СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дикие животные и их детёныши.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Дикие животные".  Конспект предназначен для учителей- логопедов. 

Просмотр содержимого документа
«Дикие животные и их детёныши.»

Занятие на тему: «Дикие животные»


Цели:

-коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о диких животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д., закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов.

- коррекционно-развивающие: развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.


- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.


Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных их детёнышей, картинно-графический план; раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.


Ход занятия:

Организационный момент.

- Как называются животные, которые живут в наших лесах? (Дикие.) Почему?


Отгадывание загадок.


Лиса

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса

- А зовут ее ... (лиса)


У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.


Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...). Где живёт лиса? (в лисьей норе.)

Кто ещё живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) 


Медведь

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. 

Кто это?.. (медведь)


У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.


Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)


Волк

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (волк)


Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.


Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).

- Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...)


Заяц

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой — летом. (заяц)


У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.


Назовите его семью. (Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата). 

Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) 


Белка

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (белка)


Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)


Большая белка — это мама. Как её называют? (Бельчиха) А маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.)


Ёж

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

Ёж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.


Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...)

Назовите его семью. (Ёж, ежиха, ежата, ежонок). 


Лось

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого встретить довелось

Знай, что это … (лось)


Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-чёрная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

Назовите его семью. (Лось, лосиха, лосёнок, лосята).

Кабан У него нос пятачком, Хвостик маленький – крючком. Он любитель жёлудей, Корешков, грибов и змей. С двумя грозными клыками, С мощной шеей и ногами В ямы прячется в буран… Кто, скажите, он?

Физкультминутка


Дидактическая игра «Сосчитай»

Согласование числительных с существительными.

Например: одна лисица, две лисица, три... , четыре ... , пять лисиц;

один медведь, два медведя и т.д.


Дидактическая игра «Один - много»

Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.

Например: заяц - зайцев, лиса – лисиц,

белка – белок, медведь - медведей... и т.д.


Дидактическая игра «Кто где живет» (по картинкам)

(волк в логове, медведь в берлоге, лиса в норе… ).


Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Образование слов-антонимов.

У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост.

У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д.

чёрный — белый,

смелый — трусливый,

быстрый — медленный,

умный — глупый,

длинный — короткий.


Дидактическая игра «Скажи ласково»

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: заяц – зайчонок, лиса – лисичка и т.д.


Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

Лапа зайца. Лапа чья? (заячья). Хвост лисы. Хвост чей? (лисий) и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги)

Ёж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год (смена рук) Волка, зайца, рысь, лису Ты зимой найдёшь в лесу.


Выполнение задания на листочках.


Итог занятия.