Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, предполагает сочетание фронтальных групповых и
индивидуальных заданий для повышения качества обучения и
развития каждого ученика.
Цель: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне его возможностей и способностей.
Задачи:
увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее
помочь ребенку поверить в свои силы
обеспечить его максимальное развитие.
Актуальность.
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики и информатики обусловлена:
1. необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения.
2. познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.
Противоречия.
Актуальность направлена на развитие познавательных интересов учащихся и обусловлена рядом противоречия.

Специфика предмета
В обучении математики дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение
математики сопряжено со значительными трудностями, а у
других проявляются явно выраженные способности к изучению
предмета. Надо учитывать как познавательные интересы учащихся, так и
индивидуальный темп их развития.
Новизна заключается в практической реализации
методов и приемов обучения школьников математике
в отборе разноуровневых заданий по математике;
в широком использовании методов работы с любыми источниками информации;
в оригинальной компоновке учебного материала и его оформлении.
Практическую ценность в дифференцируемом подходе обучения математики и информатики представляют
Рабочие программы по алгебре, геометрии, информатике
Индивидуально-групповые занятия по подготовке к промежуточной аттестации и ГИА
Разработки уроков математики и информатики
Разработки внеклассных мероприятий
Нестандартные задания
Дидактический материал
Диагностика и определение групп учащихся

Учащихся класса условно разделяю на четыре группы за счет различного уровня требований к усвоению материала.
Группа | Требования |
I | Очень способный, сообразительный, быстро и легко схватывает новое. Самостоятельно решает сложные задачи. Легко видоизменяет действие, если нужно перейти к решению новой задачи. При затруднении достаточно небольшого указания, легко объясняет ход решения задач |
II | Относительно легко понимает новый материал. Может сделать сам выводы, логически вытекающие из данных условий. Может решить задачу несколько сложнее, чем образец, но близкую к нему. Оригинальных решений не дает. Способен к легкому переходу от одних действий к другим. Может рассказать о ходе решения задачи. Выделяет главное, правильно употребляет научные термины |
III | Способен понять учебный материал, если он излагается подробно и наглядно, в не быстром темпе. Избегает научных терминов. Решает типовые задачи, но после ряда упражнений и соответствующей помощи. Может сделать частный вывод при наличии знакомых посылок. Затрудняется в словесном объяснении задачи. С трудом переключается на новые действия. |
IV | Имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теории в применении ее к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в 1-2 шага. При изучении нового материла, усваивает лишь отдельные фрагменты, не может самостоятельно дополнить. Нужна значительная помощь при решении задач по образцу, опора на алгоритмы, поэтапный контроль. «3астревает» на только что выполненном действии, с трудом исправляет ошибки. Без помощи и контроля может сильно отстать. На уроках пассивен. |
К сожалению в последнее время преобладающее большинство учащихся относятся группам 3 и 4.
Причины неуспеваемости:
отсутствие необходимых навыков учебной работы;
отсутствие либо неразвитость познавательных или учебных мотивов;
неумение трудиться, преодолевать трудности;
трудность усвоения учебного материала
Недостатки познавательной деятельности:
- несформированность приёмов учебной деятельности;
- недостатки развития психологических процессов, главным образом
мыслительной сферы ученика;
- неадекватное использование учеником своих индивидуально-типологических особенностей.
Недостатки в развитии мотивационной сферы:
- несформированность устойчивой мотивации достижения успеха;
- неустойчивость, слабость, пассивность учебных познавательных
интересов.
Дифференцированная работа
Осуществление дифференцированной работы не за счет различного уровня преподавания для различных групп учащихся, а за счет различного уровня требований к усвоению материала.
В учебном процессе у способных и заинтересованных учащихся формируются навыки планирования и регулирования своей деятельности.
Приходится проводить работу с несколькими группами учеников, получающими различный объём знаний. В этом случае используется скрытая(неявная) форма уровневой дифференциации. При этом работа идёт со всем классом, но на различных этапах урока группы учеников
выполняют неравные по сложности задания, т .е. работает скрытая дифференциация.
Дифференцированная работа на различных этапах урока


Развитие познавательных интересов школьников
1. Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике.
2. Формирование навыков учебного труда,
умений самостоятельно работать над задачей.
3. Доведение учащихся до хорошего уровня
усвоения знаний и способов деятельности.
При опросе используются много активизирующих заданий. Например: дополнить примерами ответ; задать отвечающему вопросы по пройденному материалу и др. При решении поставленных целей для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления можно применить следующие приёмы:
1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача,
а затем задание с усложненным элементом.
2. Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание
самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность
решения путем постановки соответствующих вопросов.
1. По возможности создать соответствующие условия и подобрать задания для повторения, ликвидации пробелов, актуализации знаний для успешного
изучения новой темы.
2. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно
организует мыслительную деятельность учащихся
1. Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
2. Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых элементов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
З. Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.
4. Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов
деятельности
Мотивация обучения
Познавательная мотивация создаётся с помощью ряда приёмов:

Основными способами и приёмами являются:
➢ индивидуальные задания;
➢ исследовательские, творческие задания;
➢ Разноуровневые задания.
На уроке и во внеурочной работе желательно создавать ситуацию успеха:
• помогать сильному ученику реализовывать свои возможности в более трудной и сложной деятельности;
• слабому – выполнять посильный объем работы
Достижению положительных результатов обучения не достаточна работа на уроке. Моя задача, как учителя – всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес к предмету. С такими школьниками стараюсь работать индивидуально, привлекать
их к участию в математическом кружке, в олимпиаде, в конкурсах и турнирах.
Планируемые результаты:
• повысить качество обучения по математики
• развивать познавательные интересы учащихся по математике и информатике;
• формировать личностные качества учащихся: самостоятельность,
ответственность за свои действия, трудолюбие, творчество
• вырабатывать особый способ мышления, ведущего к прочному усвоению знаний и творческому их применению в практической деятельности
• развивать индивидуальные особенности учащихся;
• поиск недостающих знаний для повышения познавательного интереса
Интернет - ресурсы
https://educontest.net/storage2/article/47810/Дифференциация%20обучения..pdf
http://berezamas.my1.ru/publ/raboty_uchitelej/differencirovannoe_obuchenie_na_urokakh_matematiki/2-1-0-15
Литература
Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. — М.:Педагогика, 1990. – С.221.
Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 1998 год.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст]/И.С. Якиманская. – М.:Просвещение, 1996. – С.352.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 116 города Донецка»
П Р О Е К Т
Дифференцируемый поход в обучении учащихся на уроках математики и информатики
Подготовила: Евстифеева И.В.
учитель математики
МОУ «Школа № 116 г. Донецка»
г. Донецк 2016 – 2017 уч. год