Просмотр содержимого документа
«Диктант с грамматическим задание по русскому языку»
Контрольный диктант за I полугодие по русскому языку.
5 класс.
В горах Памира
Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)
Грамматическое задание:
1. Найдите в тексте слова с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с теми корнями, у которых они имеются:
(Ответ: расположились, растут, заросли, растительностью, располагаемся, растений)
2. Найдите слово с орфограммой "Буквы и/ы после ц". Объясните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.
(Ответ:цифры)
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи во 2-м предложении 1 абзаца: Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты.
4. Найдите и выпишите слова, в корнях которых при изменении слова или при образовании новых слов происходит чередование согласных. Корни выделить:
Например: река-речка (к//ч)
(Ответ: возвышаются- ввысь, берегам-бережок, река-речка, приближаемся-близко, подножию-нога, наслаждением-услада, вдыхаем-дышать, цветущих-цвести, много-множество, рассказывает-расскажет).
Контрольный диктант за I полугодие
5 класс
Рябина
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (По А. Смирнову)
(114 слов)
Грамматическое задание к диктанту:
1 вариант
1. Найдите во втором абзаце в 8 предложении слово с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем
(Ответ: вырастали).
2. Найдите слова с орфограммой "Буквы и/ы после ц". Объясните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.
(Ответ: гусеницы, скворцы)
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи в 4-м предложении 1 абзаца.
2 вариант
1. Найдите во втором абзаце в 10 предложении слово с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем
(Ответ: расти)
2. Найдите и выпишите слова, в корнях которых при изменении слова или при образовании новых слов происходит чередование согласных
(Ответ: засохли-сушить; светлый-свеча-освещение; появилось-явление; трещали-треск; много-множество; молодые-моложе; становился-становление; гуще-густой; выше-высокий; пришлось-приходится; отступить- отступление).
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи в 5-м предложении 2 абзаца.