СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков [ч']-[т’]

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное логопедическое занятия разработано для 3 класса, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [ч']-[т’]»

Тема: «Дифференциация звуков [ч]-[т’]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- отработать четкое произношение и различение звуков [ч] - [т’] в слогах, словах и фразах;

- работать над звуко-слоговым анализом и синтезом слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

- вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать культуру коммуникации;

- формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества.

Планируемые результаты

Коммуникативные УД:

- развивать умение слушать и понимать других;

- использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы.

Личностные УД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

Познавательные и регулятивные УД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения;

- использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания;

- выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, тетради, ручки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Повернитесь все друг – другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите

Скажем весело «Ура!».

Начинать занятие пора!

  1. Основная часть

1. Введение в тему урока

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте дружно произнесем «Чебурашка».

- Какой первый звук в этом слове? (Звук [ч’].)

- Посмотрите, Чебурашка что-то с собой принес. Что это? (Это письмо, телеграмма.)

- Дружно произнесем «телеграмма».

- Какой первый звук в этом слове? (Звук [т’].)

- Прочтем телеграмму.

«Дорогие Чебурашка и ребята, пишут вам жители города Звукограда. У нас случилась беда, два звука-проказника перепутали свои дома и не хотят признаваться в этом. Помогите нам разобраться, кто где живет.»

- Ну что ребята, поможем?

- А как вы думаете, какие это звуки-проказники? (Звуки [ч’]-[т’].)

- Молодцы! Верно.

2. Сравнительная характеристика звуков

- Давайте поработаем в парах и сделаем характеристику звуков.

- Понаблюдайте за своими органами артикуляции. Расскажите своему соседу об артикуляции этих звуков. Выложите схемы этих звуков.

- Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [ч’]. (Губы округлены, вытянуты вперед, зубы сближены, образуют «заборчик», кончик языка касается неба (за бугорками), боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам.)

- Дай характеристику звука [ч’]. (Он согласный, глухой непарный, всегда мягкий).

- Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [т’]. (Губы находятся в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами.)

- Дайте характеристику звуку [т’]. (Он согласный, глухой, имеет пару по звонкости-глухости [д’], мягкий, имеет пару по твердости-мягкости [т].)

- Чем похожи эти звуки? (Они похожи по звучанию, оба согласные, глухие, мягкие.)

- Чем отличаются эти звуки? (Отличаются артикуляцией.)

3. Игра «Стрелочки»

- Теперь давайте поиграем в игру «Стрелочки». Если услышите звук [ч’] - поставьте стрелочку вверх. Если услышите звук [т’] - стрелочку вниз.

а) изолированные звуки: ть, ть, ч, ть, ч, ч, ть, ч, ть, ть, ч.

б) в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.

в) в словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.

4. Физкультминутка. Закрепление звука в скороговорках

- А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки, и показывайте движениями то, о чем говорится в чистоговорке.

Чу - чу - чу - молоточком я стучу.

Ча - ча - ча - мы увидели грача.

Чо - чо - чо - греет солнце горячо.

Чи - чи - чи - вкусны пироги в печи.

Те - те - те - отложили мы шитье.

Тюм - тюм - тюм - подарили нам костюм.

Тик - тик - тик - купим кукле бантик.


5. Работа в тетрадях

- Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания.


Теплая

Тёмные

Чужой

Чугунный

Коричневый

Чемодан

Котел

Печка

Котенок

Очки


- Составим 2 предложения с данными словосочетаниями и запишем их в тетрадь.

III. Заключительная часть

  1. Подведение итогов

- Ребята, можем ли мы теперь помочь жителям Звукограда?

- Давайте же поселим этих непоседливых звука в свои домики.



- Чем похожи звуки [ч’] и [т’]?

- Чем они отличаются?

2. Рефлексия

- Вот наше занятие подходит к концу. Оценим нашу работу на уроке. Поставьте нашего сегодняшнего героя-Чебурашку на лесенку. Чем выше вы его поставите, тем лучше вы работали на занятии.

- Молодцы! Наше занятие окончено.


















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!