СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктант с грамматическим задание по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диктант с грамматическим задание по русскому языку для 5 класса (1 полугодие)

Просмотр содержимого документа
«Диктант с грамматическим задание по русскому языку»

Контрольный диктант за I полугодие по русскому языку.

5 класс. 


В горах Памира

      Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
      По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
      Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)





Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте слова с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с теми корнями, у которых они имеются:

(Ответ: расположились, растут, заросли, растительностью, располагаемся, растений)

2. Найдите слово с орфограммой "Буквы и/ы после ц". Объясните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.

(Ответ:цифры)

3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи во 2-м предложении 1 абзаца: Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты.

4. Найдите и выпишите слова, в корнях которых при изменении слова или при образовании новых слов происходит чередование согласных. Корни выделить:

Например: река-речка (к//ч)

(Ответ: возвышаются- ввысь, берегам-бережок, река-речка, приближаемся-близко, подножию-нога, наслаждением-услада, вдыхаем-дышать, цветущих-цвести, много-множество, рассказывает-расскажет).











Контрольный диктант за I полугодие

5 класс

Рябина

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (По А. Смирнову)

(114 слов)

Грамматическое задание к диктанту:

1 вариант

1. Найдите во втором абзаце в 8 предложении слово с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем

(Ответ: вырастали).

2. Найдите слова с орфограммой "Буквы и/ы после ц". Объясните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.

(Ответ: гусеницы, скворцы)

3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи в 4-м предложении 1 абзаца.

2 вариант

1. Найдите во втором абзаце в 10 предложении слово с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем

(Ответ: расти)

2. Найдите и выпишите слова, в корнях которых при изменении слова или при образовании новых слов происходит чередование согласных

(Ответ: засохли-сушить; светлый-свеча-освещение; появилось-явление; трещали-треск; много-множество; молодые-моложе; становился-становление; гуще-густой; выше-высокий; пришлось-приходится; отступить- отступление).

3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи в 5-м предложении 2 абзаца.