СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа занятий динамической паузы 1 класс
Рассмотрено: | Согласовано: | Утверждаю: |
на методическом совете | Заместитель директора по УВР | директор МБОУ «Ильинская СОШ» |
МБОУ «Ильинская СОШ» | _____________ Масленко И.В | _______________ Никитина И.Н
|
Протокол №__________ |
| Приказ №________ |
«______»____________2014г. | «_________» _____________2014г. | «________»______________2014г. |
|
|
|
|
|
|
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа занятий
динамической паузы
для 1 класса
Составил: Сецко Лариса Константиновна
учитель начальных классов
с. Ильинка
2014 г.
Программа занятий динамической паузы для 1 класса разработана на основе:
- СанПиН 2.4. 2.2. 821 – 10;
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ильинская СОШ».
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена тем, что подвижные игры направленны на общефизическое развитие детей. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Динамические паузы не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) паузы помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Двигательная активность обеспечивает обогащение мозга кислородом, ускорение процессов восстановления, повышение работоспособности, что способствует снятию дискомфорта и напряжения во время учебного дня.
Важное направление в содержании программы «Динамические паузы» уделяется спортивно-оздоровительному воспитанию младшего школьника.
Цель: воспитание у обучающихся 1-го класса основ здорового образа жизни посредством подвижных игр.
Задачи:
- комфортная адаптация первоклассников в школе;
- устранение мышечной скованности, снятие физической и умственной усталости;
- удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
- формирование установок здорового образа жизни;
- укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям;
- воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Результаты решения выше перечисленных задач определяются в игровой форме.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 165 часов в год, 5 часов в неделю.
Режим занятий: продолжительность одного занятия в первом классе – 30 мин.
Программа направлена на:
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями,
- расширение межпредметных связей, формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Результатом занятий подвижными играми является освоение учащимися основ физкультурной деятельности, развитие личностных качеств учащихся: самостоятельность, наблюдательность, терпеливость, доброжелательность и др.
Общая характеристика курса.
На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять суть подвижных игр, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации (в новых играх, упражнениях).
Наконец, учащиеся самостоятельно используют полученные знания, умения в различных жизненных ситуациях.
Программа нацелена на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Дает возможность ребёнку убедиться в необходимости быть здоровым.
Содержание программы
1. Подвижные игры рассматриваются в качестве одного из важных средств физического воспитания.
Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегчённом виде выполнять элементы изучаемых технических приёмов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Правила предупреждения травматизма во время занятий: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Используются такие игры как: «Удочка», «Кошки-мышки», «У кого мяч?», «Классы», "Солнце и месяц", «Море волнуется», «Построй шеренгу, круг, колонну», «Гонка мячей», «Бой петухов», «Скатывание шаров», «Залп по мишени», «Осада снежной крепости»,
2. Игры на внимание отражают реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры – усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Также они обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В играх на внимание содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Используются такие игры как: «Правильно – неправильно», «Пустое место», «У ребят порядок строгий», «Группа смирно!», «Мяч соседу», «Угадай, чей голосок», «Краски», «Земля, вода, воздух, ветер», «Ручеек», «Успей занять место»
3. Общеразвивающие игры: «Карусель», «Замри», «На прогулку», «Третий лишний», «Ларынщуп» – «Юла», «Тухлан ларынщуп» – «Летающая вертушка»
Самостоятельные игры и развлечения. Помощь в организации и проведении подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах, в рекреации, в классе).
Основополагающие педагогические принципы программы:
- реализации потребности детей в двигательной активности,
- учета специфики двигательных занятий,
- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
- разнообразной физической деятельности учащихся,
- преемственности урочных и внеурочных работ.
Методы достижения цели:
групповой метод;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод и др.
Формы организации деятельности:
экскурсии;
практические занятия;
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
беседы по воспитательным эффектам подвижных игр.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Игры с бегом | 34 |
| 34 |
3 | Игры с прыжками | 32 |
| 32 |
4 | Игры с мячом | 29 |
| 29 |
5 | Игры с элементами ОРУ | 22 |
| 22 |
6 | Зимние забавы | 10 |
| 10 |
7 | Игры на координацию | 37 |
| 37 |
| Итого | 165 | 1 | 164 |
Планируемые результаты
Содержание динамической паузы направленно на воспитание таких качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека, а также на развитие различных форм двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Базовым результатом освоения динамической паузы является не только активное развитие физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности и направлена на достижение первого уровня результатов - приобретение школьниками социальных знаний, установок на здоровый образ жизни, методы укрепления здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма, на совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям, формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол часов | Форма, тип занятия | Планируемые результаты |
1 | 1.09 | Вводный урок. Игра с элементами ОРУ "Класс, смирно!" | 1 | игровая | Знать: Зачин, команды, кричалки. Уметь: слушать команды водящего, перестраиваться, выполнять различные виды бега, ходьбы, прыжков |
2-3 | 2.09 3.09 | Игры с бегом: «Вороны и воробьи», «Ловишки-перебежки» | 2 | игровая | |
4-5 | 4.09 5.09 | Игры с прыжками «На одной ноге» Разучивание и закрепление | 2 | игровая | |
6-7 | 8.09 9.09 | Игры с элементами ОРУ Игра «Земля, вода, воздух, ветер»; «Кричалки–шепталки–молчалки» | 2 | игровая | |
8-9 | 10.09 11.09 | Игры с прыжками: «На одной ноге» - закрепление «Попади в след» - разучивание | 2 | игровая | Закрепление и совершенствование навыков бега; - В прыжках - развитие скоростных и скоростно-силовых способностей; - ориентирование в пространстве |
10 - 11 | 12.09 15.09 | Игры с бегом: «Два мороза» - разучивание, «Ловишки-перебежки» - повторение | 2 | игровая | Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества Личностные: - формирование мотивов достижения и социального признания; - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; - формирование моральной самооценки. Познавательные: - структурирование знаний - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; развивает координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества.
Коммуникативные: - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника; - умение договариваться, находить общее решение; - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. |
12-13 | 16.09 17.09 | Игры с мячом: «Большой мяч», «У кого мяч?» | 2 | игровая | |
14-15 | 18.09 19.09 | Игры на координацию: «Донести рыбку», «Удочка» | 2 | игровая | |
16-17 | 22.09 23.09 | Игры с мячом: «Змейка», «Эстафета с мячами» | 2 | игровая | |
18-19 | 24.09 25.09 | Игры на координацию: «Удочка», «Не урони шарик» | 2 | игровая | |
20-21 | 26.09 29.09 | Игры с бегом: «Зайцы в огороде», «Кот и мышки» | 2 | игровая | |
22-23 | 30.09 1.10 | Игры на координацию: «Удочка» - повторение, «Не урони шарик» - разучивание | 2 | игровая | |
24-25 | 2.10 3.10 | Игры с мячом: «Змейка» - повторение, «Сбей мяч» - разучивание | 2 | игровая | |
26-27 | 6.10 7.10 | Игры с элементами ОРУ: «Кричалки–шепталки–молчалки» повторени, «Поймай того, у кого камешек» | 2 | игровая | |
28-29 | 8.10 9.10 | Игры с бегом: «Зайцы в огороде», «Два мороза» | 2 | игровая | |
30-31 | 10.10 13.10 | Игры с прыжками: «С кочки на кочку» - повторение, «Из обруча в обруч» - разучивание | 2 | игровая | |
32-33 | 14.10 15.10 | Игры на координацию: «Не урони шарик» повторение, «Рыбки» - разучивание | 2 | игровая | |
34-35 | 16.10 17.10 | Игры с мячом: «Сбей мяч» - повторение, «Большой мяч» - повторение | 2 | игровая | |
36-37 | 20.10 21.10 | Игры с бегом: «Зайцы в огороде», «Кот и мышки» | 2 | игровая | |
38-39 | 22.10 23.10 | Игры с прыжками: «С кочки на кочку», «Из обруча в обруч» | 2 | игровая | |
40-41 | 24.10 27.10 | Игры с элементами ОРУ Игра «Земля, вода, воздух, ветер»; «Кричалки–шепталки–молчалки» | 2 | игровая | |
42-43 | 28.10 29.10 | Игры с мячом: «Большой мяч», «У кого мяч?» | 2 | игровая | |
44-45 | 30.10 31.10 | Игры с бегом: «Два мороза», «Ловишки-перебежки» | 2 | игровая | |
46-47 | 10.11 11.11 | Игры с прыжками: «Попади в след», «С кочки на кочку» | 2 | Игровая | |
48-49 | 12.11 13.11 | Игры с элементами ОРУ: «Кричалки–шепталки–молчалки» повторение, «Поймай того, у кого камешек» | 2 | игровая | |
50-51 | 14.11 17.11 | Игры на координацию: «Удочка», «Не урони шарик» | 2 | игровая | |
52-53 | 18.11 19.11 | Игры с мячом: «Сбей мяч» , «Большой мяч» | 2 | игровая | |
54-55 | 20.11 21.11 | Игры с бегом: «Зайцы в огороде», «Кот и мышки» | 2 | игровая | |
56-57 | 24.11 25.11 | Игры с прыжками: «На одной ноге», «Попади в след» | 2 | игровая | |
58-59 | 26.11 27.11 | Игры на координацию: «Удочка», «Не урони шарик» | 2 | игровая | |
60-61 | 28.11 1.12 | Игры с элементами ОРУ Игра «Земля, вода, воздух, ветер»; «Кричалки–шепталки–молчалки» | 2 | игровая | Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества Личностные: - формирование мотивов достижения и социального признания; - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; - формирование моральной самооценки. Познавательные: - структурирование знаний - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; развивает координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества.
Коммуникативные: - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника; - умение договариваться, находить общее решение; - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов |
62-63 | 2.12 3.12 | Игры с мячом: «Бросай - лови», «У кого мяч?» | 2 | игровая | |
64-65 | 4.12 5.12 | Игры с бегом: «Караси и щука», «Попробуй поймай» | 2 | игровая | |
66-67 | 8.12 9.12 | Игры с прыжками: «Прихлопни комара», «Не урони мяч» | 2 | игровая | |
68-69 | 10.12 11.12 | Игры на координацию: «Кружева», «Охотники и зайцы» | 2 | игровая | |
70-71 | 12.12 15.12 | Игры с элементами ОРУ: «Кричалки–шепталки-молчалки» повторени, «Поймай того, у кого камешек» | 2 | игровая | |
72-73 | 16.12 17.12 | Игры с мячом: «Змейка», «Эстафета с мячами» | 2 | игровая | |
74-75 | 18.12 19.12 | Игры с бегом: «Не попадись», «Попробуй поймай». | 2 | Игровая | |
76-77 | 22.12 23.12 | Игры на координацию: «Кружева», «Кто дальше» | 2 | игровая | |
78-79 | 24.12 25.12 | Игры с прыжками: «Прыжки по полоскам», «Прихлопни комара» | 2 | Игровая | |
80-81 | 26.12 12.01 | Активные игры зимой: «Снайперы», «Черепашки» | 2 | игровая | |
82-83 | 13.01 14.01 | Игры с мячом: «Мяч соседу», «Эстафета с мячом» | 2 | игровая | |
84-85 | 15.01 16.01 | Игры на координацию: «Замри», «Кружева» | 2 | Игровая | |
86-87 | 19.01 20.01 | Активные игры зимой: «Скатывание шаров», «Осада снежной крепости» | 2 | игровая | |
88-89 | 21.01 22.01 | Игры с бегом: «Не попадись», «Попробуй поймай». | 2 | игровая | |
90-91 | 23.01 26.01 | Игры с прыжками: «Прыжки по полоскам», «Прихлопни комара» | 2 | игровая | |
92-93 | 27.01 28.01
| Игры с элементами ОРУ: «Кричалки–шепталки-молчалки», «Море волнуется…» | 2 | игровая | |
94-95 | 29.01 30.01 | Игры с мячом: «Мяч соседу», «Эстафета с мячом» | 2 | игровая | |
96-97 | 2.02 3.02 | Игры на координацию: «Кружева», «Кто дальше» | 2 | игровая | |
98-99 | 4.02 5.02 | Активные игры зимой: «Снайперы», «Черепашки» | 2 | игровая | |
100-101 | 6.02 9.02 | Игры с прыжками: «Прыжки по полоскам», «Прихлопни комара» | 2 | игровая | |
102-103 | 10.02 11.02 | Игры с бегом: «Два мороза», «Ловишки-перебежки» | 2 | игровая | |
104-105 | 12.02 13.02 | Игры с прыжками: «Попади в след», «С кочки на кочку» | 2 | игровая | |
106-107 | 24.02 25.02 | Игры с элементами ОРУ: «Кричалки–шепталки–молчалки» повторени, «Поймай того, у кого камешек» | 2 | игровая | |
108-109 | 26.02 27.02 | Игры на координацию: «Удочка», «Не урони шарик» | 2 | игровая | |
110-111 | 2.03 3.03 | Активные игры зимой: «Скатывание шаров», «Осада снежной крепости» | 2 | игровая | |
113-113 | 4.03 5.03 | Активные игры зимой: «Снайперы», «Черепашки» | 2 | игровая | |
114-115 | 6.03 9.03 | Игры с бегом: «Не попадись», «Попробуй поймай». | 2 | игровая | Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества Личностные: - формирование мотивов достижения и социального признания; - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; - формирование моральной самооценки. Познавательные: - структурирование знаний - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; развивает координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества.
Коммуникативные: - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника; - умение договариваться, находить общее решение; - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов |
116-117 | 10.03 11.03 | Игры с прыжками: «Прыжки по полоскам», «Прихлопни комара» | 2 | игровая | |
118-119 | 12.03 13.03 | Игры с элементами ОРУ: «Кричалки–шепталки-молчалки», «Море волнуется…» | 2 | игровая | |
120-121 | 16.03 17.03 | Игры на координацию: «Кружева», «Охотники и зайцы» | 2 | игровая | |
122-123 | 18.03 19.03 | Игры с мячом: «Змейка», «Эстафета с мячами» | 2 | игровая | |
124-125 | 20.03 30.03 | Игры на координацию: «Удочка», «Не урони шарик» | 2 | игровая | |
136-127 | 31.03 1.04 | Игры с бегом: «Вороны и воробьи», «Ловишки-перебежки» | 2 | игровая | |
128-129 | 2.04 3.04 | Игры с бегом: «Караси и щука», «Попробуй поймай» | 2 | игровая | |
130-131 | 6.04 7.04 | Игры с прыжками: «Прыжки по полоскам», «Прихлопни комара» | 2 | игровая | |
132-133 | 8.04 9.04 | Игры с элементами ОРУ Игра «Земля, вода, воздух, ветер»; «Кричалки–шепталки–молчалки» | 2 | игровая | |
134-135 | 10.04 13.04 | Игры на координацию: «Удочка», «Не урони шарик» | 2 | игровая | |
136-137 | 14.04 15.04 | Игры с мячом: «Сбей мяч» , «Большой мяч» | 2 | игровая | |
138-139 | 16.04 17.04 | Игры с бегом: «Зайцы в огороде», «Кот и мышки» | 2 | игровая | |
140-141 | 20.04 21.04 | Игры с прыжками: «На одной ноге», «Попади в след» | 2 | игровая | |
142-143 | 22.04 23.04 | Игры на координацию: «Удочка», «Не урони шарик» | 2 | игровая | |
144-145 | 24.04 27.04 | Игры с элементами ОРУ Игра «Земля, вода, воздух, ветер»; «Кричалки–шепталки–молчалки» |
|
| |
146-147 | 28.04 29.04 | Игры с мячом: «Бросай - лови», «У кого мяч?» | 2 | игровая | |
148-149 | 30.04 4.05 | Игры на координацию: «Замри», «Кружева» | 2 | игровая | |
150-151 | 5.05 6.05 | Игры с бегом: «Зайцы в огороде», «Два мороза» | 2 | игровая | |
152-153 | 7.05 8.05 | Игры с прыжками: «С кочки на кочку», «Из обруча в обруч» | 2 | игровая | |
154-155 | 11.05 12.05 | Игры на координацию: «Не урони шарик» повторение, «Рыбки» - разучивание | 2 | игровая | |
156-157 | 13.05 14.05 | Игры с мячом: «Сбей мяч» - повторение, «Большой мяч» - повторение | 2 | игровая | |
158-159 | 15.05 18.05 | Игры на координацию: «Удочка», «Не урони шарик» | 2 | игровая | |
160-161 | 19.05 20.05 | Игры с бегом: «Зайцы в огороде», «Два мороза» | 2 | игровая | |
161-162 | 21.05 22.05 | Игры с прыжками: «С кочки на кочку» - повторение, «Из обруча в обруч» - разучивание | 2 | игровая | |
163-164 | 25.05 26.05 | Игры на координацию: «Не урони шарик» повторение, «Рыбки» - разучивание | 2 | игровая | |
165 | 27.05 | Игры с мячом: «Сбей мяч» | 1 | игровая |
Приложение
ОПИСАНИЕ ИГР
С бегом:
«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки»
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
Зайцы в огородеРазновидность «Ловишки», но в роли «ловишки» выступает «собака».
Перед началом игры выбирается из числа играющих или назначает воспитатель «собаку». Остальные дети — «зайцы». На одной стороне игровой площадки рисуют кружки диаметром до 50 см — это «домики-норки» зайцев. На противоположной стороне площадки (на расстоянии 10—15 м) рисуют еще один круг диаметром 1,0— 1,5 м — это будка «собаки».
Расположенная между «норками» и будкой собаки игровая площадка — это огород с грядками. При желании на нем можно обозначить черточками или кружочками грядки.
По первому сигналу воспитателя «зайцы» выбегают из норок и бегут в огород, перепрыгивая через грядки. Там они лакомятся морковкой, капустой…
Воспитатель подает второй сигнал или команду: «Собака бежит!..» После этого зайцы спешат добраться до своих «норок», спрятаться в них, а собака старается поймать зайца, «осалив» его» (дотронувшись до него рукой). Пойманный заяц отходит к будке собаки и больше не принимает участия в игре.
Когда будет поймано 3—6 «зайцев», воспитатель может выбрать из играющих другую «собаку», а пойманные «зайцы» снова возвращаются в игру, которая начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «кот».
У края игровой площадки проводится линия, за которой чертятся круги или кладутся обручи — «домики-норки мышей». На расстоянии 5—8 м от линии на пеньке или на стульчике садится «кот», а мыши устраиваются в своих «норках».
Показывая начало игры, роль кота выполняет воспитатель, а затем выбирается «кот» из играющих детей. Когда все заняли свои места, воспитатель обращается к детям-«мышкам»: «Кот спит!..» Можно использовать рифмовку:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит…
После этих слов воспитателя «мышки» покидают свои «норки» и начинают бегать по игровому полю, близко подходят к «коту». Через некоторое время воспитатель говорит: «Кот просыпается!..»
Можно использовать рифмовку:
Тише, мышки, не шумите,
Вы кота не разбудите!..
После этих слов «кот» встает на четвереньки, потягивается, говорит: «Мяу!..»
Это служит сигналом, что он начинает ловить мышей. Пойманных «мышей» кот отводит к своему месту, а игра начинается сначала, но уже без их участия.
После того, как «кот» поймал 3—5 мышей, воспитатель назначает нового «кота», а пойманные «мыши» возвращаются в игру.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
По цели и характеру напоминает игру «Ловишка».
Игровая площадка разделена двумя линиями на расстоянии 10—15 м одна от другой. Из играющих выбирается водящий — «щука», а остальные участники игры — «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.
По сигналу или команде учителя «караси» перебегают на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой.
Когда пойманы 3—4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).
Когда щукой пойманы 8—10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать через нее (дважды пройти под руками).
Когда пойманы 14—16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.
Победителем считается последний пойманный карась.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии, за которыми располагаются «домики» играющих. Расстояние между линиями примерно 6—10 м. Из числа играющих выбирается «ловишка» (водящий), который занимает место между двумя линиями.
Остальные играющие стоят у линии и хором произносят рифмовку:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!..
После произнесения слова «лови» дети перебегает на другую сторону площадки, а ловишка стремится догнать бегущих и «осалить» их (дотронуться рукой). Тот играющий, до которого ловишка дотронулся прежде, чем он перешел черту, считается пойманным и отходит в сторону, садится возле «ловишки».
Правила игры: после двух-трех перебежек детей от черты к черте проводят подсчет числа пойманных игроков, а затем выбирается новый ловишка:
в ходе игры желательно определить лучшего ловишку.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.
На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.
Категория: Азербайджанские народные игры
Развивает: быстроту реакции, силовую выносливость
Цель игры: обучение в игровой форме ходьбе, бегу, развитие ловкости, координации движений.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5—8 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Из играющих детей выбирается водящий, который располагается внутри круга в любом месте. Остальные дети становятся вокруг круга на расстоянии полушага от черты.
По сигналу воспитателя дети прыгают в круг, бегают по нему и выскакивают обратно. Водящий бегает в пределах круга и старается коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего каждый играющий должен успеть покинуть пределы круга.
Тот играющий, до кого успел дотронуться водящий в пределах круга, получает штрафное очко, но остается в игре (или выбывает из игры). Через некоторое время воспитатель подсчитывает число штрафных очков и тех играющих, кого не успел коснуться водящий. Производится замена водящего, и игра начинается сначала.
Вариант игры: можно несколько изменить условия игры. Водящим становится первый же игрок, до кого дотронулся прежний водящий в пределах круга, а ведущий занимает место игрока.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость
Игры с прыжками
«На одной ноге»
Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы – один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.
«Петушиный бой»
Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у которой было больше побед.
«Попади в след»
На полу рисуется три пары следов. Дети делятся на команды. Перед каждой командой по три пары следов. Необходимо прыгая точно попадать в след. Побеждает та команда, дети которой будут точнее.
С кочки на кочкуПо цели и характеру она напоминает игру «Через ручеек».
На игровой площадке чертятся две ровные или извилистые линии на расстоянии 3—5 м. Это берега, между которыми располагается болото. На поверхности болота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Прыгать можно на одной или на двух ногах.
Кто из играющих детей оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры.
Вариант игры: каждый из играющих вместо нарисованных кочек получает по две дощечки, переставляя которые и становясь на них, можно перебраться на другой берег.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений
Подготовка. Линиями обозначается коридор шириной 2-3 м. Поперёк коридора проводятся линии, образующие узкие (30 см) и широкие (50 см) полоски, которые чередуются между собой. Таких полосок может быть по 6-8. Через узкие полоски дети прыгают, а от широких отталкиваются при прыжках. Класс делится на три-четыре команды, которые встают шеренгами.
Содержание игры. По сигналу первые номера каждой команды начинают прыжки с начала коридора (толчком двумя ногами) через узкие полоски, делая промежуточный прыжок на каждой широкой полосе. Выполнившие все прыжки правильно (не наступив на узкие полоски) приносят своей команде очко. Так же прыгают вторые номера и т.д. Если игрок наступит на узкую полоску, он продолжает прыгать дальше, но не приносит команде очко. Быстрота выполнения прыжков не учитывается.
Побеждает команда, игроки которой получили больше очков.
Правила игры: 1. Ширина полосок постепенно увеличивается (до 60, 90, 100 см). 2. Команды располагаются в таком же положении и соблюдают ту же последовательность. 3. Тот, кто прыгнул на первую полоску, получает одно очко, на вторую - два очка и т.д. 4. Тот, кто неточно приземлился на очередной полоске или не устоял на ней, выходит из игры и очков не получает.
Из обруча в обручЦель игры: развитие основных видов движения (прыжки в длину с места), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации движений.
На игровой площадке кладут обручи на расстоянии 30 см друг от друга. При отсутствии обручей на полу или на земле можно начертить на таком же расстоянии друг от друга круги или квадраты. Всего 6—8.
Дети выстраиваются в колонну и по сигналу воспитателя начинают прыжки на двух ногах из обруча в обруч, следуя с интервалом друг за другом, не мешая при этом друг другу. Ребенок, закончивший прыжки и достигший последнего обруча, бегом возвращается и становится в конец колонны.
В конце игры воспитатель отмечает качество прыжка и приземления детей, не забывая отметить положительное участие всех детей в игре.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, основные виды движений
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.
Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».
Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость
ИГРЫ С МЯЧОМ
Не урони мячЦель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног.
По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны.
Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.
Вариант игры: на второй линии для каждой команды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажатым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
«Веселый бег»
Команды становятся во встречные колонны с одной стороны мальчики, с другой девочки (на расстоянии длины волейбольной площадки). Около направляющего колонны лежит мяч (резиновый) и гимнастическая палка. По команде он зажимает мяч между ногами, берет в обе руки гимнастическую палку и бежит к противоположной колонне девочек. Если по пути теряется один из предметов, игрок должен остановиться, взять предмет таким же способом и продолжить бег. Эстафета заканчивается, когда колонны мальчиков и девочек поменяются.
ИГРЫ С ОРУ
Игра «Земля, вода, воздух, ветер»
Игра актуализирует представления детей о природе, способствует расширению знаний, дает возможность детям убедиться в правильности собственных ответов. Кроме того, развивается внимание, актуализируется память. Ребята учатся слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.
Размещение лучше всего организовать в форме круга. В игре можно использовать дополнительно: - игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться.
Продолжительность игры: 20-30 минут.
ХОД:
Игра имеет две интерпретации:
1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода», то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер», то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.
На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить .
В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.
2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка- выполнить то, или иное задание. Например, если называется «воздух» - дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д.), если – «вода» - изобразить различные движения пловца, если “ветер” - подуть, покружиться, закачаться, как деревья.
Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.
«Кричалки–шепталки–молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
Поймай того, у кого камешекЦель игры: развитие внимательности, быстроты.
В игре принимают участие не менее пяти человек. Игроки выстраиваются на игровой площадке в одну шеренгу, против них становится руководитель игры или выбранный ведущий. Игроки держат вытянутые вперед руки со сложенными ладонями.
У ведущего игру есть камешек, он ходит перед шеренгой и делает вид, будто хочет положить его в ладони игроков. Затем незаметно опускает камешек в чьи-нибудь ладони. Тот, кому достанется камень, бежит до заранее намеченного пункта и обратно, чтобы вернуть камешек ведущему. Остальные игроки преследуют его и пытаются поймать, пока он в поле. На линии его уже схватить нельзя.
Правила игры:
если игрок вернется обратно и его никто не сможет поймать, в следующем туре он занимает место ведущего;
если игрока поймают, место ведущего займет игрок, первым коснувшийся того, кто бежал.
Категория: Греческие игры для детей
Развивает: быстроту реакции, внимательность
Цель игры: в игровой форме обучение основным видам движения (ходьба, бег), выработка внимательности и быстроты реакции.
Из числа играющих выбирается «водящий». Остальные дети образуют круг, стоя на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Потом каждый ребенок очерчивает вокруг себя кружок диаметром до 50 см. Это его «домик».
После окончания приготовления к игре водящий идет по кругу, обходя «домики» змейкой. Если водящий, проходя мимо играющего, говорит: «Море волнуется…», то этот играющий должен покинуть свой домик, взять за руку водящего и пойти следом за ним. Следующий игрок после слов водящего становится за первым и т. д., пока за ведущим не образуется цепочка из всех играющих детей, а все их «домики» не освободятся. Ведущий ведет эту «цепочку» по игровой площадке, меняя шаг, то ускоряя до бега, то замедляя, а потом неожиданно для всех говорит: «Море спокойно!..»
После этих слов все играющие отпускают руки друг друга и спешат занять любой свободный кружок-«домик». Тот играющий, который остается без «домика», становится водящим, и игра начинается сначала.
Правила игры: нельзя становиться в кружок, если туда уже успел поставить ногу другой игрок; нельзя выталкивать другого играющего из занятого кружка-«домика».
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: быстроту реакции, внимательность, основные виды движений
ИГРЫ С МЯЧОМ
«Большой мяч»
Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадет в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч, они перекатывают его ногами.
Игра «У кого мяч?»Цель игры: постараться обмануть водящего, чтобы он не догадался, у кого из играющих мяч.Выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч. Встав ко всем спиной, он бросает мяч через голову. Тот, кто поймает мяч, прячет его за спину, и все остальные тоже прячут руки за спину, делая вид, что у них в руках мяч. Все хором кричат, «У кого мяч?», а водящий поворачивается к игрокам и пытается угадать, у кого же мяч на самом деле. Если водящий угадает, он бросает мяч снова. Если же он ошибется, то водящим становится тот, у кого мяч.
Змейка (Проведи мяч)Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюшкой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8—10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.
По сигналу или команде воспитателя ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.
Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.
Вариант игры:
можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;
ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;
игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.
На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч.
По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю.
Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.
Варианты игры:
сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;
мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед — внизу, между широко расставленными ногами.
Подводя итоги игры, воспитатель отмечает четкость командной игры.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Цель игры: развитие ловкости, глазомера.
Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполняет, опередив соперника, засчитывается очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Категория: Активные игры с мячом
Развивает: глазомер, ловкость
По цели и характеру повторяет игру «Лови мяч».
На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку:
«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»
Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.
Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до 2—2,5 м.
Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.
Категория: Активные игры с мячом
Развивает: глазомер, ловкость
Цель игры: развитие ловкости.
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга, а в центре круга — водящий.
По сигналу или по команде учителя игроки начинают передавать мяч друг другу вправо или влево, но обязательно рядом стоящему игроку. Направление передачи мяча может меняться в процессе игры много раз. Задача водящего — не покидая пределы круга, дотронуться до мяча, находящегося в руках игрока, или во время передачи.
Если это удается, то тот игрок, у которого был в данный момент мяч, становится водящим и игра начинается сначала.
Категория: Активные игры с мячом
Развивает: ловкость
ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ
«Донести рыбку»
Дети делятся на две команды. На линии старта двум игрокам вручается по две удочки длиной в 1 метр. На конце каждой удочки кладется фанерная рыбка. Удочки держатся одна в правой руке, другая – в левой. Участники должны пронести и опустить «рыбок» в спасательный круг, который находится на линии старта на расстоянии 8-10 метров. Играющие начинают движение одновременно по сигналу судьи. Уронивший «рыбку» должен тут же положить ее на удочки и двигаться дальше. Выигрывает та команда, которая раньше опустит «рыбок» в круг.
УдочкаЦель игры: развитие ловкости, координации движений.
Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.
Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см.
Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчиты-вается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость
Цель игры: кроме закрепления навыков ходьбы и бега, дети развивают ловкость и координацию движений.
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 см (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша».
На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой.
По сигналу воспитателя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уронил, положить шарик в ложку и только потом продолжить движение.
Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устраивать новые забеги среди победителей каждого предварительного забега.
Вариант игры: игра может проводиться в виде эстафеты, когда все участники разделены на 2—3 команды в зависимости от количества участников:
играющий должен донести шарик в ложке до линии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;
играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость
Цель игры: обучение в игровой форме видам движения (ходьба, бег), развитие ловкости и координации движений.
Перед игрой воспитатель заготавливает из картона «рыбки» (длина — 15—20 см, ширина — 5—7 см), которые окрашиваются в цвета играющих команд (например, синие, красные и зеленые рыбки). К хвостику каждой рыбки привязывается нитка длиной 50—60 см.
Игра предполагает соревновательный характер двух или трех (в зависимости от числа детей) команд с равным числом участников в каждой команде.
Дети выстраиваются на игровой площадке и делятся на команды. Каждая команда получает «рыбок» своего цвета. Каждый ребенок получает «рыбку» цвета своей команды и свободный конец нитки заправляет за свой носок так, чтобы при ходьбе или беге «рыбка» тянулась сзади на нитке, касаясь пола — «плыла».
После этого команды выходят на игровое поле. По сигналу воспитатели дети начинают ходить и бегать по площадке, стараясь наступить на «рыбку» противника и в то же время не дать «поймать» свою «рыбку». Ребенок, чью рыбку «поймали» (выдернули нитку из носка), выбывает из игры, а «рыбку» забирает поймавший игрок.
После окончания игры воспитатель подводит итоги. Побеждает та команда, у которой осталось больше непойманных своих рыбок, но больше «пойманных» чужих «рыбок».
Правила игры: во время игры нельзя хватать руками игрока другой команды, толкаться, наступать на ноги другим игрокам.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, основные виды движений
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловишки» («Пятнашки»).
Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота».
Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».
Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Цель игры: обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.
Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диаметром до 50 см.
Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.
Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник — зайцем.
Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3—4 взявшиеся за руки.
Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «бездомным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость
По цели и характеру эта игра близка игре «Донеси мешочек».
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих).
У первой черты ребенок наклоняется вперед, сгибаясь почти до прямого угла. На спину ему кладут мешочек с песком или подушечку. В таком положении ребенок должен пройти путь до следующей черты, не уронив предмет со спины во время движения.
Правила игры: поправлять предмет или поддерживать его во время ходьбы между линиями. Ребенок, потерявший груз, выбывает из игры.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: выдержку, координацию движений
«Замри»
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
АКТИВНЫЕ ИГРЫ ЗИМОЙ
СнайперыЦель игры: обучение метанию (вместе мяча — снежок), развитие точности броска, глазомера.
На игровой площадке сначала строится из снега стенка длиной до 2 м и высотой до 1 м. На ее плоский верхний край кладут яркий кубик, кеглю или другой яркий предмет.
На расстоянии 1,5—3 м (в зависимости от возраста детей) от стенки проводится линия. От этой линии дети по очереди стараются сбить предмет со стенки снежками (количество снежков может быть ограничено или не ограничено).
На верхний край стенки можно положить несколько ярких предметов на расстоянии 30—40 см друг от друга, чтобы в игре одновременно приняло участие несколько детей.
Победителем считается тот, кто поразил цель меньшим количеством снежков.
Вариант игры: после поражения цели ребенок отходит шаг назад и снова начинает поражать цель определенным количеством снежков (3 снежка). Так продолжается до промаха. Победителем считается тот, кто поражает цель с самой дальней дистанции.
Категория: Активные игры зимой
Развивает: глазомер, точность броска
Черепашки
Цель игры: обучение совместному действию, развитие опорно-двигательного аппарата, мышления.
На снежной игровой площадке проводят две параллельные линии «старт» и «финиш» на расстоянии 8—10 м.
Одновременно в игре принимают участие 2—3 пары. Каждая пара садится на сани спиной друг к другу. Санки стоят на линии старта.
По сигналу или команде воспитателя игроки начинают движение к линии «финиша». Каждая пара игроков должна продвигать свои санки, отталкиваясь одновременно двумя парами ног, но согласовать свои движения им трудно: один сидит лицом, а другой — спиной в сторону движения. Поэтому продвижение санок не будет быстрым. Побеждает пара, первая пересекшая линию «финиша».
Игра «Скатывание шаров»
Эту игру лучше проводить после снегопада. Играющие делятся на несколько групп (по 5-10 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10-15 минут подается второй сигнал, и ребята подкатывают свои шары к руководителю. Побеждает группа, чей шар окажется больше.
Скатанные шары можно использовать для постройки снежной крепости, лабиринта или других сооружений из снега
Пятнашки на санках
Цель игры: развитие силы, выносливости, ловкости, координации движений.
Перед, началам игры очерчивают или обозначают флажками границы игровой площадки, за пределы которой выходить нельзя. Играющие дети делятся на пары. У каждой пары санки. Из двух играющих один сидит в санках, а второй везет их. Из всех пар по желанию или по считалке выбирается пара «водящих».
По сигналу или по команде учителя начинается игра. Пары играющих разбегаются в разные стороны по игровом площадке, а водящая пара стремится догнать любую пару н «запятнать» одного из играющих.
«Запятнать» может игрок, сидящий в санках, делая мо прикосновением руки. Та пара, которую «запятнали», становится водящей, а игра продолжается.
Правила игры: нельзя пытаться «запятнать» пару, которая перед этим была водящими. Пара, заехавшая за пределы игровой площадки, становится водящей.
Игра «Залп по мишени»
В игре участвуют 3-4 команды (по 3 игрока в каждой). По числу команд надо приготовить мишени - квадратные кусочки фанеры размером примерно 25X25 см, укрепленные на подставках.
В начале игры мишени устанавливают в 6 шагах от черты, за которой располагаются команды. По сигналу руководителя все игроки каждой команды одновременно бросают снежки в свою мишень (каждый по одному снежку). Если в результате этого залпа какая-нибудь из мишеней перевернется, ее отставляют дальше на один шаг.
Побеждает команда, которая к концу игры дальше отодвинет свою мишень.
Игра «Осада снежной крепости»
Из снега строится крепость - стена высотой 1,2-1,5 м и длиной 4-5 м. По числу снайперов (их может быть 5-6) заготавливаются мишени - фанерные кружки диаметром 60-70 см, прибитые к палкам.
Играющие разбиваются на две равные команды: одна находится внутри крепости (за стеной), другая - в 8-10 м от нее на линии огня. Участникам игры, находящимся в крепости, вручают по одной мишени. По команде судьи все мишени поднимаются над крепостью на 3-4 минуты. Каждый снайпер старается за это время попасть снежком в мишень. В, случае попадания он громко объявляет: «Попал - раз, попал - два» и т. д. Судья следит за правильностью подсчетов. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, у которой окажется больше попаданий.