация букв на уровне слога.

-Вставьте пропущенный слог ЛУ или ЛЮ, запишите слова в 2 столбика: к __ б, к __ в, к __ ква,

б __ до, __ стра, г __ бина, са __ т, сл __ жба, ко __ чка, ма __тка, п __ т, __на, п __ с, па __ба, по __с, каб __ к.

13. Исправьте ошибки. Работа по индивидуальным карточкам.

-Теленок еще совсем плохо знает буквы. Прочитайте его предложения и исправьте ошибки в употреблении гласных У-Ю.

Луда лубит люк.

Голюбь клунул малутку.

Луба лубуется люной.

Верблуд плуёт слуной.

Илуша ловит щюку.

Внимание! Не забудьте, с какой буквой пишутся слоги ЧУ-ЩУ.

14. Развитие логического мышления. Редактирование предложений. Работа по индивидуальным карточкам.

-Теленок наблюдал за ребятами и вот, что он увидел (прочитайте предложения). Так бывает? Как было на самом деле? Запишите правильные предложения.

Шея мыла Люду.

Ваза рисует Илюшу.

Утюг греет Соню.

Юлю купили юле.

Лук любит Любу.

Юбке сшили Лушу.

Изюм любит Юру.

15. Итог занятия.

-Теленок многому у вас научился, и им с мамой-коровой пора уходить. Они обязательно придут к нам еще. Будем прощаться. Занятие окончено. До свидания.

16. Рефлексия деятельности.

-Улыбнитесь, если вам все понятно. Нахмурьтесь, если у вас есть вопросы.




Приложение.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!