Тема: «Дифференциация звуков [ч]-[т’]»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- отработать четкое произношение и различение звуков [ч] - [т’] в слогах, словах и фразах;
- работать над звуко-слоговым анализом и синтезом слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать культуру коммуникации;
- формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества.
Планируемые результаты
Коммуникативные УД:
- развивать умение слушать и понимать других;
- использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы.
Личностные УД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Познавательные и регулятивные УД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения;
- использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания;
- выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, тетради, ручки.
Ход занятия
Организационный момент.
Повернитесь все друг – другу
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите
И вверху пошевелите
Скажем весело «Ура!».
Начинать занятие пора!
Основная часть
1. Введение в тему урока
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте дружно произнесем «Чебурашка».
- Какой первый звук в этом слове? (Звук [ч’].)
- Посмотрите, Чебурашка что-то с собой принес. Что это? (Это письмо, телеграмма.)
- Дружно произнесем «телеграмма».
- Какой первый звук в этом слове? (Звук [т’].)
- Прочтем телеграмму.
«Дорогие Чебурашка и ребята, пишут вам жители города Звукограда. У нас случилась беда, два звука-проказника перепутали свои дома и не хотят признаваться в этом. Помогите нам разобраться, кто где живет.»
- Ну что ребята, поможем?
- А как вы думаете, какие это звуки-проказники? (Звуки [ч’]-[т’].)
- Молодцы! Верно.
2. Сравнительная характеристика звуков
- Давайте поработаем в парах и сделаем характеристику звуков.
- Понаблюдайте за своими органами артикуляции. Расскажите своему соседу об артикуляции этих звуков. Выложите схемы этих звуков.
- Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [ч’]. (Губы округлены, вытянуты вперед, зубы сближены, образуют «заборчик», кончик языка касается неба (за бугорками), боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам.)
- Дай характеристику звука [ч’]. (Он согласный, глухой непарный, всегда мягкий).
- Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [т’]. (Губы находятся в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами.)
- Дайте характеристику звуку [т’]. (Он согласный, глухой, имеет пару по звонкости-глухости [д’], мягкий, имеет пару по твердости-мягкости [т].)
- Чем похожи эти звуки? (Они похожи по звучанию, оба согласные, глухие, мягкие.)
- Чем отличаются эти звуки? (Отличаются артикуляцией.)
3. Игра «Стрелочки»
- Теперь давайте поиграем в игру «Стрелочки». Если услышите звук [ч’] - поставьте стрелочку вверх. Если услышите звук [т’] - стрелочку вниз.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч, ть, ч, ч, ть, ч, ть, ть, ч.
б) в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
в) в словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
4. Физкультминутка. Закрепление звука в скороговорках
- А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки, и показывайте движениями то, о чем говорится в чистоговорке.
Чу - чу - чу - молоточком я стучу.
Ча - ча - ча - мы увидели грача.
Чо - чо - чо - греет солнце горячо.
Чи - чи - чи - вкусны пироги в печи.
Те - те - те - отложили мы шитье.
Тюм - тюм - тюм - подарили нам костюм.
Тик - тик - тик - купим кукле бантик.
5. Работа в тетрадях
- Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания.
Теплая Тёмные Чужой Чугунный Коричневый | Чемодан Котел Печка Котенок Очки |
- Составим 2 предложения с данными словосочетаниями и запишем их в тетрадь.
III. Заключительная часть
Подведение итогов
- Ребята, можем ли мы теперь помочь жителям Звукограда?
- Давайте же поселим этих непоседливых звука в свои домики.
- Чем похожи звуки [ч’] и [т’]?
- Чем они отличаются?
2. Рефлексия
- Вот наше занятие подходит к концу. Оценим нашу работу на уроке. Поставьте нашего сегодняшнего героя-Чебурашку на лесенку. Чем выше вы его поставите, тем лучше вы работали на занятии.
- Молодцы! Наше занятие окончено.
6